Лариса Семёнова
Конспект НОД по художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение рассказа А. Клыкова «Рыбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и углубление знаний детей о рыбах.
Задачи:
• учить детей внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию;
• развивать монологическую речь детей;
• побуждать к участию в дискуссиях;
• развивать ассоциативное мышление детей;
• учить устанавливать связи между временами года, ростом и активностью рыб;
• закрепить знания о строении рыб;
• закреплять умения отгадывать загадки;
• активизировать и расширить словарь по теме «Рыбы»;
Публикация «Конспект НОД по художественной литературе в старшей коррекционной группе „Чтение рассказа А, Клыкова „Рыбы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
• закрепить в словаре обобщающие понятия: «морские рыбы», «пресноводные рыбы», «аквариумные рыбы»;
• воспитывать интерес к миру природы и бережное к ней отношение.
Предварительная работа:
• беседа по теме «Рыбы»;
• рассматривание иллюстраций в книгах, журналах, фотографий в фотоальбоме «Морские обитатели»;
• чтение произведений Е. Пермяка «Первая рыбка», Н. Носова «Карасик»;
• дидактические игры «Четвёртый лишний», «Кто где живёт?», «Найди рыбку»;
• настольная игра «На рыбалке».
Материалы к занятию:
• рассказ А. Клыкова «Рыбы»;
• дидактический иллюстративный материал по теме «Рыбы»;
• модель - схема «Строение рыбы»;
Ход НОД:
1 часть. Организационный момент. Загадки:
Здесь – куда не кинем взор –
Водный голубой простор.
В нём волна встаёт стеной.
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать? (море)
Тихо между берегами.
Широка и глубока,
Наполняясь родниками
Вдаль бежит, течёт…(река)
Посмотрите, дом стоит –
До краёв водой залит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы. (аквариум)
2 часть. Педагог беседует с детьми:
- Ребята, море, река, аквариум – это место обитания для кого? (ответы детей)
- Как мы назовём рыб, которые живут в море? (морские)
- В реке? (речные) Озере? (озёрные) Пруду? (прудовые)
- Река, озеро, пруд наполнены пресной водой. Поэтому рыб, обитающих там, называют ещё и пресноводными.
- Как мы назовём рыб, которые плавают в аквариуме? (аквариумные)
- Что общего у всех рыб мы можем отметить? (строение, развиваются из икринок)
3 часть. Дидактическая игра «Строение рыб» (с использованием модели – схемы):
• голова, глаза, рот,
• обтекаемое тело и жабры,
• чешуя,
• плавники,
• хвост.
4 часть. Дидактическая игра «Чей, чья, чьи?»:
• Хвост у рыбы чей? (рыбий)
• Чешуя чья? (рыбья)
• Глаза чьи? (рыбьи)
• Плавники чьи? (рыбьи)
5 часть. Физминутка «Рыбы»:
Рыбы плавают в реке, (идут по кругу, ладони – лодочкой)
В Черном море, в озерке (волнообразные движения ладонями).
Окунь, ёрш, карась, налим – (останавливаются, перечисляя рыб загибают пальцы обеих рук)
Все относятся к речным.
А еще есть щука, лещ – (ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяем ладошки, показывая плоского леща)
В общем всех не перечесть. (махают правой рукой)
Мы о рыбах продолжаем: (руками указывают на себя)
О морских заводим речь. (разводят руки в стороны)
В море плавают акулы, (согнуть пальцы рук)
Веслоносы, рыба – лист, (большой палец – к носу и помахать всеми пальцами; повернуть ладони вверх)
Сельдь, помпон, рыба-пила, (соединить ладони – волнообразные движения; имитация движений пилой).
Даже есть такая рыба (имитация шитья иглой)
Под названием игла.
Они плавать не боятся, (повороты корпуса влево - вправо с полуприсядами)
Они плавают, резвятся.
Все, что связано с водой, (волнообразные движения соединенными кистями перед собой; соединить ладони над головой – «крыша»)
Это рыбам – дом родной.
6 часть. Чтение рассказа А. Клыкова «Рыбы».
7 часть. Беседа по содержанию:
- Как называется рассказ?
- Кто автор?
- Когда вода для рыб становиться вредной?
- Какие рыбы зимой зарываются в ил и почему? (карась и линь, потому что на дне теплее, чем вверху подо льдом)
- Чем питаются рыбы?
- В какое время года активизируется жизнь рыб? (весной)
8 часть. Дидактическая игра на развитие ассоциативного мышления:
- Как вы думаете, если бы рыбки умели говорить, о чём бы они нам рассказали? (рассказы двух – трёх детей по желанию)
9. Итог занятия.
- Что интересного о рыбах вы узнали на занятии?
- С каким произведением мы познакомились?