Марина Слесарева
Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»
Цели и задачи проектного метода в дошкольном учреждении
Публикация «Консультация для воспитателей „Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты
- Темочки
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития :
1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2) развитие познавательных способностей;
3) развитие творческого мышления;
4) развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это :
А) вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
Б) активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
В) формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это :
А) формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Б) развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
В) формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
Г) развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Проектный метод рассматривается как способ достижения поставленной дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
При использовании в учебном процессе технологии проекта решаются важные задачи:
- занятия не ограничиваются приобретением определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия детей, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация;
- дети получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно и с помощью родителей добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом они учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи;
- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие всех участников образовательного процесса; педагог вместо контролёра становится равноправным партнёром и консультантом.
Педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной, педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка
Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.