Ирина Метёлкина
Семинар-практикум «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Познакомить педагогов с одним из методов коррекционной работы –сказкотерапией.
2. Рассказать о значении сказок и их психологическом значении в развитии ребенка.
3. Научить педагогов методу общения с помощью сказочных историй.
Актуальность
Публикация «Семинар-практикум „Сказкотерапия на занятиях по развитию речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семинар, практикум
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Темочки
Сказка как жанр художественной литературы и сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи.
Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.
Еще с древних времен человечеству известны сказки. Они всегда служили вспомогательным инструментом для формирования и корректировки поведения ребенка, прививали ему представления о добре и зле, справедливости и несправедливости. Теперь же сказки стали объектом целой науки – сказкотерапии, которая на профессиональном уровне формирует рекомендации по развитию и воспитанию детей.
Лечение сказками применяется как к детям, так и к взрослым. Однако, в связи с особенностями развития психики, эмоций и воли, наиболее эффективна сказкотерапия для дошкольников. Она необходима, если у ребенка наблюдаются поведенческие и эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, капризность, тревожность, застенчивость, страх. Также этот метод может помочь детям с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современности. Стоит отметить, что от уровня развития речевых способностей зависит интеллектуальный рост малыша, поэтому такой проблеме нужно уделять серьезное внимание. Многие ученые с помощью проведенных исследований доказали, что развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей.
Цель и задачи речевой сказкотерапии
Целью такой работы всегда является применение сказок как средства развития связной речи у дошкольников.
Задачи сказкотерапии :
1. Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
2. Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
3. Снижение уровня агрессивности и тревожности.
4. Развитие коммуникативных способностей.
5. Обучение преодолению страхов и трудностей.
6. Развитие способности к грамотному выражению эмоций.
7. Создание устойчивой связи между ребенком, родителем и педагогом.
Чем полезна речевая сказкотерапия для дошкольников
Особенности умственного развития детей таковы, что хорошо развитое образное мышление позволяет им думать о явлениях и предметах, а также сравнивать их даже тогда, когда они недоступны зрению. Слушая сказку, ребенок формирует модель действительности, интерпретирует происходящее в ней в реальность.
Преимущество сказок для личности ребенка заключается в следующем:
• Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений. Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки – это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.
• Неопределенность места действия главного героя. «В некотором царстве, в некотором государстве»… Нам как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю.
• Образность языка. Главный герой в сказке – собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку : Иванушка, Аленушка, Марья. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом – все это «закодировано» в образах сказки.
• Кладезь мудрости. Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, слушая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же самую сказку он может понять по-разному… Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.
• Победа Добра. Психологическая защищенность. Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.
• Наличие Тайны и Волшебства. Ореол тайны и волшебства – это качество, свойственное волшебным сказкам. Волшебная сказка как живой организм – в нем все дышит, в любой момент может ожить и заговорить даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка.
Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
ЖИЛИ - БЫЛИ.
Начало сказки, встреча с ее героями.
Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.
Начиная с 5 лет- фей, волшебников, принцесс, принцев и пр.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
И ВДРУГ ОДНАЖДЫ.
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
ИЗ-ЗА ЭТОГО.
Показать в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Кульминация.
Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка сказки (должна быть позитивной).
Слушая правильно подобранную сказку, ребенок проводит параллель между собой и сказочным героем, сравнивает себя с ним. Он начинает понимать, что такие же переживания, как у него, бывают и у других, А пример сказочного героя подсказывает ему выход из сложившейся ситуации и то, как именно нужно бороться со своими страхами и проблемами.
Кстати, очень интересные выводы можно сделать, просто зная, какая сказка у ребенка самая любимая. Если ребенку нравится сказка, значит, она затрагивает именно те проблемы, которые на данном этапе развития являются важнейшими для него, отражая его способности, черты характера и восприятие действительности. По сути, любимая сказка – это модель жизни человека, вернее, то, какой бы он хотел ее видеть в идеале. Поэтому обязательно надо выяснить, что привлекает ребенка в сюжете его любимой сказки.
Правильно подобранные сказки будут легко восприняты детьми и разовьют их речь путем восприятия, запоминания и интерпретации услышанного. При работе со сказками у детей формируется положительная мотивация к выполнению заданий, повышается эмоциональный фон занятия.
Сказку, как лекарство, можно применять с 4-х летнего возраста, потому, что результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже 4-х лет.
Основная часть
Работу с детьми по сказкотерапии проводят как индивидуально, так и с группой:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
Воспитатель – главное лицо, он активно участвует в процессе сказкотерапии, задает темы занятий, внимательно наблюдает за поведением ребенка.
Методы работы.
1. Самым известным, часто используемым, любимым и наиболее распространённым методом является чтение. Только не думайте, что прочитав ребенку сказку, Вы сразу же скорректируете проблемы в его поведении или развитии! Просто прочитать сказку недостаточно. Необходима серьезная предварительная работа взрослого:
- определите, насколько выбранная Вами сказка подходит малышу по возрасту и уровню развития;
- понаблюдайте за ребенком и проанализируйте возможности выбранной Вами сказки в коррекции тех или иных отрицательных проявлений в поведении ребенка (излишняя моторность, заниженная самооценка, агрессивные проявления в поведении и т. п.);
- подготовьте список вопросов, которые Вы обсудите с ребенком после прочтения сказки; выделите проблемные моменты, которые потом обсудите с ребенком; сформулируйте выводы, к которым будете подводить ребенка после прочтения.
Вариации прочтения сказки могут быть самыми разнообразными. Вовсе необязательно читать ребенку всю сказку сразу целиком. Вы можете дочитать до кульминационного момента и попросить ребенка самому придумать продолжение, поставив себя на место какого-либо героя или автора.
2. Можно начать работу не с чтения, а с совместного рассматривания картинок, которыми обычно обильно сопровождаются произведения для детей. При таком подходе путь познания ребенка будет лежать не от текста к картинке, а от картинки к тексту. Тогда и взрослому, и ребенку будет легко, поскольку в этом случае мы следуем за естественным ходом восприятия ребенка. Итак, правило для данного варианта работы: не начинаем читать детям, не задаем им вопросов, пока вместе не насмотримся на рисунки и не поделимся друг с другом впечатлениями о них.
Одним из важных моментов этого направления является то, что в процессе работы воспитатель следит за всеми изменениями, происходящими с ребенком, включая малейшие изменения мимики, пантомимики, дыхания и строит свою дальнейшую работу в соответствии с его реакцией.
Кроме того, в процессе индивидуальной работы эффективно использовать паузы, смену интонации, громкости произношения текста. Если это сказка придумана воспитателем, то введение собственного имени ребенка или созвучное с его именем, особенно перед тем, как будут сказаны важная фраза, информация, которую хотелось бы запечатлеть на подсознательном уровне, просто необходимо.
РАБОТА В ГРУППЕ
Включает:
Прослушивание сказок и анализ (интерпретация).
Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой, появлением новых героев, конструкцией сюжета.
Работу целесообразно проводить по следующим методикам:
1. Рассказ о сказочных героях.
В группу вносится шкатулка, в которой находятся изображения сказочных героев, и предлагается детям выбрать своих любимых. Дети рассказывают, почему они выбрали того или иного персонажа, описывают его характер, рассказывают, что в нем нравится и что у них общего.
2. Пересказ сказки.
Обращается особое внимание на то, как пересказывает сказку ребенок : что оказывается в ней для него важным, а что – нет, на чем он заостряет свое внимание, какие подробности добавляет, а от каких, наоборот, предпочитает избавиться. Это важно потому, что рассказчик расставляет акценты именно на те детали, которые значимы лично для него.
3. Рассказ сказки по кругу.
Каждый из детей рассказывает небольшой отрывок хорошо известной сказки,
При этом следующий рассказчик начинает повествование с того места, на котором остановился предыдущий.
4. Рассказ сказки от лица различных персонажей.
Здесь нужно обращать внимание детей на чувства, которые испытывают герои в той или иной ситуации. В результате работы по этой методике может появиться много новых сказок, ведь сказка, рассказанная от лица Ивана Царевича совсем не похожа на сказку, рассказанную от лица Серого волка.
5. Калькирование – переписывание старой сказки на новый лад в совершенно ином жанре.
Благодаря этой сказкотерапевтической методике у ребенка есть возможность закончить любую сказку так, как пожелает он сам. То развитие событий, которое предпочтет ребенок, будет соответствовать его внутреннему состоянию, а значит, позволит ему избавиться от внутреннего психоэмоционального напряжения.
Можно не только переписывать конец сказки, но и "перевирать" её полностью. Например, почему бы не переделать отрицательных персонажей?
6. Инсценирование сказки - драматизация. Инсценирование может быть самым разнообразным: кукольный театр, теневой или пальчиковый театр, на фланелеграфе. Позвольте маленьким артистам окунуться в мир сказки и результаты не заставят себя долго ждать! Вы увидите, как быстро раскроются творческие способности и возможности Ваших воспитанников, о которых Вы даже и не подозревали.
8. Иллюстрирование сказки, когда, рисование и изготовление поделок по мотивам сказки объединяет в совместной деятельности детей и взрослых.
9. Создание собственной сказки.
Не сочинение, а именно создание. Начиная с замысла, придумывания персонажей и сюжетной линии и заканчивая распечаткой текста, рисованием иллюстраций, брошюровки книжки и оформлением библиотеки. Как видите, это работа творческая, не одного дня и предполагающая совместное взаимодействие детей и взрослых.
Детям младшего возраста можно предложить сочинить сюжетную линию действий и поведения главного героя какой-либо известной сказки. Детишкам постарше задачу можно усложнить и предложить сочинить сказку полностью самостоятельно.
Кроме того, данный способ еще является своеобразной диагностикой особенностей развития и психологического самочувствия ребенка. Сочиненная ребенком сказка может показать его душевное состояние, так как при сочинении он в значительной степени проецирует свою жизнь. Через сказочную метафору, аллегорическую форму ребенок описывает себя и события своей жизни, свои страхи, тревоги, переживания и волнения. И здесь же, в своей сказке ребенок дает нам подсказку о том, как помочь ему решить имеющиеся проблемы, с использованием каких ресурсов.
Таким образом, сказкотерапия для детей дошкольного возраста представляет собой довольно интересный, легкий в использовании метод, который, кроме того, не требует больших временных, материально-технических и энергетических затрат.
Структура сказкотерапевтического занятия
Этап Назначение Содержание этапа
1 2 3
1. Ритуал «входа» в сказку Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку. Коллективное упражнение. Например: взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу; или передают друг другу сплачивающее действие, мячик
2. Повторение Вспомнить то, что в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Воспитатель задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз, что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз пр.
3. Расширение Расширить представление ребенка, о чем-либо. Воспитатель рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки.
4. Закрепление Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. Воспитатель проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, совершаются символические путешествия, превращения.
5. Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью Воспитатель обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что пробрели сегодня.
6. Резюмирование Обобщить приобретенный опыт связать его с уже имеющимся опытом. Воспитатель подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятиях, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать опыт.
7. Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде Повторение ритуала «выхода» в занятие с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем собой все важное, что было сегодня нам, все чему мы научились. Ребят протягивают руки в круг, что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.
Практическая часть
Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми.
Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо и понятно. Если мы хотим объяснить что-то сложное французу, то, разумеется, преуспеем в этом больше, если будем говорить на французском языке. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются - на языке детской фантазии и воображения.
