Получи документы

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Алина Самсонова
Сенсорное развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсорное развитие детей раннего возраста.

Цветная вода

Цель занятия. Знакомство с цветом.

Оборудование. Акварельные краски; кисточки; прозрачные пластиковые стаканы (или пластиковые бутылки из-под молока с отрезанной верхней частью, так как у них более устойчивое основание); вода.

Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» размещена в разделах

Ход занятия. Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните наполовину водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов — красный, желтый, синий, зеленый — и разведите в одном из стаканов. Комментируя вслух свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей, внесите элемент «волшебства». Обычно детям очень нравится такая игра, они завороженно следят за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая воду кисточкой. Таким же образом следует развести остальные краски.

В з р о с л ы й. Сейчас у нас в стаканчиках обычная вода. Давайте сделаем воду красивой — добавим в нее краски. Теперь вода не простая, а цветная!

Затем раздайте детям краски, кисточки и стаканы с водой (вначале следует давать только по одному стакану) и предложите сделать цветную воду. Пусть каждый из детей выберет краску, которая ему нравится. Если детям захочется продолжить игру, можно обновить воду и предложить развести следующую краску.

Усложняя эту игру, можно постепенно увеличивать количество предлагаемых во время занятия стаканов с водой. Можно смешивать два-три цвета в одном стакане с целью получения нового цвета. Можно предложить сделать растворы разной концентрации и воочию увидеть разницу цвета по светлоте.

Разноцветные палочки

Цель занятия. Обучение сличению цвета по принципу «такой — не такой»; использование умения сличать цвета в практической деятельности; знакомство с названиями цветов.

Оборудование. Наборы счетных палочек, состоящие из палочек двух контрастных цветов.

Ход занятия. Перед началом занятия подготовьте наборы счетных палочек двух контрастных цветов таким образом, чтобы палочек разного цвета было примерно поровну. В случае индивидуального занятия, высыпьте перед ребенком все палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки по цвету, озвучивая свои действия словами.

В з р о с л ы й. Давай разложим палочки на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай.

После того, как ребенок полностью выполнит задание, взрослый комментирует результат, обозначая при этом названия цветов.

В з р о с л ы й. Молодец, ты отлично справился. Сюда положил все красные палочки, а сюда все зеленые.

В случае группового занятия взрослый дает каждому игроку выбрать из общей кучи все палочки заданного цвета. В начале общее количество палочек в игре не должно быть большим — около 10 шт., в дальнейшем их количество можно увеличить. Если удастся подобрать наборы таким образом, что будут представлены разные цвета (размер, форма и материал, из которых изготовлены палочки, должны при этом совпадать, то можно сортировать их на три группы и более.

Цветные домики

Цель занятия. Обучение сличению цвета по принципу «такой — не такой»; обучение подбору пар предметов по цвету; использование умения сличать цвета в практической деятельности.

Оборудование. Кубики основных цветов — красный, желтый, зеленый, синий; призмы («крыши») такого же цвета.

Ход занятия. Постройте на глазах у детей два-три домика из кубиков и «крыш» одного цвета.

В з р о с л ы й. Посмотрите, какие красивые получились домики. Но вдруг налетел ветер-ураган и унес крыши с домиков. Давайте поможем жителям — снова построим домики! Чтобы отремонтировать домики, надо поставь крыши на место!

Озвучивая игру, педагог дует на детей и домики, снимает с домиков крыши и убирает в другое место. Затем предлагает одному из детей поставить крыши на место. В случае необходимости, взрослый показывает, как можно использовать метод сличения при постройке домиков. Результат игры озвучивается, взрослый обращает внимание детей на ошибки, допущенные во время выполнения задания, и помогает их исправить.

В з р о с л ы й. Этот домик красный, и крыша у него тоже красная. А этот домик желтый — и крыша желтая. А этот домик зеленый, а крыша у него синяя. Правильно? Нет, зеленому домику нужна зеленая крыша.

В дальнейшем детям предлагают для игры уже не два-три, а четыре и более домиков. В случае групповой игры, каждому из участников дают по «крыше» и предлагают поставить на домик такого же цвета. Игру можно повторять многократно, пока дети не научатся быстро сличать цвета.

Построим цветную башню!

Цель занятия. Обучение сличению цвета по принципу «такой — не такой»; закрепление знаний о названиях цветов.

Оборудование. Крупные пластмассовые или деревянные кубики двух контрастных цветов, например, красные и желтые (зеленые и красные, синие и желтые).

Ход занятия. Высыпьте цветные кубики на пол. Предложите малышам построить башню определенного цвета. Покажите кубик красного цвета, затем поставьте его на пол.

В з р о с л ы й. Давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики.

