Надежда Максимова
Система работы педагога-психолога и учителя логопеда с детьми ЗПР при подготовке их к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Максимова Надежда Геннадьевна,
учитель – логопед,
Шойжинимаева Татьяна Жигмитовна,
педагог – психолог,
МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Чебурашка»,
с. Дульдурга, Дульдургинский район,
Забайкальский край,
Система работы педагога-психолога и учителя логопеда
с детьми ЗПР при подготовке их к школе.
Публикация «Система работы педагога-психолога и учителя логопеда с детьми ЗПР при подготовке их к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В статье представлена система работы педагога-психолога и учителя логопеда с детьми ЗПР при подготовке их к школе. Представлен опыт работы по применению элементов песочной терапии, бурятской народной игры «Шагай наадан» которые позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс более результативным.
Ключевые слова: нарушение восприятия, мультисенсорная среда, коррекционные методы.
Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т. ч. и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОО должна занимать исключительное положение.
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение отклонений в психофизическом развитии, которое выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. По разным данным, дети с ЗПР различного генеза составляют от 6 до 11% из числа всех детей. [3]
Задержки психического развития является сложным полиморфным нарушением, в результате которого у детей страдают различные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. У этих детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковых (фонетика) и смысловых сторон (грамматика и лексика).Таким образом ОНР выступает как вторичное нарушение и требует несколько другого подхода к коррекции чем с детьми с ОНР «чистом» виде, то есть с сохранным интеллектом. [4]
К проблеме изучения общего недоразвития речи обращались В. П. Глухов, Т. А. Ткачева, Р. Н. Лалаева, Г. В. Чиркина, Р. Е. Левина и др. [5]
Система работы специалистов построена исходя из характеристики детей, имеющие ЗПР данные в трудах В. В. Лебединского, К. С. Лебединской, И. Ф. Марковской, С. Антоновой, А. Л. Сиротюк.
По мнению И. Ф. Марковской, при преобладании общих нейродинамических
расстройств, прогноз развития достаточно благоприятен.
Чтобы облегчить детям с такими нарушениями процесс обучения в школе, необходимо особым образом выстроить этап их подготовки к ней в старшем дошкольном возрасте.
Опыт мировой и отечественной педагогики и психологии показывает, что сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном развитии личности дошкольника. Именно дошкольный возраст является сенситивным для развития восприятия, которое является базовым познавательным процессом.
Особое значение приобретает развитие восприятия у детей с ОНР на фоне ЗПР, для которых характерно незрелость эмоционально- волевой сферы: иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются
нарушения внимания, его устойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Отсюда вытекает нарушения восприятия. Дети не могут построить целостный образ, страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Имея детей с такими нарушениями и понимая важность формирования восприятия как основы развития речи и познавательных психических процессов у детей, в нашем детском саду сделали акцент на создании особых условий, оказывающих полифункциональное воздействие на весь организм ребенка и его психическое развитие. [1]
Для этого кабинет специалистов разделен на две зоны. Релаксационная зона – уголок игровой психотерапии, создающий атмосферу безопасности и спокойствия. Он включает:
• мягкие покрытия (напольное покрытие, подушечки, мягкие игрушки);
• «сухой бассейн с разноцветными мячами-шариками»;
• приборы создающий рассеянный свет (пузырьковая колонна, аквариум);
• фонотеку релаксационной музыки;
• водопад с текущей водой;
Отдых в этой зоне снижает двигательный тонус, расслабляет и снимает эмоциональное напряжение, а в сочетании с наблюдениями за световыми стимулами развивается внимание и зрительное цветовосприятие. Звуки природы позволяют формировать и развивать исследовательский интерес
и воображение (например, детям дается задание: среди звука прибоя, плеска воды услышать крик чайки).
Активационная зона кабинета включает мультисенсорную среду. Оборудование включает:
• панели - пазлы – стимулирующие развитие внимания, мышления, воображения, зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки;
• звуковые тренажеры - нажимая на которые, дети слышат звуки, издаваемые животными, произносимыми звуками и числами и одновременно видят обозначаемые буквы и цифры и таким образом развивается фонематический слух и звукопроизношение:
• эмоциональное панно - благодаря которому дети учатся различать эмоциональные состояния;
• тактильная среда наполнена различными дидактическими играми и пособиями для развития мелкой моторики, восприятия величины, цвета и формы предметов. Например, специальная дощечка с разной текстурной поверхностью, большая коллекция тренажеров-шнуровок развивают тактильное восприятие и обогащают речь, помогает премудрости шнуровок.
Форма проведения занятий в кабинете зависит от индивидуальности и творческого подхода специалистов.
