Наталья Ложенко
Сказкотерапия как метод психокоррекции детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
При поступлении в детский сад слабослышащие дети, как правило, имеют обеднённые представления об окружающих их предметах и людях. Вместе с тем они оказываются беспомощными в самообслуживании из-за гиперопеки со стороны родителей, а ведь ее проявление приводит к ограничению собственной активности детей, закрепляет инфантильность, неуверенность. И только рационально-правильное построение педагогического процесса способно оказать коррекционное воздействие на развитие ребёнка в целом.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Дети, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы физического и психического здоровья, в первую очередь, нуждаются в помощи по социализации и адаптации к окружающему миру. Один из методов, способствующий успешной адаптации, развитию, коррекции, а так же личностному росту детей с ОВЗ в социуме, является сказкотерапия.
Сказкотерапия – это направление, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».
Для реализации проекта по сказкотерапии в группу были приобретены различные виды театра, (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный, костюмы животных и сказочных героев, а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок, изготовлены маски, родителями изготовлена ширма.
Начав работу в группе комбинированной направленности мы, педагоги столкнулись с проблемой неумения детей общаться друг с другом. Дети вели себя агрессивно по отношению друг к другу. Даже после нескольких месяцев работы дети нашей группы не играли вместе не в группе не на прогулке. У 90% детей группы было рассеяно внимание. Мы не могли включить их в игру, заинтересовать их сюжетом, так как они даже не всегда понимали, в силу своих физиологических особенностей смысл происходящего вокруг них. Если мы им читали сказку, то они не понимали ее смысл. И тогда мы пришли к выводу необходимости применения нестандартных методов воспитания. И разработали проект по сказкотерапии.
Сказки мы подбираем разные : русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто сочиняем сказки самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку мы видим те переживания детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать или даже просто как слабослышащие дети не всегда могут выразить словами.
В данное время дети нашей группы любят слушать сказки и с удовольствие сами стали их показывать. В зависимости от настроения дети представляют себя тем или иным героем; будто хитрая лиса или застенчивый заяц.
Работа со сказкой мы построили следующим образом:
Сначала мы читали сказку, непосредственно сопровождая ход иллюстрационным материалом, потом пытались ее обсудить с детьми (на тот момент в группе было 60% неговорящих детей) и мы, задавая вопрос, злой или добрый герой пытались добиться, чтобы ребенок хоть бы с помощью мимики смог выразить свой ответ. Так как память у наших детей слабая, то обязательно во второй половине дня закрепляли материал: рисовали, лепили, делали поделки, связанные непосредственно с этой сказкой. Через несколько месяцев мы отметили, что дети начинают нас слушать и слышать. Начали усложнять материал – это определило второй этап нашей работы.
Мы стали знакомить детей с настольным театром. В нём использовали самые разнообразные его виды. Он завоевал популярность у наших детей. Давая им, возможность играть самостоятельно, наблюдали за ними. Когда дети заигрывались, то без внимания раскрепощались и это давало возможность проследить, увидеть проблему, о которой даже и не подозревали. Это могли быть страхи, чрезмерная застенчивость или даже агрессия. Обыгрывание сказочных ситуаций оказывало неоценимую помощь на развитие речи детей. Столкнувшись с незнанием и трудностью запоминать цвета, мы использовали цикл занятий «Разноцветные сказки» по авторской методике Н. В. Нищевой. Используя их, мы не только закрепляли знания о цвете, но и побуждали применять прилагательные в речи.
Следующий этап - драматизация, проигрывание сказки в ролях. Сначала мы предлагали ту или иную роль. Дети стеснялись друг друга. Пришлось нам переодеваться и играть с ними на равных. А теперь они уже сами распределяют между собой роли. Но в группе это в группе, они перестали стесняться, а когда пришлось выступать в музыкальном зале, дети вели себя совсем по-другому: скованно и напряженно. Юля, самая активная девочка вообще отказалась выступать. А Дима начал вести себя неадекватно, кидал стулья, кричал истерично.
Также детям нашей группы нравится разыгрывать друг с другом спектакли на пальчиках. Ведь они основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребята в этом случае играют сами, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику и жесты.
Сейчас дети играют в различные виды театра и разыгрывают между собой сказки. Участвуют в театрализованных постановках детского сада. В 2015 году на празднике приуроченном годовщине открытия сада выступили в сольном номере. Рита и Егор (слабослышащие дети) рассказывают стихи, пусть на своем, нам непонятном языке. Но мы считаем успехом, то, что они уже не боятся и не стесняются.
В 2014 году представляли начальный опыт нашей работы в рамках проекта Школа Доброты, в 2015 году, представляли взаимосвязь работы дефектолога и воспитателей группы комбинированной направленности. Показав НОД с использованием метода сказкотерапии.
Наш проект не окончен, и мы надеемся воспитанников нашей группы вывести на большую сцену в городском фестивале детского музыкального творчества «Дебют»