Все дети начинают искать кубики. Когда кто-нибудь из детей приносит кубик, взрослый помогает приложить его к тому, который уже стоит в основании башни и сравнить «такой — не такой». Если такого же цвета — кубик ставят сверху. Если же кубик другого цвета, ребенку предлагают выбрать другой кубик, который похож на кубик в основании башни. Дети подходят с кубиками по очереди, взрослый помогает ставить их один на другой.

В з р о с л ы й. Вот какая у нас получилась красивая башня — красная башня! (взрослый называет цвет после выполнения задания).

После того, как дети поймут суть задания, можно предложить разные варианты этой игры.

1-й вариант игры — «Моя башня» : В этой игре каждый ребенок выполняет свое задание. Воспитатель выдает нескольким игрокам по одному цветному кубику, после чего они ищут такие же по цвету кубики в общей коробке, в которой перемешаны кубики разных цветов, и строят свои одноцветные башни в разных местах группы. Побеждает тот, кто первым построит свою башню.

В качестве усложнения этой игры можно предложить:

— построить 2–4 цветных башни;

— построить башню из двух цветов, чередуя кубики;

— построить разноцветную башню по образцу, чередуя цвета как в образце или на картинке;

— построить разноцветную башню под диктовку, затем сверить результат с образцом (закрыт во время выполнения действий).

2-й вариант игры — «Наша башня» : Коллективная игра.

Воспитатель раздает детям весь набор кубиков (по 4–6 кубиков разных цветов) — по одному кубику каждому ребенку. По команде дети начинают искать, у кого кубики такого же цвета, объединяются в команду и строят свою башню. Выигрывает та команда, которая быстрее всех построила свою башню.

Разложи фигуры по местам!

Цель занятия. Практическое знакомство с плоскими геометрическими формами — квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник; обучение подбору нужных форм разными методами.

Оборудование. Дидактическая игрушка «Доска Сегена» — деревянная дощечка с углублениями для вкладывания плоских деревянных фигурок по форме соответствующих углублениям (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник и др.).

Ход занятия. «Доска Сегена» — специальная дидактическая игрушка, в самом принципе использования которой заложен обучающий момент: манипулируя с фигурками, ребенок может даже без помощи взрослого в ходе многократных попыток понять принцип вкладывания фигурок — форма детали должна соответствовать углублению. Подбирая игрушку, обратите внимание, что фигурки в ней могут быть обычными или со специальными ручками, чтобы удобнее было вынимать и вкладывать фигуры.

Чтобы малышам было интереснее и они не теряли интерес к этой полезной во всех отношениях игрушке в течение длительного времени, можно обыграть «Доску Сегена», придумать для нее интересный сюжет, придав манипуляциям с фигурками новый смысл. Выньте фигуры из углублений, перемешайте их, затем предложите малышам снова вставить их на места.

В з р о с л ы й. Круг, квадрат и треугольник вышли погулять. А теперь они вернулись. Найди для каждой фигурки свой домик!

Или:

В з р о с л ы й. Вот весёлые разноцветные фигурки. Они вышли на прогулку. Но вот наступил вечер — пора фигуркам отдыхать. Давайте положим фигурки спать — для каждой фигуры надо найти подходящую по форме постельку!

Обратите внимание, что способ действий ребенка постепенно меняется: сначала малыш действует хаотически, затем методом целенаправленных проб, а со временем учится сразу определять место фигурки при помощи зрительного соотнесения. После того, как все фигурки разложены, подведите итог и назовите их.

В з р о с л ы й. Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают. Здесь спит круг. Тут спит квадрат. А вот отдыхает треугольник. И т. д. Эту игру можно повторять многократно, меняя сюжет.

Весёлые прятки

Цель занятия. Практическое знакомство с плоскими геометрическими формами; обучение подбору нужных форм разными методами.

Оборудование. Дидактическая игрушка по типу доски Сегена со скрытыми изображениями.

Ход занятия. Для игры необходима специальная игрушка — деревянная дощечка с углублениями для вкладывания плоских деревянных фигурок со скрытыми изображениями. Предлагая малышам игрушки такого типа, мы создаем игровой мотив деятельности и тем самым облегчаем обучающую задачу. Покажите малышам игрушку и предложите достать фигурки. Затем попросите спрятать картинки — вставить фигурки на свои места.

В з р о с л ы й. Ой, кто это? Вот лягушка, а это — рыбка. Лягушка и рыбка играют в прятки. Давайте поможем им спрятаться — накроем фигурками подходящей формы!

Шар и куб

Цель занятия. Практическое знакомство с объемными геометрическими телами — шар, куб.

Оборудование. Куб и шар.

Ход занятия. Цель этой игры — практическое знакомство с объемными геометрическими телами — шар и куб. Покажите малышам шар, затем кубик, сопровождая показ пояснением.

В з р о с л ы й. Это шар, он катится — вот так! Возьмите шар и потрогайте, какой он гладкий. А это кубик. Может кубик катиться? Нет, не получается. Зато у кубика есть углы — возьмите кубик и потрогайте его.

