Папки-передвижки

Семинар — практикум «Развитие дыхательной и голосовой функции через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»

ИРИНА ЖАРОВА
Семинар — практикум «Развитие дыхательной и голосовой функции через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие дыхательной и голосовой функции через игры и игровые упражнения

Дыхание — это жизнь.

Аристотель

Дыхание – основа жизни. Правильное дыхание – основа здоровья и долголетия.

Различают физиологическое и речевое дыхание. Физиологическое дыхание – это естественный физиологический дыхательный акт, при котором дыхательные движения происходят в строгой последовательности (вдох-выдох-пауза) и происходит автоматически. Речевое (фонационное) дыхание — это управляемый процесс и отличается от физиологического более быстрым вдохом и замедленным выдохом (вдох-пауза-выдох). Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование. Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе.

Публикация «Семинар — практикум „Развитие дыхательной и голосовой функции через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Различают три основные вида дыхания :

1) реберное (костальное, иногда его называют грудным (при дыхании движутся илечи);

У детей до 3х лет костальное дыхание физиологично.

2) брюшное (абдоминальное) (грудь не участвует во вдохе, диафрагма опускается на вдохе, брюшная стенка выпирает вперёд);

3) смешанное (костоабдоминальное) (нижнерёберно-диафрогмальное – мышцы брюшного пресса нижние рёбра).

Наиболее правильным, удобным для речи является смешанное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

В норме у детей дошкольного возраста механизм координации дыхания, фонации и артикуляции формируется постепенно. Следовательно, постепенно развивается и речевое дыхание.

У детей 3—4 лет слова и фразы могут произноситься как на выдохе, так и на вдохе или в перерыве между вдохом и выдохом. Поэтому нередко отмечается «захлебывающаяся» речь.

У детей 5—6 лет механизм координации дыхания и артикуляции во время речи еще в стадии формирования, но начало произнесения слов и короткой фразы совпадает с началом выдоха. Однако на произнесение всей фразы (из 4—5 слов) выдоха не хватает. Ребенок в середине фразы производит добор, т. е. дополнительный поверхностный вдох.

Механизм координации дыхания, фонации и артикуляции в процессе речи формируется к десяти годам. Таким образом, речевое дыхание развивается, стабилизируется от 7 до 10 лет.

В нашем детском саду мы имеем дело с детьми, речевые проблемы которых обусловлены дизартрией.

Одними из основных признаков дизартрии являются дефекты физиологического и речевого дыхания. Дыхание нарушается за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры.

Голосовая функция человека тесно связана с дыхательной, так как с анатомической стороны и та и другая выполняются одними и теми же органами.

Поэтом, одной из важнейших задач коррекционно-развивающей работы с нашими детьми является выработка правильного физиологического и речевого дыхания, так как дыхание является энергетической основой нашей речи и звучания голоса. Само дыхание, его частота, ритм и глубина имеют большое значение в речевом акте.

Неправильное дыхание во время речи является частой причиной форсированности и неустойчивости голоса.

Немного о Атаке звука:

придыхательная (нарушение силы голоса; осиплый, тихий) Доронина

• твёрдая ( реакция на что-то: нарушение тембра, силы) Вы рассердились

• мягкая (физиологичный – одновременно выдыхаем и начинают колебаться голосовые складки).

Излюбленный «паразит» педагога ТА-А -АК

Отрабатывается мягкое голосоначало, навыки рациональной голосоподачи и голосоведения. В основные задачи по развитию голоса входит : развитие силы и динамического диапазона голоса, формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения, развитие мелодических характеристик голоса (сила [громкость], высоты [диапазон] и тембр [окраска]).

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

• подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;

• слишком большой вдох;

• учащенность дыхания;

• укороченность выдоха;

• неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха;

• неправильная осанка.

Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, то есть между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох — длительный, плавный ( в соотношении 1:10; 1:15).

Цель дыхательных упражнений — научить детей быстро, бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе. Дыхательные упражнения дифференцируются в зависимости от возраста.

Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые взаимообусловленные процессы, тренировка дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Эта работа носит комплексный характер и реализуется путем использования поэтапной системы формирования. Для этого используются статические и динамические дыхательные упражнения, которые предполагают решение следующих задач:

• Улучшение функции внешнего (носового) дыхания.

• Вырабатка более глубокого вдоха и более длительного выдоха.

Развивать фонационный (озвученный) выдох.

Развивать речевое дыхание.

• Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.

Данные задачи соответствуют пяти этапам работы по развитию дыхательных и голосовых функций, о них мы поговорим чуть позже.

Нам необходимо приучить детей делать вдох без напряжения, не поднимая плеч, чтобы вдох был мягким и коротким, но достаточно глубоким, а выдох длительным и плавным, без фиксации внимания на этих процессах. При этом следует постоянно напоминать детям, что говорить нужно только на выдохе. Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Следовательно, использование всевозможных игр и игровых приемов приобретает особое значение, вызывают у ребенка интерес, положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и делают характер выполнения упражнений непроизвольным.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Комплекс упражнений для воспитания навыков речевого дыхания рекомендуется выполнять в состоянии покоя (лежа, сидя, стоя) и во время движения.

Вся работа по коррекции дыхания, которая проводится в детском саду, требует участия следующих специалистов: логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога.

Для повышения эффективности следует вести эту работу систематически.

Виды работы

1. Дыхательные пятиминутки (перед завтраком, после дневного сна).

2. Специальные игры, как фрагмент логопедического занятия.

3. Дыхательные игры, как фрагмент физкультурного занятия.

4. Дидактические игры, как фрагмент занятия, проводимого воспитателем.

5. Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.

6. Использование дыхательных игр и упражнений вне занятий (утренняя гимнастика, прогулки, развлечения).

7. Психологические тренинги.

Правила проведения работы по нормализации дыхания

1. Заниматься только в проветренном помещении, до еды.

2. Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений;

3. Не переутомлять ребенка, т. е. строго дозировать количество и темп упражнений, при недомогании лучше отложить занятия.

4. Не делать слишком большой вдох.

5. Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею.

6. Ребенок должен ощущать движения диафрагмы, межреберные мышцы, мышцы нижней части живота.

7. Движения необходимо производить плавно, под счет. медленно.

8. Сочетать дыхательные упражнения с работой артикуляционного и голосового аппаратов.

Этапы работы по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с речевой патологией соответствуют решаемой задаче. Переход к следующему этапу регламентируется только результатами работы.

I этап.

Цель: улучшение функции внешнего дыхания ребенка.

В процессе занятий дети получают знания о том, что:

дышать надо носом;

нельзя поднимать плечи при вдохе;

в дыхании должен активно участвовать живот.

Дети приобретают навыки носового дыхания, осваивают первичные приемы дыхательной гимнастики – происходит подготовка к развитию смешанного типа дыхания.

На этом этапе проводятся следующие упражнения и игры : «Бегемотик», «Качели», «Ароматные коробочки», «Отгадай по запаху» и др., рассматривание картинок, где изображены клювы (носы) разных животных и птиц.

Пример 1. Упражнение «Бегемотик». Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый дает инструкцию: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты вдыхаешь, и опускается, когда ты выдыхаешь» и сопровождает действия ребенка рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики,

То животик поднимается, то животик опускается.

Пример 2. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть носы (клювы) у разных животных и птиц на картинках. Дает инструкцию: «Вдыхай через нос и выдыхай через нос» и сопровождает действия ребенка рифмовкой:

Носиком дышу свободно,

Тише – громче, как угодно.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он и я, и ты.

II этап.

Цель: выработка у детей более глубокий вдох и более длительный выдох. (работа над звукопроизношением)

В процессе занятий дети получают знания об основных дыхательных процессах : вдох и выдох и о том, что силу выдоха можно тренировать.

Дети приобретают навыки плавного и длительного выдоха через рот, тренируют силу выдоха.

