Катерина Стрельникова
Методические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольно-го образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укреп-ление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоцио-нального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС «Социально коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интел-лекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готов-ности к совместной деятельности со сверстниками. Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС, п 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положи-тельного отношения к миру, к себе и другим людям. [28, с. 4]
Публикация «Методические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Указанные требования направлены на создание образовательной среды, которые гарантирует охрану и укрепление физического и психического здо-ровья детей и обеспечивает их эмоциональное благополучие. А эти требова-ния, возможно, выполнить при определенных условиях: через непосредст-венное общение с ребенком и через уважительное отношение к каждому ре-бенку, к его чувствам и потребностям.
Таким образом, вопрос развития социального и эмоционального интел-лекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания : растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.
Дошкольный возраст - это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. А. Рубинштейн, Т. А. Маркова, Я. З. Неверович, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, и др., которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков. [26, стр 17]
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому мы считаем необходимым не только изучать, но и развивать эмоциональный интеллект младшего дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка. [2, стр. 4]
Учеными доказано, что эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, оказывают влияние на здоровье человека.
В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по се-бе эмоциональная сфера не складывается - ее необходимо формировать. Дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на просмотре телевизора и компьютера, хотя именно общение вживую в зна-чительной степени обогащает чувственную сферу. Известно, современные дети менее отзывчивы к чувствам других, присутствует и агрессивность в их поведении.
Долгое время система дошкольного образования в России была ориен-тирована на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоцио-нальному развитию часто уделялось недостаточное внимание. Однако пред-назначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении зна-ниями, умениями и навыками, сколько в становлении базовых свойств лич-ности: самооценки, образа «Я», нравственных ценностей, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмо-циональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рас-сматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слу-шать, слышать и понимать окружающих.
Успешно закончивший школу, подававший большие надежды человек в жизни становится неудачником, а другой, как говорят, едва натягивающий до тройки, в жизни становится преуспевающим человеком. У него всё в жиз-ни складывается на «отлично». Согласно новейшим исследованиям, успеш-ность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 про-центов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процен-тов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный пони-мать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции ок-ружающих, не может в жизни быть успешным человеком.
Понятие «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педа-гогике. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины. Кроме того, существует ряд взаимосвязанных с эмоциональным интеллектом качеств, в том числе эмпатия, которое первоначально означает процесс эмо-ционального проникновения в состояние другого человека.
Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает но-вые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в лю-бых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми. [3, стр. 20]
П. Сэловей, Дж. Майер, предложили структуру эмоционального ин-теллекта, состоящую из трех компонентов. В дальнейшем она была дорабо-тана и в настоящее время включает уже четыре компонента, которые в сово-купности описывают четыре сферы эмоциональных умственных способно-стей, а именно способности:
- безошибочно различать собственные эмоции и эмоции других людей;
- использовать эмоции для повышения эффективности мыслительной дея-тельности;
- понимать значение эмоций;
- управлять эмоциями.
Что получает каждый из нас в результате развития эмоционального интеллекта :
1. Понимание и осознание эмоций освобождает нас от страхов и пред-рассудков, поэтому нам легче мыслить нестандартно, легче принимать реше-ния.
2. Обладая высоким эмоциональным интеллектом, мы способны вести за собой, т. к. внушаем людям доверие, надёжность, вдохновение.
3. У нас много энергии благодаря эмоциональной гармонии.
Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людь-ми. Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждо-го человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта прояв-лялся и сработал, он должен развиваться не путём тренингов и семинаров во взрослой жизни, а ещё в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости окружающих его людей.
В дошкольном возрасте эмоциональное развитие опережает интеллек-туальное. Поэтому одним из самых острых вопросов дошкольного воспита-ния является проблема нравственных представлений личности и развития гуманных чувств. Недостаточное развитие этой сферы психики, как показы-вают исследования, влечёт за собой возникновение многих внутри личност-ных и межличностных проблем и конфликтов расизм, дискриминация, не-принятие себя, непринятие других, неспособность управлять своими эмо-циями, трудности и дефекты отношения, неумение работать в команде и дру-гие. В основе развития личности дошкольника, на наш взгляд, лежит эмо-циональный интеллект, который представляет собой готовность ребенка ори-ентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности.
Работа над развитием эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста очень важна, особенно в наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания. Но, как писал Дэвид Карузо, очень важно понимать, что «эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов». [26]
Особое место в развитии личности ребёнка в дошкольном возрасте принадлежит окружающим его людям. В младшем дошкольном возрасте с их помощью дети знакомятся с некоторыми правилами общения («нельзя драть-ся», «нельзя кричать», «нельзя отнимать у товарища», «нужно вежливо по-просить у товарища», «нужно благодарить за помощь» и т. п.).