Занятия могут проводиться с подгруппами по 2-3 человека или индивидуально. Время занятия определяется специалистами с учетом индивидуальных особенностей и проблем ребенка и составляет от 20 до 30 минут. Длительность занятия может быть сокращена, если у ребенка быстрая утомляемость, гипервозбудимость. В этом случае необходимо снизить нагрузки на сенсорные анализаторы, исключить элементы активной стимуляции и провести сеанс релаксации для того. чтобы успокоить ребенка и снять напряжение и утомление.
Исходя из этого, применяются коррекционные приемы, приводящие к устойчивости организм ребенка:
1. Речевое программирование, проговаривание последовательности действий.
2. Организация внимания
3. Актуализация мотива деятельности
4. Эмоциональная стимуляция.
Для работы в кабинете в зависимости от специфики проблемы используются различные коррекционные и развивающие пособия и методы.
Развитие речевого общения и улучшение разборчивости речевого высказывания дошкольников для лучшего понимания их речи окружающими является главной целью коррекционной работы специалистов службы сопровождения с детьми с ЗПР.
Работа учителя- логопеда направлена, в первую очередь, на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон – лексики, фонетики, грамматики, а педагога-психолога - психических и сенсорных функций.
Для решения этих задач мы используем в своей работе технологию песочной терапии О. Ю. Епанчинцевой «Песочный мир чудес». Мы изготовили стол с подсветками и приобрели цветной песок. Создали картотеку игр и игровых упражнений, разработали ряд занятий и апробировали в практике работы с детьми ЗПР. Песок идеально подходит для формирования персептивных ощущений, сенсорного воспитания, мелкой моторики.
Песочные игры подходят тем, кому трудно облечь свои переживания (очень острые и болезненные, в слова. Занятия с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. [2]
Развитие мелкой моторики - эта часть работы представляется наиболее очевидной и приятной. Дети рисуют ребром ладони или пальцем геометрические фигуры, «дорожки для слоненка к его домику», следы бегемота или паучка. Оставленные следы обсуждаем кто их оставил, как его зовут, куда он пошел, в каком эмоциональном состоянии пребывает.
Работа в песочнице позволяет не только решать задачу развития мелкой моторики, но и успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные логопедом звуки. Для развития фонематического слуха дети выбирают и называют фигуры с определенным звуком. Для автоматизации, например: в игре дети собирают в зоопарк только тех животных, в названии которых есть звук [л] слон, крокодил, ласточка и т. д.
Обогащение и закрепление слов родного языка одна из самых важных задач развития или коррекции речи детей с ОНР. [4]
Что же можно делать в песочнице спросят нас? Расширяем и активизируем лексику, связанную с той же песочницей… песок, песчинка, песочек. Закрепляем новые слова и активизируем словарь, используя сюжетные игры «Зоопарк», «Магазин», «Покупаем продукты».
Говоря о грамматической стороне речи, образовываем новые слова и очень удачный нам кажется опыт показа значений приставок на примере действий с песком. Например: насыпать, засыпать, пересыпать, подсыпать, досыпать и т. д.
Нельзя забывать, и о формировании связной речи. Мы проигрываем литературные произведения с последующим пересказом ребенка. Здесь мы применяем как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Обыгрываем народные сказки «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя» и др. Сказки детям хорошо известные, и это помогает ребенку с нарушенным речевым развитием.
Также в работе применяем бурятскую народную игру «Шагай наадан»- игры с бараньими костями - альчиками. Методологиским обоснованием введения в программу работы с детьми с ЗПР этой игры является учения о взаимосвязи общей и речевой моторики И. М Сеченева, М. М. Кольцовой, Т. А. Звонаревой, о связи речи и выразительных движений М. О. Гуревич, А. А. Леонтьева. Во время игры создается игровая обучающая ситуация. Неоценима важность этой игры помимо развития ловкости и силы пальцев руки, развивается сравнение «мало», «много», классификация, обобщение по видам косточек. Во время игры дети могут построить целостный образ. Это так важно для развития восприятия окружающего мира ребенком. [1]
Мониторинг результатов коррекционной работы учителя-логопеда и педагога - психолога с детьми с ЗПР показал, что в ходе реализации системы работы у таких детей значительно повышается уровень развития, а именно:
- происходит развитие игровой деятельности;
- развитие общих двигательных навыков;
- развитие речевого общения с окружающими;
- коррекция речевой функциональной системы и психических процессов.
Литература
1. Адаптированная коррекционно – развивающая программа для индивидуальной работы с детьми ОВЗ «Я». Составленная педагогом психологом ДОУ.
2. Епанчинцева О. Ю., Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. - СПб. ,2009.
3. Журбина О. А., Краснощекова Н. В. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе. -Ростов н/ Д: Феникс,2007.
4. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М. : ТЦ Сфера,2003.
5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. – М. : Айрис-Пресс,2004.
6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с ФФН. Воспитание и обучение. - М. : ГНОМ и Д. ,2000.