Аида Рамазанова
Семинар-практикум «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, свое выступление мне хотелось бы начать с цитаты К. Паустовского: «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи».
Каждый ребенок по своей природе - творец и экспериментатор. Формирование многогранной и целостной личности невозможно без развития творческих способностей.
Уважаемые педагоги, предлагаю Вам поразмышлять и ответить на вопрос «Что такое творческие способности и зачем их развивать?»
Публикация «Семинар-практикум „Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Творчеством называется процесс создания человеком чего-то принципиально нового, оригинального, уникального. Творческие способности выражаются в умении человека находить особый взгляд на привычное и повседневное.
Предлагаю немного размяться и поиграть в игру «Найди пару». Суть игры заключается в следующем: каждый участник берет по одной карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой написано «кошка», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «кошка». Прочитайте название так, чтобы надпись видели только вы, карточку можно убрать. Задача каждого найти свою пару, при этом можно использовать любые выразительные средства, нельзя только говорить и издавать звуки характерные для вашего животного. Когда вы найдете пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда у нас будут все пары образованы, мы посмотрим, что у нас получилось.
Итак, к творческим способностям относят : воображение, образное мышление, интуицию, фантазию, восприятие, инициативность, любопытство, возможность применения теоретических знаний на практике.
Хочу обратить ваше внимание, что творческие способности в какой-то степени зависят от психофизиологических особенностей человека, однако не являются врожденными. Их развитие обусловлено активной интеллектуальной деятельностью человека. У детей они находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются самостоятельно. И наша с Вами задача, уважаемые педагоги, создать условия, которые помогли бы их разбудить.
Чтобы развивать творческие способности ребенка, необходимо соблюдать определенные условия:
Правильное и своевременное физическое развитие ребенка.
Включение ребенка в творческую деятельность как можно с более раннего возраста.
Создание обстановки, которая будет стимулировать творческую активность - эмоциональный комфорт в семье или коллективе, атмосфера творческого поиска. Поддерживание любых начинаний ребенка.
Развитие детей дошкольного возраста должно происходить только в игровой форме. Занятия не должны превращаться в скучные уроки.
Разнообразная деятельность для получения результата - создания нового продукта.
Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, способах и материалах, продолжительности занятий, их чередовании.
Регулярный и системный характер занятий.
Своевременная, но дозированная помощь со стороны взрослых при возникающих трудностях и тупиковых ситуациях.
Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, поддерживать при возможных неудачах, проявлять сочувствие и терпение.
На самом деле существует очень много методов развития творческих способностей детей. Это и беседы об окружающем мире, обо всем, что происходит вокруг, ответы на интересующие вопросы, развивающие игры, мозаики и конструкторы, рисование, лепка, чтение книги и слушание музыкальных произведений. Все перечисленное не только развлекут, но и принесут большую пользу.
Уважаемые педагоги более подробно хочу остановиться на следующих играх и упражнениях для развития творческих способностей :
«Мозаика из зерен, семян»
Игра подходит для детей с 3 лет. Развивает творческое и образное мышление, мелкую моторику, умение моделировать целостный образ из деталей, частей. Необходимо подготовить набор из различных зерен и семян в достаточном количестве. Детям предлагается выложить любое изображение - домик, цветок, животное. Важно не давать подсказки, а позволить им, проявив фантазию, сделать это самостоятельно.
«Волшебные кляксы»
Игра для детей от 3-4 лет. Развивает воображение и фантазию, умение видеть образы. Взрослый изготавливает несколько клякс: в центр листа выливает немного чернил или туши и складывает лист пополам. На развернутом листе получится симметричная клякса. Дети озвучивают, что они видят в кляксе (целой либо отдельных ее частях).
«У кого какой характер?»
Игра для детей от 4 лет. Развивает воображение, умение различать эмоции. Взрослый раздает детям картинки с изображением различных неодушевленных предметов. Например: молоток, подушка, карандаш. С детьми обсуждается, какой характер могут иметь эти предметы? Может ли меняться их характер, в зависимости оттого, в чьих руках они находятся? Детям предлагают описать, как работает печальный и веселый молоток, ленивый и трудолюбивый карандаш.
«Три предмета»
Игра для детей от 5-6 лет. Развивает воображение, мышление. Взрослый подготавливает карточки с записанной на них парой признаков предметов. Можно обойтись без карточек и просто их называть вслух. Например: теплый и пушистый, сладкий и мягкий, твердый и тяжелый и т. д. Дети должны подумать и назвать по три предмета, соответствующие указанным признакам. Теплый и пушистый может быть плед, кот, мягкая игрушка.
«Сочиняем историю»
Игра для детей от 5 лет. Ведущий начинает рассказывать историю с фразы «Жили-были.», а дальше в игру включаются остальные. По очереди они добавляют по одному осмысленному предложению и продолжают историю. Ведущий направляет развитие рассказа. Перед началом игры следует побудить детей фантазировать, подсказать идею использования героев сказок, книг, мультфильмов. В итоге ведущий пересказывает полностью всю историю.
«На что похожа фигура?»
Игра для детей 5-6 лет. Развивает творческое воображение, умение создавать образы, отбирать наиболее креативные из них, умение замечать признаки предметов. Взрослый предлагает несколько картинок, на которых изображены абстрактные фигуры. Дети думают, что они напоминают.
Поощряются все варианты, но отмечаются особенно оригинальные. Если у ребенка нет вариантов, можно подсказать ему, посмотреть на картинку под иным ракурсом, закрыть часть ее и т. д. Способность увидеть предметы в абстрактных изображениях говорит о высоком уровне развития воображения у ребенка.
Уважаемые педагоги, не забывайте, что дошкольное детство - наиболее благоприятный период для развития творческих способностей. Регулярно занимаясь с ребенком, предоставляя ему комфортную психологическую обстановку, достаточно свободы, материалов для творчества, подавая идеи и ненавязчиво направляя, заботливые родители делают большой вклад в его будущее, открывают для него много возможностей реализации.
Бытует мнение, уважаемые педагоги, что только у творческих педагогов бывают творческие дети. Предлагаю Вам определить уровень развития ваших способностей? Проверим творческие способности по тесту Х. Зиверта.
Участвуя в данном тесте, вы ничто не выиграете, но ничего не потеряете. А всего лишь узнаете немного больше о себе.
Вам будут предложены некоторые задачи, решая которые Вы сможете проверить, может ли Вас «осенить». Старайтесь выполнять задания как можно быстрей. В каждую из пустых строчек Вы должны записать одно слово. У всех слов должны совпадать две начальные буквы.
Сколько вы найдете слов, начинающихся с «НО.»? У Вас одна минута.
Проделайте то же самое с сочетанием «БО.». У Вас одна минута. Проделайте то же самое с сочетанием «НЕ.». У Вас одна минута.
Посчитайте строки, в которых записаны заданные слова. Сложите результаты трех заданий.
0-30 слов. Результаты тестирования значительно ниже среднего уровня и при оценке Вашей пригодности к работе, Вас отнесли бы к категории очень слабых. 31-60 слов. У Вас средние результаты. Вы, несомненно, без усилий добьетесь лучших результатов.
61-90 баллов. Несомненно, вы самый востребованный работник. Вы поняли, что при решении этого задания, кроме находчивости, важна скорость письма. Ведь на одно слово можно потратить не более двух секунд. Это чрезвычайно трудно. Кроме того, делая запись, Вы должны думать о других словах, то есть, практически, думать и писать параллельно.
Подводя итоги, хочется отметить, заниматься своим развитием необходимо систематически.