У маленьких детей недостаточно жизненного опыта, поэтому основой задачей, как педагога – помочь им приобрести опыт умения справляться с трудностями, опыт, способствующий переживанию успеха, радости от уме-ния самостоятельно найти ответ, достичь желаемого результата. [2, стр. 18]
Для детей младшего дошкольного возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. К 3 годам начинают закладываться простейшие нравственные эмоции и проявляться эс-тетические чувства. Начинает проявляться эмоциональное отношение к свер-стнику. Происходит дальнейшая «социализация эмоций» (переживание чело-веком своего отношения к окружающим людям в системе межличностных отношений).
Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быст-ро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что – отрицательную. Это формирует у детей первоначальное различение «хорошо — плохо». По-этому главное направление в методике в этом возрасте - проявлять по отно-шению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглажи-вание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательно-сти (улыбнулся, отдал игрушку, полюбовался цветочком и т. д., обучать спо-собам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагода-рить, попрощаться, поздороваться и т. д.). Нельзя разрешать ребенку прояв-лять недоброжелательные эмоции по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти эмоции действиями.
Дети 3-х лет часто с ограничением и негативно воспринимают автори-тарные распоряжения воспитателя, организовывая деятельность детей 3 - 4 лет, использую множество игровых приёмов, заинтересовывающих момен-тов, которые побуждают детей к определённым видам деятельности. В этом случае малыши приобретают следующий опыт:
- по собственному побуждению (без давления взрослых) включаются в пред-лагаемую действительность;
- детей объединяют общие эмоциональные переживания (поют песенки, улы-баются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к дру-гу – это совместная радость, доброжелательность);
- появляется заинтересованность;
- растёт активность.
В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - лично-стного развития, которое напрямую связано с психологическим и социаль-ным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Однако, как справедливо указывали педагоги Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. [16]
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Следовательно, актуальность данной проблемы очевидна. Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает все-стороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотноше-ний с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.
Почему эту проблему важно обсуждать и решать: У детей наблюдают-ся недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально прием-лемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутри личностные проблемы, которые вытека-ют в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкну-тость и т. д.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили тему выпускной итоговой работы «Методические рекомендации по развитию эмо-ционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста».
Объект: процесс развития эмоционального интеллекта детей младшего до-школьного возраста.
Предмет: содержание методических рекомендаций для развития эмоцио-нального интеллекта детей младшего дошкольного возраста.
Цель: разработать методические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по развитию эмоциональ-ного интеллекта детей младшего дошкольного возраста;
2. Исследовать специфику развития эмоционального интеллекта детей млад-шего дошкольного возраста.
3. Исследовать условия развития эмоционального интеллекта детей младше-го дошкольного возраста;
4. Разработать методические рекомендации по развитию эмоционального ин-теллекта младшего дошкольника.
Методы : анализ психологической, педагогической и методической литера-туры, наблюдение.
Этапы исследования:
На I этапе формировались основные положения исследования, изуча-лась психолого-педагогическая и методическая литература, изучались мето-дики по развитию эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста.
На II этапе подобраны упражнения и разработаны методические реко-мендации по развитию эмоционального интеллекта детей младшего дошко-льного возраста.
Очень важно, чтобы воспитатель был ориентирован не только на соз-дание предметно - развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе. Среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития).
Эмоционально - развивающая среда включает в себя следующие ком-поненты:
Первым компонентом является взаимодействие педагога с детьми. Зна-чимым фактором являются эмоционально-личностные особенности воспита-теля, а также его речь. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, при-ветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой.
Вторым, компонентом эмоционально-развивающей среды является оформление интерьера группы благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы - это наличие специально-организованных зон, среди которых: («Уголок уединения», «Уголок настроения» и т. д.). При оформлении «Угол-ков настроения» необходимо уделить особое внимание и подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвязаны. Музыкальный фон в группе создает соответствующая музыка - не только привычные детские пе-сенки, но и классические произведения, народная музыка и т. д.
Третьим компонентом является эмоционально-активизирующая совме-стная деятельность воспитателя с детьми. Она включает в себя в первую оче-редь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное разви-тие дошкольника.
В игре активно формируются или перестраиваются психические про-цессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными.
Развитию эмоционального благополучия детей способствует проведе-ние психогимнастических упражнений. Это условие, которое не предусмот-рено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками.
