Юлия Гудко
Семинар-практикум: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как фактора психологического здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов:
«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как фактора психологического здоровья»
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности педагогов.
Задачи:
• Сформировать представление педагогов о значимости развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста;
• Освоить приемы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Ход семинара-практикума
Публикация «Семинар-практикум: „Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как фактора психологического здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Слайд 1 Семинар-практикум для педагогов: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как фактора психологического здоровья»
Слайд 2 Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. / Л. Выготский /
Для того, чтобы воспитать ребенка полноценной, сильной личностью, не достаточно уделять внимание только его умственному развитию. Он может быть в сто раз умнее всех в классе и в пять раз умнее Эйнштейна, но, если в плане контроля над своими эмоциями он не сможет получить достаточное развитие, его интеллект никогда не сможет работать в его пользу.
Что такое эмоциональный интеллект у детей?
Слайд 3 Эмоциональный интеллект это, в первую очередь, умение осознавать свои эмоции. А также умение анализировать эмоции других людей и контролировать свои собственные. Это умение очень важно в современном мире, когда для достаточно успешной жизни ребенку необходимо будет взаимодействовать с другими людьми.
Если ребенок не научится распознавать свои и чужие эмоции, контролировать и корректировать собственное поведение, то это может крайне негативно сказаться не только на процессе его социализации в дошкольном и школьном возрасте, но и на дальнейшей жизни в целом.
Слайд 4 Новейшие исследования, описанные в специальной литературе, показывают, что от степени развития эмоциональной компентентности зависит общее благополучие человека – его успехи и продвижение на работе, удовлетворённость отношениями с другими людьми, счастье в семейной жизни. Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известного IQ – коэффициента интеллекта, измеряющего степень умственных способностей.
Низкий уровень эмоционального интеллекта приводит к развитию синдрома дефицита внимания, а так же к закреплению комплекса качеств, называемого алекситимией.
Слайд 5 Алекситимия – затруднение в осознании и определении собственных эмоций, неспособность выражать свои чувства словами. Первичная алекситимия (развивается из-за отсутствия ласки со стороны матери) коррекции практически не поддаётся. Вторичная развивается в следствие стресса.
Алекситимия повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых:
- ишемическая болезнь сердца;
- артериальная гипертензия;
- сахарный диабет;
- бронхиальная астма;
- язва желудка;
- ревматоидный артрит;
- кожные заболевания (нейродермит, крапивница, псориаз);
- и др.
Нейродермит, крапивница или псориаз почти всегда указывают на трудности установления контакта и общения, а так же неспособность человека воспринимать и достоверно выражать свои чувства. 80% пациентов, страдающих патологией кожи, отмечают, что их матери не давали им душевного тепла и физического комфорта, относясь к ним холодно и строго.
Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.
Американский психолог, автор книги «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулмен первым заявил о том, что эмоциональное развитие человека важнее его способностей к логическому анализу. Он же ввёл понятие – «эмоциональный интеллект».
Слайд 6 Доктор Гоулман выделил два вида интеллекта:
• Межличностный – способность понимать окружающих;
• Внутриличностный – способность понимать свои чувства и определять свои сильные и слабые стороны.
Эмоциональный интеллект объединяет оба эти вида интеллекта и помогает человеку управлять своими чувствами и эмоциями и понимать переживания других людей.
Слайд 7 Измерением Интеллектуального коэффициента занимались долго и серьёзно. Но в конце XX века, когда суммировали весь накопленный материал по IQ, выявился поразительный факт: ни один из имеющих высокий ай кью не стал ни Моцартом, ни Энштейном, ни Пикассо, да и вообще не оставил заметного следа в истории…
Оказывается, что, совершенствование логического мышления и кругозора ребёнка ещё не является залогом его будущей успешности в жизни.
