Галина Васильева
Современные формы взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сферах, число которых увеличивается с каждым годом.
Ни для кого не секрет, что одной из задач в коррекционной работе с детьми является сотрудничество с семьями воспитанников.
Педагоги придумывают всё новые формы вовлечения родителей в образовательный процесс, но откликаются, к сожалению, на них лишь малая часть. Почему так происходит?
Публикация «Современные формы взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда с родителями» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Не хотят; не могут, потому что заняты; не умеют; не осознают значимости – всего понемногу. Но в большей степени, потому что не испытывают насущной потребности.
Первое время каждый из нас работал по своему направлению. В своей работе с родителями мы использовали : встречи–знакомства, анкетирование, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, оформляли информационные стенды.
Однако, как показала практика, при использовании этих форм взаимодействия, родители часто остаются лишь сторонними наблюдателями, а не активными участниками коррекционно-воспитательного процесса.
Поэтому мы решили апробировать новые технологии такие как: «Дни открытых дверей», «Почта Доверия», открытые занятия с детьми, с приглашением родителей, проведение нетрадиционных родительских собраний, напечатанные статьи-рекомендации в газете, созданная библиотека для родителей, семейный клуб и мастер-классы.
Данные формы оказались более эффективными. Они позволили родителям включаться в деятельность детей и педагогов, тем самым самим принимать участие в играх, занятиях и т. д.
Что же ещё может служить основой для сближения с родителями?
Когда Гиппократ приходил к больному, он говорил:
«Нас трое, ты я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью,
я ничего не смогу сделать для тебя.
Если объединимся я и ты, то вместе мы победим болезнь».
Так и мы, сделали ставку на более близкое сотрудничество с родителями. Мы вместе (ребёнок-родитель-специалист) легко разрешим все проблемы.
Следуя примеру Гиппократа, мы решили объединить наши усилия.
Так родился совместный проект «Современные формы взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда с родителями».
В ходе реализации нашего проекта мы предполагали:
Снижение уровня отстраненности родителей от работы по исправлению речевых дефектов у детей;
Преодоление родителями возникающих трудностей в организации взаимодействия со своим ребенком.
Повышение уровня эффективности совместной работы специалистов и родителей.
Преодоление психологических барьеров.
Исходя из нашей практики, мы считаем, что наиболее эффективной формой работы с родителями является проведение мастер-классов.
Наша работа осуществлялась в три этапа.
В ходе диагностического этапа нами были проведены индивидуальные беседы, консультации, анкетирование родителей, а также родительское собрание : "Организация коррекционной работы с детьми".
В процессе данного этапа выявили, что родители испытывают трудности по коррекции речи и развитию мыслительных процессов у детей.
Сегодня мы хотим поделиться своим опытом проведения совместных мероприятий с родителями.
В ходе презентации ДОУ практическим путём показали родителям упражнения для развития логического мышления и грамматического строя речи. Мы отметили, насколько сложно было родителям принять позицию ребёнка.
Поэтому в следующем мероприятии применили метод игровой терапии. В рамках мастер-класса показали родителям познавательные, сюжетно-ролевыеигры, игры для развития психомоторики, упражнения-релаксации; дыхательные техники: «Снежный ком», «Один, три, пять», «Четвёртый лишний», «Придумай слово», выполнили практические упражнения «Напиши красиво», «Скажи красиво», «Закономерности», «Сделай рисунок из заданных фигур».
По завершению мероприятия родители получили в подарок раздаточный материал по развитию речи и мышления детей.
На следующей встрече мы использовали методы, которые считаем наиболее удачными:
- куклотерапия: с проигрыванием историй;
- сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок.
Родители выполнили упражнения:«Только весёлые слова», «Магазин»;«Если бы», «Бывает - не бывает»;«О чём рассказала игрушка»; «Кубики». В конце мероприятия им были предложены памятки-рекомендации по организации игрового пространства в семье.
Нами было подмечено, насколько расковано уже вели себя родители, охотно отвечали на вопросы, выполняли предложенные упражнения. Посещаемость родителей увеличилась.
Считаем, что грандиозным мероприятием стала «Ярмарка педагогических идей».
В ходе проведения были использованы:
- метод игровой терапии;
- организация творческой деятельности.
Родители посетили мастерские и лаборатории: «Пальчиковая», «Узоров и фигур», «Словесная», «Звуковая». Как участники они пополнили свои знания, и осознали,насколько это важно – развивать своих детей. Какой это сложный и многогранный процесс.
Уже традиционным стало преподнесение папам и мамам брошюр с описанием игр.
Наш проект завершился анализом работы - опрос родителей «Как вы оцениваете коррекционно-педагогическую деятельность ДОУ». В рамках анкетирования родители приняли решение - о продолжении работы по взаимодействию специалистов и родителей.
Выбранные формы работы способствуют :
• Регулярному посещению родителей намеченных мероприятий, создание между специалистами и родителями атмосферы доверия, взаимопонимания, партнерских взаимоотношений.
На начало года посещаемость родителей составляла 36%, на конец учебного года – 80%.
• Отмечается положительная динамика в развитии познавательно-речевых навыков у детей.
Результаты представлены на слайде.
В начале года низкий уровень составлял 43%. После проведённых мероприятий отмечаются заметные улучшения результатов (38%).
Вывод:
Разработанный нами проект позволил обучить родителей играм и упражнениям на развитие познавательно-речевых навыков, способствовал объединению специалистов и родителей на основе общих интересов, тем самым повышая качество образовательного процесса.