Рекомендуемые игры и упражнения : надувание воздушного шарика, стрельба из воздушного ружья, игра на детских духовых инструментах (дудочка, свистулька, губная гармошка, «Воздушный футбол», «Листопад», «Снегопад», «Кораблик», «Лети, перышко», «Помоги герою сказки», «Бабочки», «Ветерок».

Пример 1. Упражнение «Лети пёрышко». Ребенок кладет на ладонь легкую пушинку, делает вдох через нос и начинает, медленно выдыхая через рот, поддувать вверх пёрышко (снежинку, пушинку, листочек и т. д., упражнение можно сопровождать музыкой.

Пример 2. Используются иллюстрации сказочными героями. Например, «Помоги ёжику найти грибы» или эпизод «Встреча колобка с лисой» из сказки «Колобок» представлен в следующем виде: на картинке изображена лиса перед пустым пеньком, а плоскостной колобок накладывается на пенек. Предлагается «спасти колобка». Ребенок делает вдох через нос и плавным выдохом через рот сдувает колобка с пенька. Аналогично можно использовать сюжеты других сказок.

Пример 3. Плыви, кораблик!

Формировать длительную и плавную воздушную струю на выдохе помогает тактильный контроль:

• наматывание нитки на клубок;

• поднесение тыльной стороны ладони ко рту;

движение руками по графическим схемам: горки, дорожки, спирали.

III этап.

Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха.

Внимание детей направляется на звучание голоса в процессе выдоха.

На этом этапе дети знакомятся со звуковыми дыхательными играми. Ребенок тянет без голоса или с голосом звуки на выдохе, максимально долго. Сначала тянутся гласные звуки, с изменением силы голоса, с разной интонацией. Затем – согласные звуки. Сначала выдох делается на глухих проторных согласных: [Ф], [С], [Ш], [Х]. Для упражнений берутся только те звуки, которые ребенок правильно произносит. Продолжительность выдоха регулируется самим ребенком.

Звуковые дыхательные игры могут выполняться ребенком ежедневно, как элемент зарядки в детском саду и дома. Эти игры могут быть включены в занятия по формированию правильного звукопроизношения.

Рекомендуемые игры и упражнения : «Лесная азбука», «Дует ветерок», «Комар», «Жуки», «Рычалка», «Мычалка», «Дирижер», «Варим кашу», «Семафор».

Пример 1. Игра «Обезьянка». Проводится перед зеркалом. Взрослый говорит детям: «Представьте, что на вас смотрит обезьянка и все за вами повторяет». Можно мимикой изобразить радость, удивление, обиду и произносить на выдохе гласные звуки: [О] - удивились; [У] - обиделись; [А] - обрадовались.

Пример 2. Игра «Большой – маленький» (твёрдость – мягкость звуков). Детям показываются парные предметные картинки "большой – маленький". Объясняется, что большой воздушный шар спускает воздух со звуком [Ф], а маленький – [Ф’] и предлагается воспроизвести звуки поочередно на выдохе. Другие варианты парных картинок: пожарный шланг и душевой шланг ([С], [С’], ветряная мельница и комнатный вентилятор ([В], [В’]).

IV этап

Цель: развитие речевого дыхания.

Этот этап является базовым в логопедической работе по планированию и формированию речевого высказывания. Дети сначала обучаются в процессе выдоха произносить слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех-, четырех слов, поговорки и скороговорки.

На первых занятиях используется невербальная инструкция: быстрое движение руки с раскрытой ладонью вверх, означающее начало быстрого вдоха через рот. По мере того, как дети начинают самостоятельно выполнять вдох перед речью, количество таких инструкций сокращается.

Для упражнений берутся только слоги со звуками, хорошо произносимыми детьми (ма-мо-му-мы-мэ; на-но-ну-ны-нэ). Затем дети "поют" двусложные слова (ма-ма; ми-ла; мы-ла и др., трехсложные слова (ма-ли-на; ку-би-ки, двухсловные и трехсловные фразы (Мама мыла. Мама мыла Милу).

