Зухра Амергалина
Сенсорное развитие с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Мир особого ребёнка- он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребенка-допускает лишь своих.
Мир особого ребенка интересен и пуглив.
Неуклюж,порою странен, добродушен открыт.
Мир особого ребенка, иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребенка- он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребенка- допускает лишь своих.
В настоящее время в России увеличилось число детей с отклонениями в развитии и поведении. Поэтому стало уделяться большое внимание актуальной проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Сенсорное развитие с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В раннем детском возрасте формируются основные способности ребенка, определяющие его дальнейшее развитие. И поэтому именно в дошкольном возрасте могут начаться проблемы в развитии познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах. Таких детей принято называть – дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Дети с ограниченными возможностями – дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке (нарушение речи, нарушение ОДА, умственная отсталость, ЗПР, нарушения поведения и общения, комплексные нарушения психофизического развития и др.).
Весь окружающий мир ребенок познает через взаимодействие с ним с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. В связи с этим трудно переоценить значение сенсорного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
В работе с детьми ОВЗ встречаются трудности: неустойчивое внимание, непринятие и непонимание простых словесных инструкций, сниженный уровень всех видов памяти, низкая работоспособность, повышенная утомляемость.
Сенсорное развитие детей с ОВЗ происходит в той же последовательности, как у нормально развивающихся детей, но имеет свои особенности: у детей нарушено восприятие, целенаправленность, планомерность в обследовании объекта.
Ребёнок с ОВЗ воспринимает за определённое время меньший объём материала, чем его нормально развивающийся сверстник. У ребёнка замедляется процесс переработки поступающей через органы чувств информации. Также у детей ОВЗ отмечается нарушение зрительного и слухового восприятия, пространственных и временных нарушений, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ.
Основными задачами сенсорного воспитания дошкольников являются:
Развитие всех видов восприятия.
Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов.
Формирование полноценных представлений об окружающем мире.
Развитие сенсорной культуры ребенка.
Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти, речи) и коррекция их нарушений.
Для реализации поставленных задач в «Центре содействия семейному воспитанию №1 г. Магнитогорска» была создана специальная предметная среда, которая включает в себя большой спектр сенсорного оборудования и дидактических пособий. В сенсорной комнате оно включает в себя: настенное световое панно «Аквариум», напольный музыкальный коврик «Домашние животные», сухой душ, световой модуль для рисования песком, панно «Звездное небо», сенсорная тропа для ног, кресло для релаксации, пуфик-кресло с гранулами, маты напольные и настенные, сухой бассейн с шариками, интерактивная панель «Цветные фигуры-8» и другое. А так же оборудование кабинета психолога (тактильные шары, сенсорные мешочки, сенсорное панно, сенсорные юбки, тактильные ладошки и многое другое). Все это позволило создать полифункциональную интерактивную среду для целостного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсомоторных и познавательных навыков ребенка. В ней окружающая среда организована особым образом, она наполнена различного рода стимуляторами, которые воздействуют на органы чувств.
В сенсорной комнате, как в волшебной сказке, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи, успокаивает. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, ребенок сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и специалистом.
Оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:
Релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн, безопасные зеркала, приборы, создающие рассеянный свет, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции, релаксационная музыка. Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.
Активационный - в него входит оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук ног, массажные мячики, мобайлы, сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника.
Зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся световые формы действуют на ребенка успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.
Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учесть различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
В кабинете педагога-психолога также как и в сенсорной комнате решаются задачи направленные на сенсорное развитие детей. В нем имеется большое количество сенсорного оборудования и дидактических пособий.
При развитии зрительного восприятия, работа начинается с обучения выделять из окружающей обстановки идентичные предметы. У ребенка формируется способность фиксировать внимание первоначально на одинаковых предметах, а затем на одинаковых картинках. Далее переходим, к подбору парных предметов, учим составлять картинки из трех – пяти частей.
Для улучшения восприятия цвета в работе с детьми используются упражнения с набором геометрических фигур, разных по цвету, но одинаковых по величине и форме, которые нужно выделять в группы по цвету. Для этого мы используем настенный модуль с разноцветными мешочками из полиэстера. Также данное оборудование используется и для нахождения пар. Для игры подбираются парные предметы, один из которых кладут в мешочек, а другой помещают на полочку над мешочками. Задача ребенка – ощупать предмет в мешочке и положить парный предмет на полочку над этим мешочком.
В работе по сенсорному воспитанию большое место отводится формированию преставлений о форме. Очень важным этапом является формирование зрительно-тактильного восприятия, когда ребенок сначала знакомится с фигурой на ощупь, а затем рассматривает ее. Для этого используются дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Почтовый ящик», «Доска Сегена», «Подбери по форме», «Геометрическое лото», «Геометрическая мозаика». Хорошие результаты дает также изготовление аппликаций из геометрических фигур.
Для развития представлений ребенка о величине используются различные игры-упражнения со строительными материалами – построение башен, домиков и т. п. Например, на занятиях дети учатся обозначать размер предметов словесно, овладевают способами сравнения предметов для определения их размера, учатся группировать предметы по величине и строить серии рядов. В процессе обучения дети учатся называть словом те признаки предметов, с которыми они познакомились: кубик красный, кирпичик зеленый, башня получилась высокая, а домик маленький. Таким образом, в играх со строительным материалом развивается речь, расширяется словарный запас.
Основными задачами, игр-упражнений по развитию тактильных ощущений, являются: улучшение осознания ребенка самого себя через тактильные ощущения. На занятиях педагог начинает прикасаться предметами различной фактуры к различным частям тела ребенка: поглаживание ваткой или мягкой игрушкой доступных частей тела (щек, шеи, ладоней, пальцев, рук, ног). Также применяется поглаживание поролоном, щеткой, плотной тканью; прокатывание по рукам, ногам, предплечьям войлочных, резиновых и пластмассовых мячей (шариков).
Педагог-психолог побуждает выполнять сопряженные (совместные) действия по обследованию различных предметов. Руки педагога выполняют направляющие действия (в руке педагога рука ребенка). Потом ребенок выполняет полусопряженные, а в последствии самостоятельные действия с предметами.
Для развития тактильного восприятия используются «тактильные мешочки» с разными наполнителями, дети исследуют их, описывая их наполнение, находят пары.
Таким образом, в нашем учреждении ведется планомерная, системная работа по сенсорному развитию детей, что позволяет ускорить сроки становления сенсорных функций. Впоследствии чего это становится базой для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире.