марина корецкая
Семинар воспитателей «Инновационные подходы в деятельности педагога к реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Инновационные подходы в деятельности педагога к реализации ФГОС».
Тема сообщения Корецкой М. Н. к семинару :
«Инновационные подходы к организации предметно –развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
(1) «Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».
Публикация «Семинар воспитателей „Инновационные подходы в деятельности педагога к реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
(2) Развивающая среда-это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического обмена.
(3) Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде.
1. Обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства ДОУ.
2. Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
• реализацию различных образовательных программ;
• в случае организации исклюзивного образования - необходимые для него условия;
• учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
• учет возрастных особенностей детей.
(4) В предметно- развивающей среде дошкольник развивает :
-Физические функции организма
- формирует свои сенсорные навыки
- на собственном опыте приобретает знания
- накапливает жизненный опыт
- учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления
- получает опыт эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми сверстниками.
(5) Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
Познавательную, игровую, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
(6) В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Принципы построения предметно развивающей среды:
- Дистанции
- Активности
-стабильности
- комплексирования и гибкого зонирования
- гендерный
- этапности и учёта возрастных особенностей
-сочетание привычных и неординарных элементов.
(7) В группе должны быть :
- Костюмерная
-Кукольный театр
- вертикальные разделители
- игрушки
- ёмкости для хранения игрушек
- игрушки – заместители
Мебель – трансформер
- сборно- разборная мебель
-мягкие плоскости, подиумы для отдыха
- использование столов сложной конфигурации
-игрушечная мебель
- спортивное оборудование.
(8) Игровые зоны в группе:
- Общения
- Сюжетно-ролевых игр
- Строительно -конструктивных игр
- Театра
- Изобразительных искусств
- сенсорного развития
- Экспериментирования и исследований
- Спортивный
- место отдыха
- место уединения.
(9) Предметно-развивающая среда для самостоятельной деятельности детей : - Игровые зоны
- Зоны уединения
- Современные игрушки
- Развивающие игры
- Дидактического и демонстрационного материала
- Материал для продуктивной деятельности
- Атрибутики для творческой деятельности
- Уголки экспериментирования
- уголки природы
- Логопедического уголка
- Фонетику,видеотеку
- спортивного инвентаря и оборудования.
(10) Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
2) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
5) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
6) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, расходным игровым игровым материалом, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
(11) Создавая предметно-развивающую среду необходимо учитывать:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
(12) В группе должны быть зоны спокойной деятельности, средней интенсивности и насыщенного движения.
Для успешной работы с детьми в нашем детском саду во 2 младшей группе организованы:
- Детей в группе встречает сказочница (13)
- дерево группы, а плоды дерева- наши дети (14)
-Уголок детского творчества, где дети могут рисовать, лепить, конструировать, проявлять свои творческие способности;(сл. 15)
-уголок экологии (сл. 16)
- местом для детского экспериментирования (17)
- парикмахерская (18)
- зона ФАПА (19)
- игровая зона «кукольный домик» (20, 21, 22)
- зона сенсорного и математического развития (23)
- зона двигательной активности (24)
- театральная зона. В театре располагаются кукольный, плоскостной, настольный театр, для разыгрывания сказок; театр сделанный самими детьми, воспитателями и родителями, ободки, маски. (25)
- музыкальная студия, в которой имеются музыкальные инструменты и музыкальные игрушки. (26. 27)
- зона строительных игр и конструирования (28,29)
- игровая зона с автомобилями (30.31,32)
- зона безопасности и ПДД (33)
- настольно- печатные игры, домино, лото, мозайки, шнуровка и т. д. (34)
- зона уединения (35,36)
- зона отдыха. Дети могут рассматривать иллюстрации, картинки, сказки и просто расслабиться и отдохнуть. (37)
Спасибо за внимание. (38)
26 ноября 2015г. Руководитель РМО воспитателей : Гафиуллина С. В.
Тема: «Инновационные подходы в деятельности педагога к реализации ФГОС».
Тема сообщения Корецкой М. Н. к семинару :
«Инновационные подходы к организации предметно –развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
(1) «Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
(2) Развивающая среда-это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического обмена.
(3) Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде.
1. Обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства ДОУ.
2. Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
• реализацию различных образовательных программ;
• в случае организации исклюзивного образования - необходимые для него условия;
• учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
• учет возрастных особенностей детей.
(4) В предметно- развивающей среде дошкольник развивает :
-Физические функции организма
- формирует свои сенсорные навыки
- на собственном опыте приобретает знания
- накапливает жизненный опыт
- учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления
- получает опыт эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми сверстниками.
(5) Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
Познавательную, игровую, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
(6) В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Принципы построения предметно развивающей среды:
- Дистанции
- Активности
-стабильности
- комплексирования и гибкого зонирования
- гендерный
- этапности и учёта возрастных особенностей
-сочетание привычных и неординарных элементов.
(7) В группе должны быть :
- Костюмерная
-Кукольный театр
- вертикальные разделители
- игрушки
- ёмкости для хранения игрушек
- игрушки – заместители
Мебель – трансформер
- сборно- разборная мебель
-мягкие плоскости, подиумы для отдыха
- использование столов сложной конфигурации
-игрушечная мебель
- спортивное оборудование.
(8) Игровые зоны в группе:
- Общения
- Сюжетно-ролевых игр
- Строительно -конструктивных игр
- Театра
- Изобразительных искусств
- сенсорного развития
- Экспериментирования и исследований
- Спортивный
- место отдыха
- место уединения.
(9) Предметно-развивающая среда для самостоятельной деятельности детей : - Игровые зоны
- Зоны уединения
- Современные игрушки
- Развивающие игры
- Дидактического и демонстрационного материала
- Материал для продуктивной деятельности
- Атрибутики для творческой деятельности
- Уголки экспериментирования
- уголки природы
- Логопедического уголка
- Фонетику,видеотеку
- спортивного инвентаря и оборудования.
(10) Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
2) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
5) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
6) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, расходным игровым игровым материалом, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
(11) Создавая предметно-развивающую среду необходимо учитывать:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
(12) В группе должны быть зоны спокойной деятельности, средней интенсивности и насыщенного движения.
Для успешной работы с детьми в нашем детском саду во 2 младшей группе организованы:
- Детей в группе встречает сказочница (13)
- дерево группы, а плоды дерева- наши дети (14)
-Уголок детского творчества, где дети могут рисовать, лепить, конструировать, проявлять свои творческие способности;(сл. 15)
-уголок экологии (сл. 16)
- местом для детского экспериментирования (17)
- парикмахерская (18)
- зона ФАПА (19)
- игровая зона «кукольный домик» (20, 21, 22)
- зона сенсорного и математического развития (23)
- зона двигательной активности (24)
- театральная зона. В театре располагаются кукольный, плоскостной, настольный театр, для разыгрывания сказок; театр сделанный самими детьми, воспитателями и родителями, ободки, маски. (25)
- музыкальная студия, в которой имеются музыкальные инструменты и музыкальные игрушки. (26. 27)
- зона строительных игр и конструирования (28,29)
- игровая зона с автомобилями (30.31,32)
- зона безопасности и ПДД (33)
- настольно- печатные игры, домино, лото, мозайки, шнуровка и т. д. (34)
- зона уединения (35,36)
- зона отдыха. Дети могут рассматривать иллюстрации, картинки, сказки и просто расслабиться и отдохнуть. (37)
Спасибо за внимание. (38)
26 ноября 2015г. Руководитель РМО воспитателей : Гафиуллина С. В.