Психогимнастика, по мнению Е. А. Алябьевой, М. И. Чистяковой, пред-ставляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения, направлен-ные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его позна-вательной и эмоционально-личностной сферы) [29, стр. 15]
Основная цель занятий по психогимнастике - овладение навыками управления своей эмоциональной сферой : развития у детей способности по-нимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полно-ценно переживать.
Эффективно воздействуют на психическое состояние детей проведения лечебно-профилактических мероприятий (водные закаливающие процедуры, психотренингов, релаксационных пауз, снимающих напряжение и стресс. Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно изобража-ются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие, связанные с переживанием телесного и психического доволь-ства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.
Таким образом, изучив подходы к организации развития эмоциональ-ного интеллекта у детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что ор-ганизованная психолого-педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и устранить недос-татки в личностном развитии.
В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. В дошкольном возрасте эмоциональное развитие опережает интеллектуальное. Именно поэтому одним из самых острых вопросов до-школьного воспитания является проблема нравственных представлений лич-ности и развития гуманных чувств. Недостаточное развитие этой сферы пси-хики влечет за собой возникновение многих внутри личностных и межлично-стных конфликтов: расизма, дискриминации, непринятия себя, других, не-способность управлять своими эмоциями, неумение работать в команде и др. В основе развития личности дошкольника лежит эмоциональный интеллект, т. е. понимание, контроль эмоций и ориентация на другого, а также способ-ность сотрудничать с другими людьми. Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одно-го десятилетия. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру.
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку имен-но в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совер-шенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).
Оказывается, что совершенствование логического мышления и круго-зора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Го-раздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интел-лекта, а именно:
• умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
• способностью сознательно влиять на свои эмоции;
• умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
• способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
• умением эффективно общаться с другими людьми, нахо-дить с ними общие точки соприкосновения;
• способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социа-лизации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообщест-вах.
• научить понимать и осознавать потребности и эмоции тела, развить мышечное внимание и свободу;
• формировать у дошкольников потребность и умение накап-ливать положительные эмоции, распознавать и справляться с неполез-ными эмоциями;
• научить позитивно (без раздражения, капризов, агрессии) реагировать на различные жизненные ситуации и заранее создавать желаемые ситуации;
• заложить у дошкольников основы умения анализировать и понимать себя и собственное поведение (что происходит и почему, поведение других людей, управлять своими эмоциями, при этом адек-ватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
• способствовать адекватному для дошкольников ролевому развитию, а также формированию эмоциональной децентрации и про-извольной регуляции поведения;
• научить дошкольников поддерживать сотрудничество;
• обеспечить осознанное участие семьи.
Эмоциональный интеллект становится основным капиталом современ-ного человека. Развивать его необходимо с самого раннего возраста с 3 - 4 лет. К этому моменту ребенок отделяется от матери и становится способным к восприятию социальной и психологической информации.
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
– самосознание (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);
– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
– социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддер-живать, развивать, укреплять контакты).
Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка, используя со-четание различных форм обучения.
Используются такие методические средства, как:
• ролевые игры;
• психогимнастические игры;
• коммуникативные игры;
• игры и задания, направленные на развитие произвольности;
• игры, направленные на развитие воображения;
• релаксационные методы;
• использование эмоционально-символических методов.
Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно струк-турно представить следующим образом:
• комфортная организация режимных моментов;
• оптимизация двигательной деятельности через организа-цию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т. д.);
• игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т. д.);
• арттерапия (рисование, ритмопластика, танец);
• занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;
• психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);
• телесно-ориентированные методы, психомышечная трени-ровка;
• посещение комнаты психологической разгрузки;
• задания, направленные на организацию совместной дея-тельности и театрализованных игр, составление рассказов и т. п. ;
• использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т. д.);
Действующие эффективные методы обучения – интерактивные беседы, рассказы и сказки, работа с видеосюжетами, творческая индивидуальная и групповая деятельность (совместное пение, танец, рисование, работа с при-родными материалами, пантомима, декламация, элементы телесной терапии.
Специфика психолого-педагогического сопровождения развития эмо-ционального интеллекта ребенка в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, что весь коллектив сотрудников участвует в создании условий для его благоприятного развития, а также просвещает и привлекает к этому родителей воспитанников.
Современный родитель, к сожалению, немного внимания уделяет этой проблеме, ему важнее научить ребёнка читать, писать, считать, так как ему кажется этого достаточным для дальнейшего развития ребенка. Именно по-этому так важно объяснить родителям, что одно из важнейших мест в разви-тии личности занимает именно социально-эмоциональное развитие, и начи-нать его необходимо именно в дошкольном возрасте, так как именно в этом время мы закладываем первые и самые главные черты характера человека.