Наталья Голубева
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактического пособия
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактического пособия Сенсорная коробочка.
Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Ранний возраст 2 – 3 года наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формирования сенсорных эталонов, накопления представлений об окружающем мире. Именно сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактического пособия» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Задача воспитателя, дать ребенку, как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и восприятия мира.
В этом мне помогает нетрадиционное пособие «Сенсорная коробочка», сделанные своими руками.
Что же такое сенсорная коробка? Это дидактическое пособие для сенсорного развития детей любого возраста, емкость, которого наполнена тактильным материалом. Это инструмент, который можем использовать в качестве поощрения, средства для обучения, успокоения, сенсорных игр.
Наполнителями для моих сенсорных коробок являются различные крупы, природный материал, предметы разной текстуры и многое другое. Главное назначение таких игр - возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать и изучать то, что находится внутри нее, обучая и развивая ребенка.
Моя педагогическая находка помогает мне обогащать предметно – пространственную среду, создавать сюрпризные моменты и стимулировать познавательный интерес у детей.
Конечно нужно показать ребенку во что и как можно поиграть, обсудить разные тактильные ощущения, ведь часто так мало нужно, чтобы по-настоящему заинтересовать ребенка.
Сенсорные коробки подходят как для индивидуальной, так и подгрупповой работы, а также для проведения тематических занятий. Занятия строятся по принципу - от простого к сложному. В основе их всегда использую игровые ситуации, применяю потешки для детей.
Я предлагаю вам ряд игр, которые изготовила сама и в которые дети с удовольствием играют.
Игру начинаю с того, что детям предлагаю превратиться в маленьких кладоискателей – найти спрятанные предметы в крупе, отгадать, что это за предмет, также пересыпать крупу из одной стаканчика в другой. В процессе игры хорошо тренируется щипковый захват пальчиками и знакомство с крупами, развитие осязание. Организую такие игры, как «Прячем ручки», «Спрячь игрушку», «Поиск сокровищ», «Закопаем и найдем», «Найди такой же», «Что в коробочке?», «Сколько спряталось игрушек?» и др.
Затем подключаю к игре совок, ложки, сито, мельницы, такие игры развивают координацию движений. При помощи сита можно научить ребенка отделять от манки фасоль и маленькие игрушки. В ходе этого опыта у ребенка складывается четкое представление о совместимости размеров, он понимает, что в мелких дырочках сита, крупные зернышки или предметы не поместятся. Например, «Золушка», «Поможем пересыпать зерно», «Веселая мельница», «Накормим животных» и др.
Далее предлагаю детям задание на сортировку. Разложить найденные предметы по цвету, форме, размеру. Дети учатся отличать предметы, находить у них общее, самостоятельно мыслить. Предлагаю такие игры, как «Разложи грибочки большие и маленькие», «Угости белочку шишками и орехами», «Разложи снежинки», «Накорми животных», «Разложи урожай» и др.
Чтобы дети лучше запомнили цвета, устраиваю «цветные дни» : например, в один из дней дети отыскивают предметы и игрушки красного цвета, на другой день то же самое с желтым цветом и т. д. В процессе игры с такой коробкой ребенок очень быстро усваивает цвета, т. к. нужный цвет находится все время перед глазами, а его название много раз упоминается во время обсуждения игры. Например, «Найди все шарики или кубики», «Найди пару», «Найди лишний», «Найди все маленькие предметы, большие» и др.
Очень увлекательное занятие – вылавливать из воды шарики. Ребенок получает первое понимание «тонет-не тонет», развивая координацию движений и умение находить одинаковый по цвету и величине предмет. Предлагаю такие игры, как «Поймай меня», «Достань такой же», «Что тонет, а что нет», «Достань все зеленые, красные и т. д. шарики», «Достань маленькие и большие шарики» и др.
Сенсорные коробки – это еще и замечательная площадка для игровых ситуаций и проведение тематических занятий. В ней можно воссоздать небольшой мирок со своими жителями и характерной окружающей средой, разыграть простые жизненные ситуации и тем самым закрепить знания детей по изучаемой теме.
А какой восторг вызывает не только у мальчиков, но и у девочек сенсорная коробка, в которой проложена трасса для машин. Можно сделать разметку дороги, возвышенности и преграды. Дети учатся различать по внешнему виду и называть транспорт. Например, «Построй длинную и короткую дорожки», «Построй гараж для машины», «Какой транспорт спрятался» и др.
Также для детей интересны тематические коробки с каким-то сюжетом. Например, ферма. Самое интересное для детей – это кормить домашних животных, насыпая им корм в корыта. Так ребенок будет изучать домашних животных, назвать животных и их детенышей, озвучить их голоса, чем питается, какую пользу приносит.
Отличный способ закрепить признаки времени года в сенсорных коробках Зима», «Весна», «Лето», «Осень» показать, как зимуют дикие животные в лесу и т. п.
Новогодняя сенсорная коробка появились у нас в преддверии празднования нового года. Предложила детям коробку с елочными игрушками, мишурой для украшения елочки, спрятанными в недрах коробки, которую прислал дед Мороз. Здесь дети не просто достают шарики, но и называют их цвет и величину.
Чтобы разнообразить тактильный опыт детей, использую наполнитель покрупнее, например, макароны. Разбираем макароны по величине, находим среди макарон небольшие игрушки. Еще дети очень любят надевать большие макароны на шнурок, делают бусы для мамы, развивают мелкую моторику пальцев рук. Предлагаю такие игры, как «Сделай бусы для мамы», «Разложи по величине», «Разложи по форме», «Золушка» (в мелких макаронах ищут фасоль, игрушки) и др. Если у детей это получатся хорошо, то предлагаю проделать тоже самое при помощи ложки.
В игре с шумовыми баночки дети слушают и сравнивает звук различных круп, например, горох – звонкий, манка – практически беззвучный. Организую игры, «Узнай по звуку», «Найди такую же баночку», «Громко – тихо» и др.
Игры в сенсорных коробках учат детей дружно взаимодействовать и помогать друг другу, договариваться, развиваются коммуникативные умения.
Прикасаясь к предметам разной текстуры, дети обогащают свой тактильный опыт, проговаривают свои ощущения (твердый, холодный, рыхлый, мягкий, колючий, происходит значительное расширение словарного запаса. Например, «Найди мягкий и твердый шарик», «Найди пару», «Отгадай, что принес волк из леса?» (природный материал) и др.
Сенсорные коробки с крышками от бутылочек позволяют развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие. А если представить крышки, например, цветочками или сделать из них паровозик с вагончиками, то с помощью такого игрового подхода хорошо развивается мышление, развивает игровой навык, воображение.
Маленьким художникам интересно рисовать пальчиками на песке, искать рисунки на дне, под тонким слоем наполнителя («Маленькие художники», «Нарисуй что - нибудь круглое» и др).
Сказка в сенсорной коробке вызывает у детей эмоциональный отклик, умение действовать самостоятельно, развивает фантазию. Например, предлагаю достать героев сказки из коробки с наполнителем (бумага, бобы, пазлы и др.) и рассказать сказку («Колобок», «Репка», «Теремок и др.)
Сенсорные коробки большого диаметра позволяют мне объединить сразу нескольким детей, что способствует развитию совместного игрового взаимодействия со сверстниками.
Обязательно во время игр детей с сенсорными коробками я нахожусь рядом с ними или принимаю непосредственное участие в игровых действиях.
Важно не забывать менять содержимое коробки и не предлагать детям все сразу, чтобы каждая игра давала детям ощущение новизны и необычности, оставалась для них всегда интересной, заманчивой, а главное – несла в себе развивающую функцию.