Марина Николаевна Клевцова
Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования.
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Публикация «Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования,» размещена в разделах
В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В новом федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями, говорится, что работа с родителями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Так же сформированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов в развитии детей. И трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход.
Для успешного сотрудничества с родителями педагоги придерживаются следующих принципов взаимодействия :
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Ежедневно во время консультаций и бесед стараются создать партнерские, доверительные отношения с родителями.
2. Индивидуальный подход. Проявляется в ежедневном контакте воспитателя, когда родители приводят и забирают детей.
3. Сотрудничество, а не наставничество. В педагогических ситуациях педагоги стараются общаться «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
4. Серьезная подготовка. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями педагоги тщательно и серьезно готовят.
5. Динамичность. В связи с тем, что сегодня детский сад находится в режиме развития и представлять собой мобильную систему, приходится быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого педагоги меняют формы работы с семьей.
Для того чтобы сделать родителей активными участниками педагогического процесса, и ответственными за воспитание и обучение детей, в рабочей программе педагогов определены следующие задачи:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
- Создать атмосферу взаимопонимания родителей, воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки.
- Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
- Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
В ФГОС ДО сформулированы основные направления работы с родителями:
1. Познавательное направление. Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
2. Информационно-аналитическое направление. Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
3. Наглядно-информационное направление. Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.
4. Досуговое направление: Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Поэтому педагогами, активно используются следующие формы работы:
Познавательное направление, которое включает в себя:
- родительское собрание и встречи за «круглым столом»;
- консультации и индивидуальные беседы;
- проектная деятельность;
- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями;
Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи являются родительское собрание и встречи за «круглым столом» - например, на родительском собрании «Вот и стали мы на год взрослее», были раскрыты возрастные особенности развития детей, способы развития у них коммуникативных качеств. В процессе дискуссии за «круглым столом» «Формирование здорового образа жизни дошкольника в детском саду» вместе с родителями обсуждали вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни, познакомили с наиболее эффективными формами взаимодействия с детьми по здоровому образу жизни в детском саду.
Индивидуальные консультаций и беседы с родителями: «Если ребенок плохо ест», «Совместный труд в семье», «Одеваем детей по сезону», «Почему капризничает ребенок», «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка», педагоги стараются оказывать помощь по тому или иному вопросу воспитания, отвечают на вопросы родителей, дают квалифицированный совет.
Ничто так не сближает родителей и педагогов, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. Возможность самим стать участниками воспитательного процесса, организаторами, а не наблюдателями.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание выставки, изготовление атрибутов, конкурсы, экскурсии, родительские собрания, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле. Работа над проектами ведется постоянно, а участие в них родителей уже традиция. Например, во время проекта «Знакомство с профессией «Продавец» родители изготовили различные атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин», с детьми говорили о правилах при посещении магазина, ходили в магазины разных видов.
В проекте «Здоровей-ка» изготовили нестандартное физкультурное оборудование, сделали корригирующие дорожки для закаливания детей. На родительском собрании делились опытом по приобщению детей к здоровому образу жизни.
Следующим немало важным направление является информационно-аналитическое, которое включает в себя:
- анкетирование;
- тестирование;
- личные беседы.
С целью изучения семьи, родителями заполнены «Социальные паспорта», для определения социального статуса семьи. Анкетирование «Оценка качества предоставления образовательных услуг», «Роль физической культуры в семье». Проводили личные беседы, это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности. Данные формы помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Одним из направлений является наглядно-информационное, которое включает в себя:
- консультации;
- информационные буклеты;
- памятки;
- информационные листы;
- паки-передвижки;
- реклама детского сада.
В группе оформлен родительский уголок, в котором содержатся - материалы информационного характера: распорядок дня, расписание занятий, антропометрические данные детей, консультативный материал, советы, объявления различного характера.
Консультации для родителей «Формирование самостоятельности у детей», «Народная подвижная игра, как приём развития двигательной активности у детей дошкольного возраста», «Так ли важно рисование в жизни ребенка?», «Подвижная игра в жизни ребенка» и др.
Информационные буклеты: «Воспитание ребенка», «Физическое воспитание ребенка», «Воспитание детей - это долг родителей»; «Моя дружная семья»; «Вспоминаем забытые игры», «Сюжетно-ролевая игра, что это такое?» и др.
Памятки для родителей, на различные темы: «Заповеди для родителей», «Рекомендации для родителей по воспитанию детей»; «Советы родителя по проведению игр», «Домашняя игротека» и др.
Информационные листки, которые несут в себе следующую информацию: объявления о собраниях, событиях, просьбы о помощи; поздравление с праздниками, с днем рождения.
Папки–передвижки, которые формируются по тематическому принципу: «Семейное воспитание», «Эмоции в жизни детей», «Организация питания детей дошкольного возраста» и многие другие. Папка дается во временное пользование родителям. Из папки – передвижки «Игры и игрушки» родители узнали: как правильно организовать детские игры, какие игрушки необходимы детям дошкольного возраста.
В родительском уголке группы постоянно действуют выставки «Здоровячок» по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, «Светофорик» по вопросам формирования у детей и родителей знаний о правилах дорожного движения.
В «Здоровячок» родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей. Буклеты: «Как сохранить сердце здоровым», «Простуда или ОРВИ у детей», «Рекомендации по сохранению здоровья». Памятки: «Обувь дошкольника и здоровье», «Рекомендации по формированию здорового образа жизни у детей». Консультации: «Здоровая семья, здоровый ребенок», «Растим детей здоровыми», «Правила закаливания детей». Альбом «В здоровом теле здоровый дух».
В «Светофорике» расположены в доступной форме консультации: «Фликиры детям купите родители, пусть на дороге их видят водители», «Автокресло и детское удерживающие устройство», «Играйте в дорожное движение» и др. Буклеты: «Правила дорожного движения», «Знай правила дорожного движения». Памятки: «Ребенок на АЗС», «Ребенок в машине», «Обучение детей наблюдательности на улице». Альбом «Безопасность на дороге». Папка-передвижка «Обучение детей правилам дорожного движения».
Одной из форм наглядно-информационного направления является реклама детского сада, для создания положительного имиджа детского сада. Для этого существует сайт детского сада, где в разделе новости регулярно появляется информация о жизни и проводимых мероприятиях группы.
Важным направлением является досуговое, которое включает в себя:
- праздники;
- развлечения;
- досуги.
Родители принимают активное участие в осенних и новогодних праздниках, 8 марта и многое другое. В результате проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоцио-нальный контакт. Развлечения и досуги проводятся не для родителей, а с привлечением родителей. Это делается для того, чтобы знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. Например, во время досуга «Вместе дружная семья» родители принимали активное участие: папы с детьми строили дома, мамы танцевали с детьми, в завершении показали совместную сказку «Репка».
Вместе с детьми стараемся поздравить родителей с праздниками. Выпускают стенгазеты «Наши папы бравые солдаты», «Мамочка любимая моя». Делают коллективные работы «Корзина с подснежниками», «Букет ромашек».
Использование разнообразных форм работы дало определё нные результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями. Семья и детский сад не могут заменить друг друга, а должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Литература:
1. Взаимодействие семьи и ДОУ/ сост. Н. А. Кочетова, И. А. Желтикова, М. А. Тверетина, – Волгоград: 2014.
2. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей, М., Издательство «Скрипторий», 2008.
3. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов : рекомендации, игры, тренинги автор-составитель Ельцова О. М., – Волгоград: Учитель, 2011.
4. Прохорова Г. А. Взаимодействие с родителями в детском саду, – М. : Айрис-пресс, 2009.
5. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, – СПб: Детство-пресс, 2013.
6. Социальное партнё рство детского сада с родителями: сборник материалов/ сост. Т. В. Цветкова, – М. : ТЦ «Сфера», 2013.