Слайд 8 Гораздо важнее, чтобы ребёнок овладел способностями эмоционального интеллекта а именно:
• Умением контролировать свои чувства так, чтобы не «переливались за край»;
• Способностью сознательно влиять на свои эмоции;
• Умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
• Способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
• Умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
• Способностью распознавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Слайд 9 Различают пять главных составляющих Эмоционального интеллекта, которые определяют, насколько мы умеем справляться с собой:
1. Самосознание – знание своих внутренних состояний, предпочтений, возможностей;
2. Саморегуляция – умение справляться со своими внутренними состояниями и побуждениями;
3. Мотивация – эмоциональные склонности, которые направляют или облегчают достижение целей;
4. Эмпатия – осознание чувств, потребностей и забот других людей;
5. Социальные навыки – искусство вызывать у других желательную для вас реакцию.
Эмпатия и социальные навыки определяют насколько хорошо мы умеем регулировать отношения.
Слайд 10 На основании этого был выведен алгоритм гармонично развитой личности: интеллект должен сочетаться с полноценной эмоциональностью!
Важна и профилактика отклонений в эмоциональном развитии ребёнка:
Слайд 11 -снятие эмоциональных зажимов. Этому способствуют подвижные игры, танцы, пластика, физические упражнения;
Слайд 12 -проигрывание различных ситуаций для обучения владению собственными эмоциями. В этом направлении широкие возможности предоставляет ролевая игра. Сюжетами для таких игр следует выбирать трудные ситуации, предполагающие яркое проявление эмоции, чувств. Например: «На дне рождения друга», «На приёме у врача», «Дочки-матери» и др. ;
Слайд 13 -в работе с маленькими детьми – младшего и среднего дошкольного возраста - наиболее эффективно использовать игры с куклами. Ребёнок сам выбирает «смелую» и «трусливую», «добрую» и «злую» куклу. Роли следует распределять следующим образом: за «смелую» куклу говорит взрослый, за «трусливую» – ребёнок. Затем меняются ролями, что позволит ребёнку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения и проявить различные эмоции;
Слайд 14 -открыто побеседовать с ребёнком о чувствах, оказывающих отрицательное воздействие на существующий у него образ «Я». Это не всегда удаётся сразу, ребёнок часто не хочет об этом говорить вслух. Но если он доверяет вам, то сможет выразить свой негатив словами. При проговаривании вслух чувства ослабевают и уже не оказывают такого разрушительного действия на психику.
Слайд 15 Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Воспитатель и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению. Конечно, это не означает, что он «пуп земли», неженка, заваленный сладостями и игрушками. С детских лет ребёнок должен осознавать себя человеком, личностью. Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если этого нет в семье, то воспитателю необходимо быть «ходячим университетом» и, конечно же, доброй и заботливой мамой. Помнить, что эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его физического и душевного здоровья.
Слайд 16 В работе с родителями можно использовать папки – передвижки («Что делать, если…», «Эмоционально – речевое развитие детей», «Эмоциональный мир дошкольника», информационные стенды («Памятка родителям от ребёнка: «Мои поступки - не смертельный грех», «Если ребёнок капризничает», «Школа эмоций», консультации («Что легче: сделать самому или научить ребёнка», «Я – сам», «Агрессивность ребёнка», беседы («Нестабильность эмоционального состояния», «Кризис 3-х лет»).
Слайд 17 Можно провести родительские собрания («Развитие эмоционального интеллекта ребёнка в семье», «Как избавиться от гнева», открытые занятия, организовывать выставку поделок и работ, сделанных родителями совместно с детьми.
Слайд 18 Основная задача воспитателя – наполнить повседневную жизнь ребёнка в группе интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого малыша в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, постараться развивать у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
Слайд 19 После того, как вы усилите работу над эмоциональным интеллектом детей, в группах уменьшится конфликтность среди детей. Дети будут свободно различать и называть эмоции и чувства свои собственные и окружающих их людей, умело выражать их с помощью мимики, жестов, пантомимики; соотносить мимику и жесты других людей с их эмоциональным состоянием; видеть связь между поступками и чувствами, настроением и поведением; управлять своими эмоциями. Конечно, эти показатели нужно соотносить с возрастной группой. Намного улучшаться показатели по заболеваемости детей. Недаром известный физиолог Н. М. Щелованов писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Эмоции неистребимы. Они не исчезают, а откладываются в подсознании. Формируют характер ребёнка и существенно влияют на определение жизненных позиций взрослого.
