МААМ-картинки

Семейное чтение как источник формирования интереса к художественной литературе и духовного обогащения

Ольга Алексеева
Семейное чтение как источник формирования интереса к художественной литературе и духовного обогащения
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум

Семейное чтение как источник формирования интереса к художественной литературе и духовного обогащения семьи

Подготовили: Алексеева О. Н.

Лехнер А. В.

Култаева М. Н.

Ход:

1. Приветствие. Озвучивание темы мероприятия.

Публикация «Семейное чтение как источник формирования интереса к художественной литературе и духовного обогащения» размещена в разделах

Начать наше мероприятие нам бы хотелось словами В. А. Сухомлинского: «Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя». Какое окошко будет у наших детей, зависит только от нас и от каждого родителя в первую очередь, так как воспитание начинается в семье.

2. Разминка.

Для того чтобы настроиться на работу, предлагаем вам немного поиграть.

Мы будем загадывать загадки о сказочных персонажах, а вам предстоит их отгадать (персонаж и название сказки).

Раз зимою баба с дедом

Внучку сделали из снега.

Жаль, друзья, что сказка эта

Продолжалась лишь до лета.

(снегурочка)

Мальчик в джунглях очутился

И с волками подружился,

И с медведем, и с пантерой.

Вырос сильным он и смелым.

(Маугли)

Больных зверей он исцелил

И Бармалея победил.

(Айболит)

Отыскала мама дочку

В распустившемся цветочке.

(Дюймовочка)

Нравом зол, цветом сер,

Шестерых козлят он съел.

(Волк)

Плутовка пела под окошком:

- Я угощу тебя горошком!

Поверил песням петушок

И сразу угодил в мешок.

(Лиса)

3. Актуальность проблемы семейного чтения (сохранения интереса к книге)

Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как, и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта. В наше время молодое поколение непростительно мало знает о жизни своих отцов и дедов. И дело здесь не в дефиците времени или раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи. Я считаю, что семейное чтение способствует установлению более близкого внутрисемейного общения между людьми разного поколения, а для ребенка главное – получить радость от общения со взрослыми.

Цель:

Вооружить педагогов знаниями, необходимыми в работе с родителями по пропаганде семейного чтения – главного фактора развития ребёнка и источника знаний и обогащения духовного мира семьи.

4. Беседа с педагогами.

Как вы считаете, почему процесс семейного чтения является столь важным в воспитании ребенка?

Педагоги предлагают варианты ответов. После чего, мы обобщаем.

-Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов;

-Семейное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, вступать в диалог со взрослыми, это повышает у ребенка авторитет родителей;

-Семейное чтение способствует привитию ребенку любви к чтению без принуждения;

-Чтение ребенком книги вслух для всей семьи улучшает у него технику и скорость чтения;

-Семейное чтение способствует духовной связи ребёнка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей, потому что процесс осознания художественной литературы не может быть механическим: это совместная работа души и ума.

-Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.

-Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвященной одной цели — воспитанию настоящего читателя.

С какого возраста прививать любовь к книге?

Ответы педагогов.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге.

Кто выполняет ведущую роль в приобщении ребенка к книге?

Ответы педагогов

Главную роль в воспитании любви к книге закладывают родители.

А наша задача – помочь им в этом. Задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если детский сад поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

5. Цель, задачи работы с родителями

Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

Задачи:

приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;

повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей,

способствовать поддержанию традиций семейного чтения,

повысить культуру речи родителей, детей,

воспитывать бережное отношение к книге.

6. Формы работы с родителями по приобщению детей к чтению (педагогам предлагается назвать по очереди формы работы, и не повторяться)

Консультации

Родительские встречи с приглашением библиотекаря

Практические семинары

Беседы

Памятки, рекомендации

Открытые просмотры занятий

Анкетирование

Информационные стенды

Папки-передвижки

Изготовление книжек-самоделок

Участие родителей в театрализованных представлениях, досугах

Создание передвижной, семейной библиотеки в ДОУ

Педагогические советы с участием родителей

Литературные вечера

Семейное посещение библиотеки

Заучивание стихотворений и отрывков из произведений

7. Упражнение «Подсказки для родителей»

Работа в подгруппах. Каждой подгруппе предложены по 2 набора карточек

с подсказками для родителей: что нужно делать, и чего делать нельзя для приобщения ребенка к книге. Первой подгруппе нужно выбрать из набора карточек только подсказки «Да», другой подгруппе – только карточки подсказки «Нет». Карточки размещаются на мольбертах. После выполнения задания проверяем правильность выполнения задания. Время выполнения 2 минуты.

ДА

Как можно чаще читать своим детям. Начать с малого (чтение на ночь).

Читать самим, показывая пример своему ребенку.

Разрешать ребенку самому выбирать книги для чтения.

Поощрять его желание подержать, полистать книгу.

Наличие детской литературы дома.

Посещать с ребенком библиотеки и книжные магазины.

Дарить книги дошкольникам.

Поощрять ребенка в чтении другим членам семьи, друзьям.

Хвалить ребенка, если он делает попытки самостоятельного чтения.

Слушать аудиокниги.

НЕТ

Заставлять читать насильно.

Соревноваться с ТВ в выборе времени для чтения.

Критиковать ребенка, если он старается читать.

Сравнивать уровень чтения ребенка с уровнем его братье, сестер и других детей.

Прекращать чтение детям вслух, как только они научатся сами читать.

Выбор книги для ребенка самостоятельно, без его просьбы.

8. Обсуждение проблемных ситуаций. Работа в подгруппах. Каждой подгруппе необходимо решить педагогическую ситуацию.

1 ситуация: 5 – летнего Сергея «зачитывают» все новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят: «Все перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим»

Вопрос: Как вы считаете, оправдано ли стремление Сережиных родителей прочитать ребенку как можно больше книг?

2 ситуация: 6 - летняя Ольга читает достаточно хорошо самостоятельно. Но вот настает вечер, и Оля просит маму почитать ей книгу. Мама недоумевает: «Зачем, ты что! Оля, ты и сама прекрасно читаешь, сама с этим и справишься».

Вопрос: Нужно ли читать ребенку, если он уже научился читать?

9. Разработка памяток (листки бумаги фломастеры)

Далее предлагаем педагогам разработать памятки для родителей по приобщению детей к чтению. Работа в подгруппах.

Каждая подгруппа разрабатывает памятку для родителей «Как привить детям интерес к чтению». После того, как памятка была разработана, одна подгруппа зачитывает, а вторая подгруппа дополняет.

Во время разработки педагогами памяток для родителей, со зрителями проводится игра «Волшебный мешочек». Вынимая из мешка разнообразные предметы, игрушки, нужно назвать произведения, где эти предметы, игрушки упоминаются. Например: яйцо («Курочка-ряба», «Гадкий утёнок», ложка («Три медведя», «Федорино горе», кот («Кот, петух и лиса», «Кот в сапогах», лягушка («Царевна-лягушка», «Теремок», «Лягушка-путешественница», мышка («Курочка-ряба», «Теремок», «Сказка о глупом мышонке», поросенок («Три поросёнка», «Зимовье зверей», яблоко («Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Мешок яблок медведь («Маша и медведь»).

Педагоги представляют свои наработки, обсуждаем. Разработанные педагогами памятки после семинара оформляются в печатном виде и могут быть использованы в работе с родителями. Мы вручаем им памятки для родителей по оформлению детской библиотеки дома

10. Рефлексия

Педагогам предлагается выразить свое мнение о мероприятии, ответив на вопросы:

Сегодняшнее мероприятие:

привлекло меня тем, и показалось интересными…

заставило задуматься…., и навело на размышление…

11. Заключение

Закончить мне хочется стихотворением Т. Бондаренко

Я книгу читаю – она друг надежный!

Ответ на вопросы найти я хочу

Пусть книга научит,

Пусть книга расскажет

Пусть верный путь в жизни она нам укажет.

Ее не заменит компьютер и телефон

Пусть каждый ребенок в ней друга увидит.

Ведь чтение книг и наука -

Надежное средство от скуки.

Публикации по теме:

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Конспект НОД по художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение рассказа А. Клыкова «Рыбы»Конспект НОД по художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение рассказа А. Клыкова «Рыбы» Цель: расширение и углубление знаний детей о рыбах. Задачи: • учить детей внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию;.

Конспект НОД по художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение рассказа Н. Калининой «Про птиц»Конспект НОД по художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение рассказа Н. Калининой «Про птиц» Цель: развитие познавательного интереса и расширение знаний о зимующих птицах. Задачи: • формировать у детей целостные представления о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семейное чтение как источник формирования интереса к художественной литературе и духовного обогащения
Опубликовано: 26 октября 2024 в 09:10
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семейное чтение как источник формирования интереса к художественной литературе и духовного обогащения» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Алексеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД