Ирина Воронова
Информационно-коммуникативная технология в работе современного педагога в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный проект
Организация: МБДОУ ЦРР №28
Населенный пункт: г. Чита
Название проекта: Информационно-коммуникативная технология в работе современного педагога в условиях реализации ФГОС
Автор проекта: Воронова Ирина Вячеславовна
Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает новые социальные требования к системе дошкольного образования. Идеология ФГОС ДО направлена на формирование принципиального нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направлены на активизацию познавательного развития ребенка.
Публикация «Информационно-коммуникативная технология в работе современного педагога в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Инновационная технология- это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.
Информационно-компьютерные технологии – это личностно-ориентированные педагогические технологии. Следовательно, способствуют реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению.
Целевая аудитория проекта: дети подготовительной логопедической группы «Подсолнушки».
Как образовательную деятельность сделать необычной? Как неинтересный материал представить интересным? Как с современными детьми говорить на современном языке? Эти вопросы сегодня являются актуальными для педагога. Новые образовательные технологии приходят на помощь воспитателю, который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями. Развитие личности ребенка осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания. Поэтому, мой выбор, целевой аудитории для участие в проекте это дети подготовительной группы.
Актуальность проблемы
В последние годы наблюдается массовое внедрении ИКТ. Процесс информации в дошкольном учреждениях обусловлен требованиями современного развивающего общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в воспитании и образовании.
В условиях модернизации системы образования появляются новые проблемы и задачи, над решением которых предстоит работать педагогам. Одна из проблем – это падение мотивации дошкольника к обучению. Как же оптимально решить эту проблему?
Сейчас выигрывает тот воспитатель, который делает ход непосредственной образовательной деятельности наглядным, занимательным, ярким, интересным, эмоциональным, запоминающимся.
Современные исследования в области дошкольной педагогики К. Н,Моторина, С. П. Первина, М. А. Холодной и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в дошкольном возрасте. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно – образного к абстрактно-логическому мышлению.
Компьютер в наше время уже не воспринимается ребенком как нечто редкое и экзотическое, однако ИКТ еще не превратилось в хорошо освоенный инструмент педагогов.
В связи с эти перед нами встает проблема - недостаточное владение педагогами информационными – коммуникационными технологиями и умение применять эти технологии в воспитательно-образовательном процессе. Данное условие является одним из основных требований к кадровому обеспечению, которое регламентируется проектом ФГОС 2013 года.
Применение информационно - коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.
Цель: Использование информационно - коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ, для развитие личности дошкольников.
Задачи:
• привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
• делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
• формировать информационную культуру у детей;
• активизировать познавательный интерес;
• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
• активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
• повысить уровень профессиональной компетентности и овладение интегрированными способами развития личности ребенка;
• обобщить знания требования ФГОС ДО регламентирующих профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ;
Ожидаемые результаты
• Повышение эффективности процесса обучения.
• Активизация познавательной деятельности детей
• Раскрытие личностного потенциала воспитанников в воспитательной системе ДОУ
• Реализация личностно- профессионального роста.
В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов, которые смогут эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста, повысится активность детей в познании окружающей действительности.
ИКТ в работе современного педагога
Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.
В настоящее время использование ИКТ в практике ДОУ в основном заключается в следующем:
• подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
• подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
• обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
• создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
• использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;
• использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
• оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.
• создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
• создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.
Такая форма работы наиболее приемлема при сопровождении молодых начинающих педагогов. Библиотека методической литературы преобразуется в медиатеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях.
Использование современных технологий, в частности Интернет-сайта позволяет на порядок повысить эффективность общения педагогов и родителей. Оперативные сведения новостной колонки, подробная информация о жизни дошкольного учреждения, возможность общаться с помощью электронной почты и гостевой книги – все это помогает сделать отношения более доверительными, вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. При проведении родительских собраний, использование мультимедийного оборудования позволяет представить вниманию родителей видеоролики и фильм о жизни детей в детском саду, презентации о правильном питании, о подготовке детей к обучению в школе.
Можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить методическую работу в ДОУ.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно - образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.
Преспективы развития проекта: материал будет полезен педагогическим работникам для активизации использования информационно -коммуникативные технологии в работе в ДОУ.
Этапы реализации проекта
Этап Деятельность Срок
I этап
Подготовительный Составление проекта «Информационно-коммуникативная технология в работе современного педагога в условиях реализации ФГОС»
Повышение ИКТ -компетентности педагогов ДОУ.
Ноябрь 2016
II этап
Реализация Внедрение ИКТ в процессы воспитания и обучения в ДОУ. В течение года
III этап
Результативность проекта Создание творческого отчета, результатов проекта Май 2017
План реализации проекта
Мероприятие,
Деятельность Срок проведения Краткое описание мероприятия, деятельности
Изучения литературы
Ноябрь И. И. Комарова, А. В. Туликов «Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании 2013г
Е. В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование»
Газета «Мой компьютер» ЗАО
Гаргуша Ю. Ф. Черлина Н. А Новые информационные технологии. 2004г.
Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада
Консультация для педагогов «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте введения ФГОС ДО Декабрь Консультация для педагогов
Разработка конспектов занятий для детей подготовительной к школе группы с использованием ИКТ В течение года НОД с детьми подготовительной к школе группы
Создать собственный сайт «Сайт воспитателя детского сада» Февраль Создание сайта
Серия консультаций для родителей «Ребенок и компьютер» «Как организовать электронное портфолио воспитанника детского сада» Март Консультации для родителей
Организация развивающей предметно-пространственной среды с использованием ИКТ технологий В течение года Создание авторских игр, буклетов, методичек, презентаций, развлечений и т. д
Подготовка развлечений и праздников с использованием ИКТ «9 мая –День победы» «До свиданья, детский сад» Май Развлечения «День победы»
Праздник «До свиданья, детский сад»
Активное участие в вебсеминарах и интернет -конференциях В течение года Результаты конференций и вебсеминаров: дипломы, сертификаты и т. д.