Вероника Борздыко
Системно-деятельностный метод обучения на логопедических занятиях
▼ Скачать +Заказ
Системно-деятельностный метод обучения на логопедических занятиях
Основная цель коррекционного образовательного процесса в современной педагогике – развитие личности путем создания равновесия в самосознании, деятельности и общении ученика. Для её достижения следует, прежде всего, изменить условия, обеспечить приемлемую среду развития и социализации, создать в ней «поле возможностей» развития личности, т. е. среду образовательного пространства.
Публикация «Системно-деятельностный метод обучения на логопедических занятиях» размещена в разделах
В связи со стремительно возрастающим объёмом информации, используемой в практической жизни и научных исследованиях, человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но главное – уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать её, не ущемляя прав окружающих его людей, уметь адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Другими словами, в современном обществе сформировались объективные условия, требующие от человека способностей к самореализации на основе сохранения целостности социальной структуры.
Сегодня существует обширный перечень разных образовательных технологий. И в коррекционной работе применяется технология системно - деятельностного подхода, для того, чтобы дети работали на занятиях самостоятельно, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной самостоятельной работе.
Итак, системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности.
В своей работе я широко использую игровые технологии. Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми.
Игра – один из важнейших приемов работы с детьми. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.
Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.
Так что же даёт игра нашим детям?
• Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
• Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.
• Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.
• Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
• Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
• Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение.
• Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки.
• Игра дает развитие воображения.
• Игра дает возможность развить умственные способности.
• Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость, снимает уровень тревожности, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
• Игра увеличивает потребность ребенка в общении, стимулирует накопление и развитие речевых умений и навыков.
• Игра дает радость общения.
Все выше сказанное позволило мне сформулировать основные задачи, стоящие перед учителем-логопедом :
1. Необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
2. Игра должна увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.
4. При проведении игры необходимо учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
4. Каждое логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка, оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.
В своей коррекционной работе я использую творческую игру «Ты-артист». О ней более подробно расскажу вам на своем мастер-класс. Данную игру я начала проводить со своими учениками еще в школе, когда я пришла работать в детский сад, подумала, а почему бы не адаптировать эту игру для дошкольников? Как оказалось, это было не сложно, ведь эта игра зависит от воображения педагога и ребенка. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Поэтому я обратилась к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка-логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. Использование творческой игры на занятии помогают повысить работоспособность детей, снять напряжение, способствуют переключению с одной деятельности на другую.
Любые игры дают компенсацию, нейтрализацию недостатков, развивают воображение, увеличивают потребность ребенка в общении, стимулируют накопление и развитие у него речевых умений и навыков.
Данную игру каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал.
А теперь, если вернуться к началу моего выступления, то придем к выводу, что используя игры в коррекционной работе, осуществляем все принципы системно – деятельностного подхода.
1. Принцип деятельности
2. Принцип непрерывности
3. Принцип целостности
4. Принцип минимакса
5. Принцип психологической комфортности
6. Принцип вариативности
7. Принцип творчества
Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь ребенку стать таким как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.