Ирина
Семинар — практикум для воспитателей «Организация партнерской деятельности с детьми в рамках внедрения ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Модернизация российского дошкольного образования осуществляется с современных научных позиций с опорой на положения научной концепции «Дошкольное образование как ступень системы общего образования» (В. И. Слободчиков, Н. А. Короткова и др.). В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ МОиН РФ от 17.10.2013г. № 1155) одним из основных принципов дошкольного образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка.
Публикация «Семинар — практикум для воспитателей „Организация партнерской деятельности с детьми в рамках внедрения ФГОС до“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Вспомним основные аспекты партнерской деятельности :
1. Мотивация – необходимое условие организации всех видов деятельности. Уловите разницу: «Заставить сделать» и «Заставить захотеть делать» … Добровольное присоединение к участию в каком-либо процессе, осознание ребенком значимости своего труда, и совместное выдвижение цели – критерии, которым следует уделять особое внимание. Идея должна родиться у детей!
И то, зачем мы это делаем, должно быть оправдано. Если лепим зайцу друзей, то друзьям свойственно играть, пусть играют… а детям старшего дошкольного возраста можно предложить порассуждать: «Как мне пригодится то, чему я научился». Это шаг к развитию произвольности. Вам в помощь подготовлены памятки «Особенности мотивации».
2. Стиль общения – демонстрирующее уважение к ребенку как к личности, он – индивидуальность! Между педагогом и ребенком должно быть взаимное уважение. Как его добиться от ребенка? Только подавая пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге. Конечно, каждый педагог имеет свой стиль общения и взаимодействия с детьми. Их 3 (авторитарный, демократический и либеральный). На ваш взгляд, какой наиболее приемлем в партнерских отношениях? Демократический стиль предполагает личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, создание ситуаций успеха, поддержку инициативы и самостоятельности. Педагогам, заинтересованным в своем личностном росте и саморазвитии, я предлагаю опросник, который позволит определить модель общения и скорректировать взаимодействие с детьми.
3. Позиция педагога – ПАРТНЕР - равноправный участник процесса. Его место не возле доски, а рядом с детьми. Чтобы не навязывать и не назидать, нужно четко продумывать свои вопросы, побуждая детей к активной речемыслительной деятельности. Особое внимание следует уделять речи вцелом, следить за соотношением деятельности своей и детской (речевой активности, познавательной, продуктивной и т. д.) Вспомните про весы! И «взвесьте» : сколько на занятии говорили Вы, а сколько – дети.
4. Сотрудничество – ориентация на взаимодействие со сверстниками. Педагог не вещатель, он – режиссёр. Задача срежиссировать деятельность детей таким образом, чтобы они научались друг у друга, договаривались, распределяли роли. Лучшая форма работы – работа в компаниях. Компании организуются не ради компаний как таковых, а для взаимопроверки, для активизации менее активных детей и т. д.
Прием, который использую я в практике : «Кого бы я сегодня хотел больше всех слышать», «От кого бы ожидал особой активности». Это своеобразная детская заявка и предупреждение об активном интересе к «молчунам».
В каких видах образовательной деятельности можно проследить партнерскую позицию педагога?
- организованной деятельности в ходе режимных моментов;
-непрерывной образовательной деятельности;
- самостоятельной деятельности;
- работе с родителями.
Сегодня мы подробно остановимся на организации непрерывной образовательной деятельности.
Практическая часть семинара
Возьмите жетоны. ЭТО СЕКРЕТ! Без помощи слов, общаясь только голосами животных, указанных на жетонах, объединимся в 2 компании, (Козы, кровы) договоритесь между компаниями занятие какой направленности вы выберите: «Познавательное» или «Продуктивную деятельность».
Из скольки этапов состоит любое занятие? (оно 3-хчастное)
Объединитесь внутри компании на три кластера. И распределите роли внутри команды. (Кто над какой частью будет работать)
Данный конспект отредактируйте, отображая партнерскую позицию педагога. А занятие познавательной направленности переделайте на занятие продуктивной деятельностью.
По истечении времени, группы проигрывают свои наработки друг на друге.
Рефлексия
Вспомним отличия партнерской модели от учебной :
- С точки зрения вовлечения детей в деятельность, мотивации. Принудительное «Вовлечение» в деятельность Сухое информировние о предстоящей деятельности/ Добровольное присоединение детей к деятельности, «открытые» временные начало и конец.
- С точки зрения размещения детей. За детьми жестко закреплены рабочие места/ Запрещено перемещение детей Разрешено свободное размещение детей, их перемещение в процессе деятельности
- С точки зрения общения детей. Запрещено свободное общение детей; вводится дисциплинарное требование тишины/ Разрешено свободное общение детей (рабочий гул)
- С точки зрения позиции педагога. Позиция взрослого либо стабильна (стоит у доски, сидит за письменным столом, либо он перемещается для контроля и оценивания («обходит дозором» детей, контролирует, оценивает, нависая «над» ребенком) Взрослый – учитель, отделен от детей (над/против) / Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то из детей особенно в нем нуждается); при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга, могут обсуж-дать работу, задавать друг другу вопросы и т. п. Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе, в кругу.
В конце семинара педагогам предлагаются памятки по созданию мотивации детей.