Используются схемы-модели предложений. Рекомендуемые звуковые речевые игры : «Дразнилка», «Изобрази животное» – сочетание речи с движением, «Эхо».

Пример 1. Игра «Эхо». Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово, а другая повторяет его тихо. Рекомендуется употреблять гласные звуки и их сочетания, открытые слоги, двух- и трехсложные слова без стечения согласных: "А. АУ. МАМА. КУБИКИ. "

Пример 2. Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличить количество слогов на выдохе.

Образец:

а) фаф

фаф фоф

фаф фоф фуф

фаф фоф фуф фыф

фаф фоф фуф фыф фиф

фаф фоф фуф фыф фиф феф

Варианты сочетаний: фас, фаш, фах, саф, шах, шас, хах, рам, рур, мом, лам и т. д. ;

б) полунапевно произносить на выдохе:

ммаммоммуммэммиммымм

ннанноннуннэнниннынн

ллаллоллуллэллиллылл

лляллеллюллеллилль

ммнаммноммнуммнэммнуммниммны

в) разговорно произносить на выдохе:

мму! ммо! мма!

ммэ! мми! ммы!

V этап.

Цель: тренировка речевого дыхания в связной речи

Педагог проговаривает фразу, типа: «Наступила долгая и холодная зима», поднимает руку вверх (вдох, опускает вниз (выдох). При акценте на одном из слов – рука движется в горизонтальной плоскости.

Используются схемы предложений, где слово - "вагончик", на котором сделан акцент, закрывается фишкой.

Как звукоречевая гимнастика используется произнесение на выдохе стихотворных строк в сочетании с движением, пение песен.

Рекомендуемые игры : «Поезд», «Полет на шарике», «Веселые движения», «Потягушеньки».

Пример 1. «Поезд» Дети произносят слово "мама" (ставится 1-й вагончик, а затем предлагается произнести слово "мыла" (ставится 2-й вагончик). Аналогично произносятся фразы из трех, четырех слов, разучиваются поговорки и скороговорки.

Например при автоматизации [Щ]. Щегол. Щегол щебетал. Щегол щебетал в роще. Щегол щебетал в цветущей роще. Щегол щебетал в цветущей роще, а щеглёнок пищал. Щегол щебетал в цветущей роще, а щеглёнок пищал в зеленеющей чаще.

Чтение стихотворений.

Успех ребенка на каждом этапе закрепляется постоянным надзором за дыханием, разъяснением и соответствующим внушением.

В логопедической практике для постановки диафрагмального дыхания порционно используется парадоксальная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Парадоксальность гимнастики в том, что при сжимании грудной клетки при наклонах вперед рекомендуется делать не выдох, а быстрый вдох, а при выпрямлении — автоматический незаметный выдох.

Список литературы

1. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. — М. : ACT : Астрель, 2008. — 254, [2| е. : ил. — (Высшая школа).

2. Кольцова О. Е учитель-логопед Формирование речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи (Советы специалистам) г. Чебоксары

3. Ларина Е. А., Фолина Л. Р. Коррекция дыхательной функции у детей дошкольного возраста. // Ларина Е. А. к. п. н. доцент кафедры логопедии и олигофренопедагогики Дальневосточного государственного гуманитарного университета Фолина Л. Р. учитель-дефектолог МОУ «ВЕРБОТОН» г. Хабаровск

4. Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах СПб. : Питер, 2004.- 357с.

5. Работнов Леонид Дмитриевич Основы физиологии и патологии голоса певцов, М., 1932

Публикации по теме:

Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствамИгровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Подвижные игры и игровые упражнения на развитие быстроты движенийПодвижные игры и игровые упражнения на развитие быстроты движений Данный материал будет полезен для воспитателей и инструкторов по физической культуре с целью организации для дошкольников прогулок, развлечений,.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии" (для конкурса по обмену.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар — практикум «Развитие дыхательной и голосовой функции через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 февраля 2023 в 18:02
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар — практикум «Развитие дыхательной и голосовой функции через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем ИРИНА ЖАРОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД