Мадонова Елена Николаевна
Сказкотерапия как метод эффективного социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ
Сказкотерапия как метод эффективного социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности образовательного учреждения
Мадонова Елена Николаевна
кандидат психологических наук, педагог-психолог
ГБОУ г. Москвы Школа № 2089
Публикация «Сказкотерапия как метод эффективного социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
С введением инклюзивного образования многие дети с ограниченными возможностями здоровья стихийно или целенаправленно оказались включены в дошкольные группы общеразвивающей направленности, что вызвало определенные сложности в работе всех участников образовательного процесса (воспитателей, родителей, специалистов и самих детей). Перестраиваться под новые требования и условия приходится всем. При появлении таких детей в детском коллективе можно наблюдать следующее: у подавляющего большинства детей не сформированы элементарные бытовые навыки, из-за тяжелых нарушений речи достаточно часто испытывают трудности с коммуникацией, дети не всегда полностью осваивают правила поведения в детском коллективе, не готовы к целенаправленной деятельности, испытывают трудности в освоении образовательной программы, поэтому дети часто попадают в категорию неуспешных, что приводит к дисгармонии в личностных и межличностных отношениях. Задача специалистов, воспитателей, работающих с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, является поиск путей оказания своевременной всесторонней помощи ребенку, которая даст возможность малышу жить так же как его сверстники. Качественная психолого-педагогическая консультативная помощь может помочь родителям выстроить правильные детско-родительские отношения, а коррекционно-развивающая помощь в дошкольном возрасте, позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения в школе. Организованная развивающая предметно-пространственная среда, которая существует в дошкольных группах, создает условия для развития малыша в правильном направлении, а ребенок получает возможность социализации путем постепенной адаптации в коллективе.
При выстраивании взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать, что психика таких детей, как правило, очень ранима и требует бережного к себе отношения. По этой причине, необходимо тонко и грамотно выстроить работу с «особыми» детишками, найти подходы, которые будут гарантировать эффективность затраченного труда. Как раз в таких случаях может прийти на помощь такой метод как - сказкотерапия.
Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент развития. Сказкотерапия представляет собой самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни знакомили с культурой предков и опытом предыдущих поколений, обогащали знаниями о правилах поведения. К сказанному нужно добавить, что сказкотерапия – это быстрый и эффективный метод работы с детьми. Сказки оказывают большое влияние на формирование логического мышления и развития фантазии у детей, что в конечном результате приводит к развитию способностей ребенка. Сказкотерапия для детей выполняет три основных функции: 1) диагностическую (способствует определению состояния ребенка, а также его отношения к конкретной ситуации из жизни, помогает понять его стратегию поведения); 2) прогностическую (основывается на диагностике и раскрывает принципы поведения ребенка в будущем); 3) терапевтическую.
В работе сказка удобна тем, что она может помочь решить следующие задачи в социально-психологической и педагогической деятельности:
1. Установление контакта с ребёнком, создание комфортной, соответствующей возрастным особенностям среды. Будучи включённым в происходящее, ребёнок с готовностью принимает задачи на разнообразную познавательную деятельность. Сказочный сюжет может составлять основу увлекательного занятия (в которое включены упражнения на мелкую моторику, внимание, память, восприятие и т. д., и как материал для преобразования, экспериментирования со словами, ситуациями.
2. Ребенок идентифицируется с героями литературного произведения, сопереживает их приключениям. В сказке ребё нок получает возможность проиграть чувства: страх, стыд, обиду и т. д. Терапевтический эффект достигается при проигрывании сказочных сюжетов.
3. Сказки разговаривают с ребёнком на эмоционально насыщенном, близком ему языке метафор, без прямого наставления. Они предлагают в образной форме обучающие ситуации, т. е. позволяют ребёнку «видеть» новые ролевые позиции, новые способы действия.
На основе различных видов сказок, встречающихся в сказкотерапии, используют разные формы подачи материала: анализ, рассказывание, сочинение сказок, элементы куклотерапии, арттерапии и др. Делается это с учетом особенностей характерных для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Как мы знаем, детям нравится слушать сказки и смотреть мультфильмы. Если ребенку нравится то, что он смотрит и то, что вы с ним читаете, он вскоре начнет повторять любимые фразы из услышанного. Услышанное желательно инсценировать с помощью любимых плюшевых игрушек, сопровождая эмоциональным озвучиванием их разными голосами. Наглядность даст возможность ребенку понять происходящее и закрепить слова и словосочетания в бытовой ситуации, например, проигрывая сказку «Курочка Ряба» в конце сказки можно провести следующий эксперимент: повествуя сказку остановиться на словах: «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко покатилось и разбилось» предложите ребенку прокатить вкрутую сваренное яйцо. Такая наглядность, для малыша с ЗПР, с РАС может помочь выстроить логическую цепочку: то есть показать предметы во взаимосвязи, обозначая их принадлежность и предназначение. К тому же отмечено, что дети с РАС долгое время называют себя по имени. Они не используют местоимение «Я». Для закрепления этого знания можно использовать сказку про дружную семью и разучить простую считалочку: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья». Проговаривая считалочку параллельно нужно взять руку малыша в свою и сопровождать слова указательными жестами. Проговаривая считалочку с сопровождением, мы помогаем ребенку понять о ком идет речь в тексте. К сказанном, можно добавить следующее, что при использовании сказок в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии, с учетом их индивидуальных особенностей, можно применять дополнительные виды работ такие как:
• рассказывание сказки;
• рисование сказки;
• сказкотерапевтическая диагностика;
• сочинение сказки;
• изготовление кукол;
• постановка сказки.
Метод «Рассказывание и сочинение сказки»
Сказки очень приятно слушать, но не менее приятно их рассказывать. Многие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки, однако, эта деятельность, как направление сказкотерапии, имеет свои особенности и формы. Сказки могут рассказывать и дети.
1. Рассказывание группе или одному человеку новой или известной сказки от 3-го лица. Рассказывает взрослый.
В этом случае важны актерские умения и навыки. Рассказывая сказку, важно перед своим мысленным взором выстроить образный ряд повествования. "Вжиться" в героев сказки и передавать их интонации; вовремя делать паузы и смысловые акценты.
2. Групповое рассказывание сказок. В этом случае рассказчиком является не один человек, а группа детей.
Сочиненная ребенком или взрослым сказка само по себе психотерапевтическое явление, потому что это есть продукт творчества. Дети, сочиняя сказку, не только отражают в ней свою внутреннюю реальность, но и активизирует свои бессознательные структуры, обеспечивающие их личностное развитие. Анализ сюжета сказки, ее образного ряда позволяет составить довольно полную картину личности дошкольника.
Примерная сказка при сказкотерапии.
Начало сказки. Фабула. «Как был восстановлен порядок». Это история о том, как хозяева одного дома перестали поддерживать в нем порядок. Они не только не прибирались, но и регулярно ссорились, копили обиды и взаимные недовольства. Когда к ним в дом постучалось горе-злосчастье, они с легкостью отворили дверь и впустили его. Постепенно горе-злосчастье освоилось в их доме и навело в нем свой порядок. Точнее - беспорядок. Когда люди опомнились, было уже поздно: их жизнью управляло горе-злосчастье. Как им удалось восстановить порядок и изгнать злое существо из своего дома? Придумайте продолжение и окончание сказки.
Метод «Рисование сказки»
Желательно сказку нарисовать, представить в виде аппликации, слепить. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает всё, что его волнует, чувства и мысли.
Метод «Изготовление кукол»
Слушая или читая сказку, дети проигрывают, просматривают ее в своем воображении. Они представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, видят в своем воображении целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказки в психологических целях (кукольный спектакль).
Метод «Сказкотерапевтическая диагностика»
С помощью определенных сказок и кукол можно проводить диагностику тех или иных проблем ребенка. Образный мир сказок позволяет ему идентифицировать себя с персонажем сказки. Он объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них. Предлагаемые дошкольником ответы на вопросы взрослого позволяют сделать заключение об эмоциональном состоянии ребенка.
Вместе с тем, важным является то, что педагог, использующий сказкотерапию в работе, должен быть хорошо подготовлен, чтобы уметь писать метафоры, владеть мастерством интерпретации и уметь чувствовать ребенка.
Исходя из опыта применения сказкотерапии в программе коррекции с «особенным» ребенком, можно с уверенностью отметь, что с помощью указанного метода, существует большая доля вероятности добиться положительных результатов как в коррекции его личностного развития, так и в социально-коммуникативном развитии. Связано это с тем, что в ходе групповых или индивидуальных занятий с ребенком отрабатываются необходимые навыки коммуникации и навыки коллективного взаимодействия, а это повышает шанс ребенка на адаптацию в коллективе, в обществе.
Список использованных источников
1. Вачков И. В. Сказкотерапия : Развитие самосознания через психологическую сказку -3-е изд., перераб. и доп. -М. ; Ось-89, 2007. – 144 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. - Издательство: Речь, 2004. – 310 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. – СПб. : ООО «Речь», 2000. – 310 с.
4. Реуцкая О. А. Другой мир «особого» ребенка: помощь, уход, развитие. Книга для родителей / О. А. Реуцкая. – ростов н/ д : Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2011. – 159 с.
5. Чех Е. В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб: -Речь; - М: Сфера, 2009. – 144 с.