Шарики и кубики

Цель занятия. Практическое знакомство с объемными геометрическими телами — шар, куб.

Оборудование. Кубики и шарики разного размера и цвета.

Ход занятия. Перед началом игры подготовьте шарики и кубики — можно использовать пластмассовые или деревянные цветные фигуры из строительных наборов. Предложите малышам поиграть с шариками и кубиками, на практике изучая их свойства — поставить на пол (или стол) или друг на друга, покатить по полу и по наклонной поверхности и т. д. После того, как дети наиграются, попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую.

В з р о с л ы й. Шарики и кубики совсем не похожи друг на друга. Поэтому живут они в разных домиках. Давайте поможем шарикам и кубикам найти свои домики — разложим их по коробкам!

Сложи картинку!

Цель занятия. Продолжение знакомства с плоскими геометрическими формами — квадрат, круг, треугольник, полукруг и др. ; обучение подбору нужных форм, используя разные способы действий.

Оборудование. Специальная обучающая игрушка-сортер в виде доски со стержнями, на которые надеваются фигурки с разным количеством отверстий, из которых складывается цветное изображение.

Ход занятия. Принцип этой игрушки тот же, что и в предыдущей игре, но при этом игрушка является сюжетной — малыши не просто нанизывают фигурки на стержни, но собирают с их помощи простое изображение.

В з р о с л ы й. Фигурки убежали с картинки — давайте вернем их на место! Это не просто треугольник, а крыша дома. Это не просто круг — это голова птички. И т. д.

Геометрическое конструирование

Цель занятия. Использование знаний о форме предметов в практической деятельности; развитие мышления.

Оборудование. Геометрические конструкторы, изначально заданное изображение в которых складывается из простых (круги, квадраты, прямоугольники и т. д.) и более сложных форм.

Ход занятия. Для этого занятия следует подобрать специальные геометрические конструкторы, в которых изображения складываются из некоторого количества геометрических фигур. При подборе игрушек обратите внимание, что они могут быть из разных материалов (из вспененного полимера или из дерева, сквозные или с углублениями для выкладывания изображений из фигурок, с разным количеством деталей. Начинать занятия геометрическим конструированием следует с более простых изображений, состоящих из небольшого количества крупных по величине деталей. Занятие можно проводить индивидуально или в небольшой группе. Конечно, занятие следует обыграть.

В з р о с л ы й. Посмотрите, какой красивый поезд. Ой! Поезд сломался… Давайте починим поезд — сложим его из деталей. Вот прямоугольная труба, вот овальное окошко, вот круглые колеса. Наш поезд снова целый. Ту-ту! — поехал поезд!

Найди пару по форме!

Цель занятия. Обучение подбору нужной формы методом зрительного соотнесения; запоминание названий форм.

Оборудование. Пары геометрических фигурок из картона средней величины разного цвета — круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники.

Ход занятия. Перед началом занятия подберите пары фигурок по количеству играющих (некоторые пары могут повторяться). Раздайте детям по одной фигурке, или предложите им самим, не глядя, вытащить по одной фигурке из коробки или из шляпы. Попросите внимательно рассмотреть свою фигурку, а затем найти себе пару — ребенка с такой же фигурой. В конце игры все дети должны разбиться на пары.

В з р о с л ы й. Каждый из вас держит в руках фигурку. Внимательно рассмотрите их. А теперь посмотрите на фигурки, которые есть у других — покажите фигурки друг другу. Найдите себе пару — малыша с такой же фигурой. Вот Лена и Саша теперь пара: у Лены круг, и у Саши тоже круг. И т. д.

Чтобы проверить правильность выполнения задания, покажите малышам, как можно наложить одну фигурку на другую — они должны полностью совпасть. Вначале используйте три наиболее распространенные фигуры — круг, квадрат, треугольник. После того, как малыши хорошо изучат и запомнят эти фигуры, можно постепенно добавлять другие — овал, прямоугольник, многоугольник (пятиугольник, шестиугольник, ромб, полукруг. В дальнейшем в этой игре можно использовать и карточки с изображениями разноцветных фигур (в этом случае фигуры сравниваются только при помощи зрения, метод наложения использовать нельзя).

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста» ФИО воспитателя Дата проведения (октябрь, май) - Критерии: I. Познавательная сфера: 1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний,.

Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Даниленко О. А, МОАУ ООШ г. Орск, дошкольные группы «Светлячок» Успешность умственного,.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста»План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме,.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Сказочки на фартучке»Сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Сказочки на фартучке» Я работаю воспитателем в группе раннего возраста 5 лет. В своей работе использую современные педагогические технологии, создаю авторские.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей раннего возраста
Опубликовано: 23 апреля 2022 в 16:17
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алина Самсонова (УИ 196735) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД