Эльмира Наринян
Использование мандалотерапии в коррекционной работе с детьми-логопатами
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время отмечается, что до 60% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонениями в речевом развитии.
Л. С. Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения, которые затрагивают различные компоненты речи.
Темочки:
Одни из них касаются только произносительных процессов и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за собой нарушения чтения и письма. Третьи представляют собой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать обучению ребенка в школе. Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны языка, приводят к общему недоразвитию речи.
Рисунок 1. Речевые нарушения детей старшего дошкольного возраста
В нашем Центре развития ребенка из 56 воспитанников старшего дошкольного возраста 40% детей (22 ребенка) с речевыми нарушениями. Из них 12 детей с диагнозом НВОНР с дизартрическим компонентом,7 детей с дислалией, 3 ребенка с легкой формой дизартрии и фонетико-фонематическим недоразвитием (рисунок 1).
Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности влекут за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка. Со стороны эмоционально-волевой сферы у детей логопатов наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость; раздражительность или общая заторможенность; замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
В коррекционной работе эмоциональной сферы детей с речевыми нарушениями мною используется метод «Мандала». В переводе с санскрита – «круг», «центр». Это известный, но мало используемый в практике психологов коррекционный метод. Мандалотерапия – это безопасный и естественный способ:
- диагностики нарушений в психо-эмоциональном состоянии ребенка;
- снятия внутреннего напряжения и тревожности;
- развития произвольности поведения;
- развития мелкой моторики рук и коммуникативных навыков.
Правила работы практического психолога с детьми при использовании мандал-раскрасок :
1. Показать ребенку весь набор мандал.
2. На одном занятии можно работать только с одной мандалой.
3. Процесс разукрашивания ограничен по времени: для детей – по степени пресыщения работой.
4. Психолог фиксирует состояние напряжения, расслабленности, связанное с процессом работы.
5. Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы.
6. Проводится беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы).
7. Создание собственных мандал из разнообразного материала (пуговки, бусинки камушки, различные крупы) развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки.
Раскрашивание мандалы имеет смысл, если дети выбрали её сами.
Ребенок раскрашивает её от середины к краю. Это и есть способ
релаксации и расслабления. Следует отметить, что однообразные действия руки успокаивают ребенка и требуют концентрации внимания, тем самым снимая внутреннее напряжение. В этот момент высвобождается та психологическая энергия, которую ранее ребенок тратил на неэффективное поведение и напряжение. Он начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Психологическая защита в виде демонстративного поведения, негативизма, агрессии уступает место креативности, творчеству.
Работа с мандалой также развивает произвольность поведения, мелкую моторику рук, воспитывает аккуратность, обогащает новыми впечатлениями и активизирует интегративные процессы в бессознательном.
Психолог может диагностировать те или иные личностные проблемы, наблюдая за тем, как ребенок выбирает и раскрашивает мандалу, какие выбирает цвета, фиксируя высказывания ребенка во время раскрашивания.
Дети не только раскрашивают готовый шаблон, но и сами создают мандалу из зерен, семечек, из фасоли, различных круп, бусин, ракушек и т. д. Это помогает ребенку снять эмоциональное напряжение и найти свой внутренний ресурс.
Детям, которым трудно дается самовыражение с помощью художественного материала, можно рекомендовать создание мандалы с помощью мозаики, которую легко разобрать и построить заново. Над мозаичными элементами ребенок обладает большим контролем, чем над красками. Можно утверждать, что возможность контролировать процесс повышает у ребенка уверенность в себе.
Известная идея Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка о том, что при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем может делать самостоятельно, на примере мандалотерапии оправдывает себя. Не только обучение, но и терапевтическая помощь, опирающаяся на зону ближайшего развития ребенка, является крайне эффективной, иными словами, ориентация психологической помощи «выше» текущего уровня развития ребенка, а уже имеющийся потенциал дает ребенку возможность обратиться к естественным еще не использовавшимся внутренним ресурсам.
Литература
1. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / под ред. А. И. Копытина. – СПб. : Речь, 2002. – 144с.
2. Копытин, А. И. Основы арт-терапии / А. И. Копытин. – СПб. : Лань, 1996 – 256 с.
3. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. – СПБ: Речь, 2003.
4. Цайри, А., Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы / А. Цайри, Э. Осипук // Школьный психолог. – 2007. – №4 (386). – С. 6.