ЕЛЕНА ПОЛЕЩУК
Семинар-практикум на тему «Развитие речи у детей в процессе игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
В. Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»6. В. Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества»7.
Публикация «Семинар-практикум на тему „Развитие речи у детей в процессе игровой деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Игра - одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность.
Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли, которые у детей более старших возрастов протекают молча, про себя.
Обыгрывание игрушек очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития.
В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно строить предложения.
Следовательно, игра является неотъемлемой частью жизни ребенка-дошкольника. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причем именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает поведение из полевого в волевое. Поэтому игра — это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.
Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Собачка, которой играет ребенок, для него — живое существо. Он говорит с ней так, как говорит со своей живой собачкой.
Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Это понимает каждый, кто наблюдал правильно организованные игры в куклы.
Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла — человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь — игру в слове. Но эта жизнь требует педагогического руководства.
Игры куклами при условии правильной организации их и педагогического руководства выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и бытовой жизни.
Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью.
Для развития речи детей в детском саду проводятся различные игры как на занятиях, так и в свободной деятельности детей. Приведу несколько примеров игр, специально организованных воспитателем.
Дидактическая игра является действенным средством развития и совершенствования таких значимых для учебной деятельности функций и процессов, как пространственная ориентация, восприятие, внимание, память, речь, зрительно-моторные координации, мыслительные операции и др.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
1 – игры с предметами (игрушками, природным материалом);
2 – настольные печатные;
3- словесные;
Развитие речи ребенка идет по нескольким направлениям. Это и отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи, т. е. умения выразить свою мысль словами, и формирования речевого мышления. Все эти направления представлены в играх.
На отработку артикуляции и уточнение произношения трудных (свистящих) звуков для малышей направлены следующие игры: («Чудесный сундучок» и «Дочки - сыночки»). Причем акцент в них делается интонационной выразительности речи, которая, как правило страдает у малышей.
Следующие игры (Зайчик и мишка» и «Где спрятался зайчик?») направлены развитие пространственных представлений ребенка и на усвоение их словесного обозначения. В увлекательных сюжетных ситуациях дети усваивают значение основных предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения предметов (близко, далеко, впереди, рядом, позади, напротив, и сразу же закрепляют знания. Это обогащает словарь ребенка и развивает его пространственные представления.
В большинстве игр, слово связано с движением и действием (реальным или воображаемым). В играх «День рождения куклы Аленушки» и «у нас в гостях Анютка Малютка!» связь речи и движения является основной развития мышления ребенка : словесное выражение своих действий способствует их осознанию и пониманию, а движение и воображаемые действия наполняют слова конкретным содержанием. Дети учатся выделять назначении (функцию) предмета. Этому способствует сюжетная, воображаемая ситуация и действие с предметом («День рождение куклы Аленушки» и «У нас в гостях Анютка малютка!»).
Таким образом, игры, представленные и используемые мною в практике с детьми второй младшей группы, обеспечивают органическую связь между мышлением и речью, которая взаимообогащает эти важнейшие психические процессы и способствует познавательному развитию ребенка.
[