Слайд 20 Именно отсюда формируются добрые и злые, жизнерадостные и грустные, открытые и замкнутые люди. Очень важно научить ребёнка бороться и побеждать страх, злость, жадность; важно научить удивляться и заботиться, грустить и радоваться, сочувствовать и гордиться…
Работу над развитием эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста я считаю очень важной, особенно в наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания.
Слайд 21 Но, как писал Дэвид Карузо, очень важно понимать, что «эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».
Слайд 22 Спасибо за внимание.
Практическая часть
1. Игровое упражнение «Самая.»
Цели:
• повысить самооценку;
• снять тревожность и напряжение.
Материалы: плотный шар, на котором приклеяны листочки с надписями (самая очаровательная, самая обаятельная, самая веселая и т. д).
Психолог: - «Я кину этот мяч в зал, кто его поймает, снимает одну наклейку, читает вслух что на ней написано и кидает дальше в зал»
Утром в зеркало смотрю
И сама себя хвалю.
Похвалите Вы себя,
В этом помогу Вам я.
Записки с шарика снимайте
Самооценку повышайте.
2. Упражнение: "Загадки из сказок".
Психолог зачитывает отрывки сказок, а участники семинара угадывают эмоцию, которая описывается.
«Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек. Залилась Аленушка слезами…» (горе)
«Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;»
(гнев)
«Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;»
(радость)
3. Дидактическая игра «Посели эмоцию»
Цель: формировать способность дифференцировать эмоциональное состояние других людей.
Перед вами домики. В этих домиках живут разные эмоции. В круглое окошко крыши домика выгладывает смайлик, который показывает какая эмоция в нем живет. Ваша задача, рассмотреть тематические картинки, определить, какую эмоцию испытывает герой картинки и поселить картинку в определенный домик.
4. Игра «Обувь»
Цель: развитие воображения, выразительности движений, чувства юмора.
Описание игры: ведущий раздает игрокам карточки с изображением обуви (каждому свою). Каждый игрок должен «пройтись» в той обуви, которая изображена на карточке, а остальные участники семинара отгадать что это за обувь.
5. Игра-загадка «Маски»
Цель: развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций.
Задание:
Все участники семинара становятся в круг. На одного из участников ведущий надевает маску с настроением (участник не знает, что это за маска). Остальные рассказывают об особенностях положения бровей, рта, глаз. Участник в маске должен угадать какая маска настроения на его лице.
6. Игра «Морщинки»
Цель: снятие напряжения.
Ход игры: Звучит спокойная музыка. Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох – выдох, вдох – выдох. И последний раз – вдох – выдох. Отлично… Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева.. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. Молодцы!
7. Упражнение «Фотографы»
В завершение нашего семинара, уважаемые коллеги, предлагаю Вам превратиться ненадолго в фотографов. А фотографировать Вы будете дельфина, который плавает в море. Фотографировать будете своими хлопками. Это море, а это дельфин. Пока он плавает в море, фотографировать нельзя. Дельфин выпрыгнул – хлопок.
Использованная литература:
1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования фенонема//Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78–86
2. Андреева И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конф. 26–27 ноября 2004 г., г. Смоленск: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. С. 22–26.
3. Афонькина Ю. А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников //Детский сад: теория и практика. 2014. № 4. С. 7–8
4. Куракина А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников.
5. https://www.predmetnik.ru/conference_notes/75
6. http://elo4ka.ucoz.ru/publ/konspekty/opyt_raboty/11-1-0-11
7. http://moluch.ru/th/4/archive/9/167/
8. http://mamalada.ru/gostinaja-kluba/stati/dlja-chego-nuzhny-ehmocii-i-chuvstva-chto-zhe-ehto-takoe-ehmocionalnyi-intellekt/
9. https://infourok.ru/statya-razvitie-emocionalnogo-intellekta-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1048602.html