Елена Бабарико
Использование игровой оздоровительной технологии «БОС-Здоровье» в коррекционной работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из важнейших проблем нашего времени. Охрана жизни и укрепление здоровья, функциональное совершенствование и повышение работоспособности организма ребёнка являются первоочередными задачами.
Состояние здоровья дошкольников в последние годы стремительно ухудшается. Это подтверждается и данными официальной статистики, и результатами выборочных научных исследований.
Публикация «Использование игровой оздоровительной технологии „БОС-Здоровье“ в коррекционной работе с детьми» размещена в разделах
Данные анализа состояния здоровья воспитанников свидетельствует об уменьшении из года в год количества здоровых детей, поступающих в наше дошкольное учреждение. Лидируют болезни респираторной инфекции, нервной и дыхательной системы.
Воспитательно-образовательная деятельность осложнена тем, что у дошкольников в моей группе, имеющих ОНР, задерживается развитие психических, познавательных процессов и коммуникативных навыков, затрудняется общение с окружающим, слабо развиты сенсомоторные функции. Всё это препятствует формированию полноценной личности.
Приоритетным направлением нашей деятельности является здоровьесбережение детей.
Чтобы по возможности предварить острые респираторные заболевания или сократить длительность и облегчить их течение, а следовательно обеспечить полноценное личностное развитие воспитанника и его подготовку к школе, мы ведём профилактическую работу с детьми. Профилактика заболеваний – это совокупность предупреждающих мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка.
К числу мероприятий, оказывающих благоприятное, оздоровительное влияние, относятся (закаливание, рациональное питание, правильный режим дня, вакцинация, занятия физическими упражнениями, дыхательная гимнастика).
С целью организации работы по оздоровлению детей в коррекционной группе мы используем «Инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии «БОС – Здоровье»,
куда входят учебные электронные пособия «Азбука», «Арифметика», «Окружающий мир» (созданы на основе инновационной технологии Александра Сметанкина «БОС – Здоровье»).
Обучение по технологии «БОС – Здоровье» проходит с использованием диафрагмально-релаксационного дыхания (дыхания животом, без усилий, свободное как песня). Диафрагмальное дыхание отличается ярко выраженным успокаивающим действием, поэтому тренировка диафрагмального дыхания просто необходима детям с общим недоразвитием речи.
В основе использования данной технологии в коррекционной работе мы придерживаемся следующим принципам:
- научности – проведение научно обоснованных и практически апробированных мероприятий, направленных на укрепления здоровья;
- интегрированности – решение оздоровительных задач во всех видах воспитательно-образовательной деятельности;
- активности и сознательности;
- индивидуально-дифференцированной направленности содержания, форм и методов образовательно-воспитательного процесса;
- системности и последовательности;
- игрового познания;
- комплексного решения задач образования, воспитания и развития личности.
На первом этапе дети осваивали навык диафрагмального дыхания, где они контролировали правильность дыхания своей ладонью (одну руку кладём на живот, другую – на грудь).
Вместе с ребё нком повторяли инструкцию:
- сидим прямо, опираясь на спинку стула;
- на вдохе живот надуваем, как шарик, на выдохе сдуваем;
- вдох делаем через нос, выдох через рот. Вдох лёгкий, короткий. Выдох длинный и плавный.
Ты делаешь короткий, лёгкий вдох через нос, без напряжения и задержки и при этом надуваем живот как шарик. Затем плавно переходишь на равномерный продолжительный выдох через слегка приоткрытый рот, и при этом живот сдувается как шарик. Выдох длиннее вдоха как минимум в два раза. Задержек дыхания быть не должно.
На втором этапе включали тренировочно-игровые сюжеты «Открой картинку», «Покрась забор», «Раскрась картинку».
Вместе с ребё нком повторяли инструкцию:
- дышим в ритме открывания картинок на мониторе: картинка открывается вверх – делаем вдох, картинка открывается вниз или вправо – делаем выдох;
- дышим плавно без задержек на вдохе и выдохе.
