Валентина Шершненко
Использование элементов ТРИЗ-технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в удивительный век стремительно развивающихся информационных технологий, когда обществу нужны люди интеллектуально смелые, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Поэтому в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, способной рассуждать, делать выводы, подготовленной к решению сложных задач.
Одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является развитие творческих способностей ребенка.
Публикация «Использование элементов ТРИЗ-технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Он стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Среди современных инноваций в дошкольном образовании нужно использовать именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. К таким технологиям относится технология ТРИЗ.
Технология ТРИЗ - технология развития творчества.
ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.
Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в рисунке, музыке, игре, труде.
Самая главная цель - формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Он требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное.
Девиз ТРИЗ – «творчество во всем». Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.
Использование методов активации творческого мышления, игр и тренингов с элементами изобразительной деятельности в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста :
• Кляксография;
• Ниткография;
• Пальцеграфия;
• Рисование штампами и шаблонами;
• Создание коллажей.
Рисование фантастических героев с использованием метода морфологического анализа (В младшей группе дети помогают придумать, воспитатель рисует, дети помогают раскрасить. В старшем возрасте дети сами рисуют или схематизируют).
Проведение игр и тренингов с элементами рисования :
• «Спаси букву от буквоеда» (дорисовка букв и цифр до сюжетного изображения).
• «Фоторобот» – создание образа фантастического героя из комбинации частей других героев (для средней и старшей групп).
• «Чей след» – ассоциативные цепочки на основе случайных изображений.
«Каляка» – дорисовка линии или фигуры с последующим рассказыванием по содержанию.
Использование ТРИЗ и РТВ технологий в других видах деятельности:
• Придумывание сказки по предложенному началу.
• Составить сказку на свободно выбранную тему.
• Учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.
• Учить «входить» в изображаемые обстоятельства.
• Учить использовать соответствующие выразительно-изобразительные средства для воплощения образов.
• Наделять героев действиями (свойствами) фантастического характера.
• Изменять заимствованные из сказок ситуации.
• Наделять известные сказочные персонажи качествами, которые им не присущи (добрая Баба Яга, щедрая Лиса).
• За счёт использования новых приёмов преобразований создавать новый образ.
• Учить детей не только изменять, но и преобразовывать, комбинировать прежние знания в новые сочетания и создавать на этой основе относительно новые (для ребёнка) образы и образные ситуации.
• Учить применять новые способы преобразования впечатлений – наделение людей действиями фантастического характера, заимствование из сказок отдельных фрагментов с незначительными их преобразованиями.
• Учить воспринимать образ средствами музыки, художественного слова, изобразительной деятельности.
• Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их и выявлять противоречивые свойства.
• Развивать умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению цели.
• Воспитывать любовь и интерес к музыке, живописи, литературе путём анализа сказок, рисунков, песен.
• Учить использовать схему талантливого мышления и игру «Хорошо – плохо» для сравнения признаков предметов, явлений, составлять модели, рисунки.
Игры и тренинги на формирование у детей системного мышления.
• Функциональное назначение объектов.
Цель: научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.
«Повторяка»
Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:
• Я – лягушка. Я умею прыгать.
• Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
• Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки и т. д.
Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.
«Я еду в деревню».
Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображениями вниз. Ребё нок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т. д.
«Неумейка»
Ведущий начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию. Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы». И т. д.
«Салат из сказок»
Предлагается детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою – новую сказку. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка. Выбор героев может быть произвольным. Дети выбирают героев по ходу сочинения сказки, перемещаясь по осям таблицы как по лесенке. 2-й вариант: изменить место действия знакомой сказки. Мороз Иванович попал в лето и т. д. ; Золушка живёт в наши дни, в д/саду и т. д.
«Сказка – наизнанку»
Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «наоборот». Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».
«Что было потом».
Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. Можно в конце сказки предложить детям подумать: «А что было потом?» Или, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать: «А что было потом?» Например: «А что стало с туфелькой Золушки после её замужества?»
«Сочиняем сказки по опорным схемам»
Детям даются карточки с разными схематическими изображениями. Дети, пользуясь ими, могут сочинять рассказ или сказку. Схемы могут быть разными.
Лжезагадки.
• Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?
• Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?
• На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова?
• Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
• Летели два крокодила – один красный, другой – синий. Кто скорее долетит?
• У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
• Что едят крокодилы на северном полюсе?
«Весёлый – грустный»
Цель. Учить детей понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, изображённых на картинках, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы сказок (разные свойства предмета при определенных условиях).
Оборудование:
Предметные картинки:
• Колобок (весёлый, грустный)
• Репка (весёлая, грустная)
Сюжетные картинки:
• Персонажи «Теремка» (весёлые, грустные)
• Персонажи «Репки» (весёлые, грустные)
• Персонажи «Курочки Рябы» : дед, баба (весёлые, грустные).
Ход игры:
В гости к детям приходит сказочный персонаж. Он «читает» детям выдержки из строк, отражающие эмоциональные состояния персонажей. При этом он «показывает» картинки с эмоциональным состояниями персонажей. Дети должны найти ошибку (если она есть) при выборе соответствующей картинки.
Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Все это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации не только в музыке, изодеятельности, познании художественной литературы, но и других видах деятельности.
Изучение ТРИЗ позволяет детям понять, что любой человек может научиться мыслить творчески, находить оптимальные решения самых сложных проблем и даже стать активным изобретателем. Для этого требуются такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи, зависимости, закономерности и т. п. — всё то, что в совокупности составляет творческие способности.