Наталья Никифорова
Моделирование как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста в математическом развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по инновационной деятельности по теме:
«Моделирование как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста в математическом и сенсорном развитии»
Публикация «Моделирование как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста в математическом развитии» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В 2015 – 2016 учебном году нами была начата работа в рамках темы инновационной деятельности. На начальном этапе был осуществлен подбор методической литературы. Выбор был остановлен на следующих методических источниках: Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева; Никитин Б. П. Ступеньки к творчеству или Развивающие игры; Репина Г. А. Математическое моделирование на плоскости со старшими дошкольниками; Рябкова И. А., Дюрлькова О. Художественно-творческая деятельность. Оригами.
Было проведено диагностирование детей. Результаты диагностики показали низкий и средний уровень детей.
Так же велась активная работа с родителями воспитанников. Для них проводились консультации, розданы буклеты. Силами родителей были изготовлены пособия по теме. Совместно для родителей и детей был проведен игровой сеанс в старшей группе «Путешествие в сказку». Задачами игрового сеанса стали:
- повысить интерес детей и родителей к математическому моделированию через игру и сказку;
- создать условия для развития творческих способностей и творческой атмосферы;
- способствовать организации семейного досуга и совместной деятельности родителей с детьми;
- развивать интерес к исследовательской деятельности. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, умение работать в коллективе.
Содержание работы по инновационной деятельности заключалось в следующем: процесс математического моделирования с детьми основан на применении плоскостных, пространственных технологий, разработанных на основе логико-математических конструкторских игр, математических головоломок :
1 Плоскостное моделирование на базе разрезания прямоугольника: головоломка «Пифагор».
2 Моделирование смешанной ориентации (с одной стороны – плоскостной, с другой – пространственной) - кубики «Сложи узор» (авторская версия Б. П. Никитина).
3 Пространственное моделирование – кубики «Уникуб», «Кубики для всех» (авторская версия Б. П. Никитина).
4 Пространственное моделирование на базе оригами.
Предполагаемый результат: организация занятий по математическому моделированию способствующих развитию наглядно-образного мышления, совершенствованию логико-математических представлений детей, активному усвоению ими математической терминологии, представлений о соотношении частей и целого, теоретико-множественном смысле материалов для моделирования, операциях классификации и сериации.
В течение года осуществлялась непосредственно практическая деятельность по теме: «Моделирование как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста в математическом и сенсорном развитии» на занятиях, в играх и в свободной деятельности. Чаще всего, например, «Танграм» использовался на занятиях по ФЭМП. С помощью него дети закрепляли знания о геометрических фигурах, сравнивали их (большой треугольник и маленький, решали логические задачи (как из треугольников сложить квадрат, из каких фигур можно сложить трапецию и т. д.). На занятиях оригами развивались комбинаторные способности, мышление, моторика рук. Моделированием посредством игр «Уникуб», «Кубики для всех» шло стимулирование развития пространственного воображения детей, совершенствовались их интеллектуальные и творческие способности, т. к. анализируя задание, дети учится оперировать пространственными образами, мысленно узнавать исходные фигуры, комбинировать их, самостоятельно создавать новые фигуры.
Наиболее интересными занятия были те, где использовался сказочный сюжет.
К маю 2016 года проанализировав и обобщив проделанную работу, мы пришли к выводу, что задачи, поставленные в начале, были решены, цели достигнуты. А именно: - созданы условия для развития творческих способностей у детей; - созданы условия для становления активной, творческой личности.
В 2016 – 2017 учебном году нами была продолжена работа в рамках темы инновационной деятельности. В рамках темы было выбрано следующее направление – «Пространственное моделирование» (геометрия). Была подобрана соответствующая литература. Организована работа с родителями: консультации, буклеты, проведен игровой сеанс «Путешествие в страну Геометрия» (совместное мероприятие с детьми и родителями, состоялось заседание родительского клуба «Занимательная геометрия».
В результате проведено работы было выявлено, что у детей повысился интерес к самостоятельному познанию, обследованию предметов, выделению их свойств и качеств. Дети различают геометрические фигуры и тела. Называют и показывают структурные элементы фигур: сторона, угол, их количество. В речи пользуются соответствующей терминологией.
Имеют представления о геометрических фигурах. Оперируют свойствами предметов (длина, ширина, высота предметов, их вес). Самостоятельно осуществляют классификацию по 2-3 свойствам, обнаруживают логические связи и отражают их в речи.
Зрительно воспринимают и понимают предлагаемую последовательность действий, этапность и результат, а также самостоятельно осуществляют действия в соответствии с воспринятой последовательностью.
Проявляют инициативу и творчество, интерес к решению задач на логику, преобразование, комбинаторику, оказывают помощь сверстникам. Проявляют самостоятельность в выполнении практических и творческих заданий.