Как только полоска (невидимая кисточка, столбик) начинает подниматься вверх – ты делаешь лёгкий, короткий вдох через нос и при этом надуваешь живот как шарик. А как только полоска начинает опускаться вниз (или вправо) ты плавно переходишь на равномерный продолжительный выдох через слегка приоткрытый рот, и при этом живот сдувается как шарик. Выдох длиннее вдоха как минимум в два раза. Задержек дыхания быть не должно.
Занятия за компьютером проводятся 2-3 раза в неделю с подгруппой детей (3-4 ребёнка) и индивидуально (одно занятие за компьютером 7минут в день).
Подача изучаемого материала осуществляется с учётом оптимального дыхания детей 5-7 лет – это 12 дыханий в минуту. Длительность одного дыхания составляет 5 секунд: вдох – 1,5 секунды, выдох – 3,5 секунды.
Поддерживая такой ритм дыхания, ребёнок самостоятельно приводит организм в физиологическую норму, которая является самым благоприятным фоном для усвоения учебного материала.
На третьем этапе внимание направлено на длительность и чёткость звучания гласных и согласных звуков, где вдох ладонью уже не контролируется. На данном этапе использую следующие игровые приёмы :
«Трубач»
Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу» : пф. Педагог хвалит тех, кто дольше всех сумел дуть в «трубу».
«Жук»
Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Педагог предлагает им поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – ж, одновременно опуская руки вниз.
«Комарик»
Дети сидят, ногами обхватив ножки стульчика. Руки на поясе. Нужно вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит неуловимый комарик – з; быстро вернуться в исходное положение; новый вдох – и поворот в другую сторону.
«Топор»
Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперёд, медленно опуская «тяжёлый топор», произнести – ух! – на длительном выдохе.
Приобретённый навык дыхания животом используем во всех моментах учебно-воспитательного процесса: на индивидуальных и групповых занятиях, в играх, свободной деятельности, в случаях психоэмоциональной и физической перегрузки (3-4 раза в день до еды от 5-10 минут).
Игровые приёмы для выработки длительного свободного выдоха проводятся на материале звуков и слогов. Постановка речевого дыхания производится на гласных звуках или звукоподражаниях. Речевой материал от занятия к занятию усложняется: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе.
Тренировка правильного речевого дыхания с детьми ОНР ведётся и со стороны специалистов ДОУ. Системное и эффективное взаимодействие с ними позволяет укрепить здоровье ребёнка.
Эффективность организации работы по сохранению и укреплению здоровья детей подтверждается динамикой снижения ОРЗ, показанной в гистограмме (если на начало года ежемесячно болело 5-6 ребёнка – 30%, то на сегодняшний день заболеваемость снизилась на 10% - 4 ребёнка);
- способствует развитию внимания и памяти: 90% - 18 детей имели низкий уровень развития внимания, к середине года 75%, то есть 3 ребёнка повысили свой уровень до среднего;
- является оптимальным для формирования навыков правильной речи, что очень важно для детей с ОНР;
- способствует быстрому усвоению учебного материала.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что развитие воспитанников имеет стабильную тенденцию к повышению показателей. Данные результаты обусловлены усовершенствованием содержания и методов коррекционной работы с детьми логопедической группы.
Система работы по оздоровлению дошкольников с общим недоразвитием речи в нашем дошкольном учреждении действует на протяжении нескольких лет. Я считаю, что комплекс мероприятий профилактической работы, в том числе и использование инновационной технологии «БОС – Здоровье» обеспечит у большинства детей:
- значительное улучшение способности к обучению;
- заметное усиление концентрации внимания на занятиях;
- снижение заболеваемости гриппом и ОРЗ;
- положительную динамику в поведении детей;
- устойчивое повышение адаптации детей к стрессовым ситуациям;
- позитивное отношение детей к здоровому образу жизни.