Тренинг с педагогами с элементами сказкотерапии
Цель:
1. Снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация внутреннего состояния.
2. Развитие творческих созидательных способностей.
3. Знакомство с новыми способами и методами работы с детьми.
4. Сплочение коллектива.
Необходимые материалы:
свеча в красивом подсвечнике, аромасвеча аксессуары и костюмы, диск со спокойной музыкой.
Сегодня у нас с вами необычное сказочное занятие. Мне потребуется ваша помощь, фантазия, воображение. Если они у вас есть- прекрасно, значит у нас всё получится. Если нет, тогда мы будем это развивать. Если у человека богатая фантазия и воображение он может формировать свой образ будущего, т. е. нашу жизненную программу. Очень важно, чтобы этот образ был позитивным, как в сказке, потому что признак настоящей сказки – хороший конец. Любите ли вы сказки? Верите ли в чудеса?
Кто-то из вас верит в чудеса, кто-то нет. Но вы сегодня оказались здесь и это не случайно.
Включить спокойную музыку. Я приглашаю в круг, к волшебной свече.
Ритуал входа в сказочное пространство :
Сядьте поудобнее, расслабитесь, возьмитесь за руки, поздоровайтесь друг с другом мысленно, без слов.
Упражнение на концентрацию внимания:
Смотрите на свечу, сделайте глубокий вдох-выдох. Мы погружаемся в сказочный мир, сделайте глубокий вдох-выдох. Мы оказались в волшебном мире.
Упражнение. Представление сказки
Итак, мы на волшебной поляне. Обычно, для того чтобы рассказать и послушать истории, мы собираемся вместе. Мы педагоги живём очень близко со сказкой. Давайте на миг вспомним своё беззаботное детство и сказку, которая нам больше запомнилась. Что именно вам нравилось в ней? Пожалуйста, кто начнёт ….
Упражнение. «Превращения на волшебной поляне» (знакомство с методами творческого самопознания)
Многие люди, желающие изменить своё внутреннее содержание, начинают с изменения внешности. Сейчас мы попробуем измениться, перевоплотиться в сказочный образ. Выберите из приготовленных аксессуаров и костюмов (накидки, короны, шляпы, перья, шпаги, корзинки, ткани, веера, украшения и пр.) понравившиеся, «соберите» свой образ сказочного героя. Пожалуйста, подходите к «волшебному зеркалу», примеряйте. Прочувствуйте своего героя, продумайте стиль поведения.
Кто готов, собирайтесь в круг. Нам хочется узнать кто посетил нашу волшебную поляну. (выключить музыку)
Представьтесь, расскажите о себе….Идет представление сказочных героев.
По необходимости, задать наводящие вопросы, например:
Как тебя зовут? Расскажи, что тебя может огорчить? Что тебя радует? Сколько тебе лет? Откуда ты пришел? Какой сейчас день, время года? Что ты делаешь на волшебной поляне? Счастлив ли ты? Какие у тебя планы на будущее? и пр.
Приятное знакомство. Не правда ли? Сейчас поляна оживёт, и вы будете общаться друг с другом, желательно, чтобы вы познакомились с каждым на волшебной поляне, встречайтесь с кем хотите, говорите о чём хотите, можете петь, танцевать., но не забывайте про свой образ, про ваш характер.
Включить музыку. (Сводное общение)
Итак, общение завершается, приглашаю всех в круг (выключить музыку)
- С кем тебе было легко?
- Есть те, с которыми ты не разговаривал?
- Не успел, или не хотел?
- Если хочешь, можешь спросить сейчас?
- С кем бы хотел продолжить общение на волшебной поляне? Почему?
- Что ты мог бы дать волшебной стране?
Спасибо всем сказочным героям. Сейчас мы выйдем из сказочных образов.
Произнесите фразу: «Я не (имя персонажа, я – (собственное имя)».
Вышедший из образа может снять наряд
Рефлексия
Сейчас мы прочувствовали, как меняя образ, мы меняем характер, стиль поведения и общения. В нашей работе изменение образа, переодевание может помочь нам в работе с детьми. Если нужно успокоить капризного ребёнка можно предстать перед ним в образе Короля, Королевы, Воина, которым все должны подчиняться, выполнять их указы. Бывают такие моменты, когда мы раздражительны, нервозны и чтобы не передавать своё раздражение, негатив на непослушного ребёнка, можно, как бы спрятаться за образ отрицательного героя из сказки, например, Бабы-Яги, кикиморы.
Ведь если ребёнка поругает Баба- Яга, он обидится на неё, а образ воспитателя останется в его памяти добрым, заботливым и любящим его. Отсюда следует, что волшебное преображение может быть полезным не только ребенку, но и взрослому, они помогают друг другу, т. о. предотвращая серьёзные конфликты.
Постарайтесь, найдите такого же ребенка в себе, и вы попадете в волшебную страну веселых игр и развлечений, доставляющих вам и вашим детям новые впечатления, здоровье и радость!
Создание своей сказочной страны.
Необходимые материалы:
карандаши; фломастеры; краски; стаканы – непроливайки, кисти, листы белой бумаги, ватман, журналы, открытки.
Я предлагаю вам создать свою сказочную страну. Для этого у вас есть всё необходимое. В этой стране вы сможете выразить себя, свои чувства. Это будет страна, где вам будет хорошо, и у вас все будет получаться! Найдите удобное место за столами и приступайте! (Включить музыку)
Если вы готовы, подходите ко мне, становитесь в круг. Я буду показывать сказочную страну, а вы, по кругу, говорите свои ассоциации (на что похоже, что напоминает, кто живёт в сказочной стране, какие чувства вызывает у вас эта картина.
При этом
- не давайте оценок;
- не давайте советов;
- говорите только то, что чувствуете.
Разместить все картины на полу
Посмотрите и выберете ту картину, которая пробудила у вас живые чувства. Почему?
Я хочу спросить художника:
- Вам было трудно рисовать?
- Хотите ли вы остаться в вашей стране?
- Вы успели нарисовать всё, что хотели? Может, хотите что-то добавить?
- Здесь есть люди которых вы хотите пригласить с собой в сказочную страну?
-Хотите оставить картину у себя?
Я приглашаю вас в круг к нашей свече. Включить музыку.
Упражнение-релаксация: «Теплый, как солнце»
(развитие восприимчивости всех органов чувств)
Ход упражнения:
Включить спокойную музыку.
Сядьте поудобнее и закройте глаза, расслабьтесь, сделайте глубокий вдох и выдох.
Представьте себе, что сегодня чудесный день, а над нами плывёт серое облачко, положите на облако все свои горести, заботы, болезни. Дайте вашим заботам просто улететь с ним. (Пауза)
Представьте, что небо над нами ярко-голубое, легкие лучи солнца согревают нас. (Пауза)
Мы чувствуем себя защищенными – так мирно и спокойно вокруг. (Пауза)
Сегодня ты такой же замечательный и теплый, как солнце.
При вдохе наше тело наполняется солнечным светом – от головы до кончиков пальцев ног.
При выдохе чувства, которые не нужны нам сейчас, покидают нас. Мы вдыхаем золотой свет, выдыхаем неприятные чувства.
Не спеша возвращаемся назад, сюда, в эту аудиторию.
Вздохните глубоко и легко. (выключить музыку)
Ритуал выхода:
Упражнение на концентрацию внимания:
Сядьте поудобнее, расслабьтесь, возьмитесь за руки, смотрите на свечу, сделайте глубокий вдох-выдох. Мы в реальном мире.
Все хорошее, что было сегодня мы возьмем с собой и пусть оно помогает нам. Задуем свечу.