Бабынина Елена
Семинар-практикум «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повысить компетентность родителей в вопросах развития математических способностей детей, познакомить с играми математического содержания, убедить родителей в необходимости создания дома игротеки занимательных математических игр, объединить детей и родителей совместным выполнением интеллектуальных и творческих заданий.
План семинара-практикума :
Публикация «Семинар-практикум „Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности“» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
1. Информация воспитателя «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
2. Презентация для родителей: «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ»
3. Игротека для детей и родителей «Весёлая математика».
4. Подведение итогов семинара, обмен мнениями.
Ход встречи:
1. Информация воспитателя «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Уважаемые родители, здравствуйте! Мы рады видеть вас на нашей встрече. Скажите, хотели бы вы видеть своих детей умными, сообразительными, находчивыми, успешными школьниками?
Уже сейчас, когда нашим детям 5-6 лет, родители задумываются о будущем школьном обучении детей. Иногда родители полагают, что главное при подготовке детей к школе - это познакомить ребёнка с цифрами, научить его читать, считать, складывать, вычитать. Это, конечно, важные умения. Но очень часто запас заученных знаний быстро кончается, и у ребёнка возникают «проблемы с математикой».
В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий.
Математика наука
Хороша и всем нужна,
Без нее прожить нам трудно,
Без нее нам жизнь сложна.
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Основной метод развития проблемно-поисковый, а главная форма организации игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.
Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.
Математическое развитие ребенка не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Знакомство детей с новыми материалами осуществляется на основе деятельного подхода, постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, мы воздействуем на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако, если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания : с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх.
Знакомство детей с новыми материалами осуществляется на основе деятельного подхода, постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, мы воздействуем на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
2. Презентация для родителей: «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ»
3. Игротека для детей и родителей «Весёлая математика». Уважаемые родители, сегодня мы предлагаем вам принять участие в играх, которые вы можете использовать в домашней обстановке с детьми, для закрепления материала по ФЭМП.
Игротека (совместные игры детей и родителей)
1. «Вылепи цифру».
(вылепите ответ из пластилина)
Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою. (4)
Эта циферка с секретом.
И зимой, и жарким летом
Различишь едва-едва,
Где в ней ноги, голова. (8)
Цифру эту угадай-ка!
Она большая зазнавай-ка.
Единицу сложишь с двойкой,
И получишь цифру. (3)
На руке малышка Лена
Любит пальчики считать!
У нее, на удивленье,
Каждый раз выходит.
(5)
Есть пословица у нас,
И она известна всем -
Отрезаешь только раз,
А отмерить надо.
(7)
2. «Полминутки для шутки» (динамическая пауза).
Задания:
1. Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. (6)
2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас. (7)
3. Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (8)
4. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (5)
5. Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. (10)
3. Игра «Волшебные круги»
Цель: развитие творческого воображения.
Ход игры: Каждому игроку предлагается лист с нарисованными 5 – ю кругами одинаковой величины. Им необходимо «превратить» эти круги в предметы (яблоко, часы и т. д.)
4. «Весёлая математика»
1. Сколько бегемотов плавает в Чёрном море?
2. Если стол выше стула, то стул…
3. На берёзе висели четыре яблока. Одно яблоко упало. Сколько яблок осталось на берёзе?
4. На столе лежали 2 луковицы,1 помидор и 3 груши. Сколько всего овощей на столе?
5. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое).
6. Каштан, клён, ромашка, дуб. Что лишнее и почему?
7. Что общего между вентилятором и холодильником?
8. Гусь весит 5 килограммов. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
9. Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (положить её на угол стола).
10. Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (Положить их на угол стола).
11. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У кольца).
12. У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Одна внучка).
5. «Клубок сказок»
Сколько сказок спряталось в клубке?
Жили – были Дед и Баба. И была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка яичка – не простое, а золотое (Курочка Ряба). Положила его Баба на окошко студиться. А лиса его ам – съела (Колобок). Дед тянет – потянет – вытащить не может (Репка). Плачет Дед, плачет Баба (Курочка Ряба). Дед и говорит: «Я поеду в город на ярмарку, а ты дома сиди, братца береги!» (Гуси - Лебеди). Баба взяла пирожок и горшочек масла и пошла по длинной дороге. (Красная Шапочка). Долго ли, коротко ли, смотрит: стоит избушка на курьих ножках, вокруг себя поворачивается (Гуси – Лебеди).
- Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
- Я, Волчок – серый бочок.
- Пусти меня к себе жить. (Теремок)
- Дерни за веревочку, дверь и откроется!
- Бабушка, бабушка! Почему у тебя такие большие зубы?
- Это, чтобы скорее съесть тебя! (Красная Шапочка
- Не ешь меня, я тебе, песенку спою)
Я – веселый Серый Волк. В поросятах знаю толк! (Три поросенка)
Тут и Дед с ярмарки вернулся. Обрадовались они стали жить поживать и добра наживать! (Гуси - Лебеди).
Кто сосчитал, сколько сказок спряталось в этом клубке и если можете, назовите их.
6. Ориентировка в пространстве: Предложить родителям и детям построиться в 2 круга (дети внутри). Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди (сзади) от тебя?
- Сегодня подробнее хочется остановиться на одной из многих занимательных игр, которые родители могут изготовить вместе с детьми своими руками. Это игра «Танграм».
«Танграм»- одна из несложных игр. Называют её и «Головоломкой из картона», «Геометрическим конструктором».
Геометрия или игра «Танграм».
Существуют различные легенды о появлении танграма. Мне больше всего нравится легенда о том, как три мудреца придумали Танграм.
Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик был здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.
Император призвал к себе трех мудрецов.
- Один, из которых был известен как математик.
- Другой прославился как художник.
- А третий был знаменитым философом.
И повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей.
Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю» — квадрат, разрезанный на семь частей.
Квадрат размером 8 на 8 см из картона (демонстрирует, одинаково окрашенного с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить много различных изображений по образцам или по собственному замыслу.
Воспитатель предлагает родителям попробовать вместе с детьми поиграть в игру «Танграм».
-Воспитатель раздаёт родителям квадраты, ножницы, предлагает им самостоятельно приготовить игру.
Родители разрезают квадрат на 7 частей. Фигуры для игры готовы.
Загадка:
Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу.
Пушистый рыжий хвост,
Все знаем мы.
Родители отгадывают: «Лиса»
Воспитатель показывает образец
-Дорогие родители и дети, посмотрите внимательно на фигуру лисы. Из скольких частей её можно составить? (Ответы родителей.)
Воспитатель предлагает родителям и детям составить фигуру лисы самостоятельно. После того, как большинство детей составят силуэт, воспитатель предлагает одному ребёнку разместить на магнитной доске расположение частей. Дети и родители сверяют составленные ими фигуры с изображением на магнитной доске.
Правила игры:
Игра заключается в том, чтобы собирать из кусочков квадрат, разрезанный на семь частей, силуэты людей, животных, птиц, предметов.
1. в собранную фигуру должны входить все семь частей.
2. части не должны налегать друг на друга.
3. части должны примыкать друг к другу.
Существует множество задач для танграмма. Простые — выложить фигуру по контурному рисунку. Более сложные задачи — выложить фигуру по рисунку со сплошной заливкой.
Ну, и конечно, можно придумывать свои фигуры, развивая фантазию.
Можно придумать множество игр с танграммом. Существует даже танграммная мебель.
Я предлагаю собрать танграмм в виде квадрата, кто быстрее соберёт.