Ольга Викторовна Деркачева
Семинар-практикум «Путешествие в экологию»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей.
Задачи:
1. развивать у педагогов стремление осуществлять экологическое воспитание детей;
2. формировать профессиональные знания и умения по методике экологического образования;
3. развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии, повысить профессиональное мастерство педагогов;
«Эту истину знаю от роду
И её никогда не таю:
Публикация «Семинар-практикум „Путешествие в экологию“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Кто не любит родную природу,
Тот не любит отчизну свою!»
- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами семинар – практикум на тему : «Путешествие в экологию»
Вокруг нас столько прекрасного: пение птиц, звон капели, шум ветра, шелест листьев…
Вы уже догадались, что говорить мы будем о природе, об экологии.
Семинар предлагаю начать с дискуссии. Как говорят, в дискуссии познаётся истина, давайте вместе подумаем, что мы знаем об экологии.
- Что такое «экология»?
«экос – дом», «логос – наука», экология – наука о доме.
Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.
- Что такое экологическое воспитание?
Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций и нравственно этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.
Этот год объявлен годом экологии. Президент РФ подписал Указ и четко наметил цели тематического года:
- привлечь внимание граждан к проблемам экологии;
- обезопасить существующие экосистемы;
- сохранить многообразие биологических видов;
Любовь к природе должна прививаться с раннего детства, когда дети начинают знакомиться с травкой, цветами, насекомыми, птицами, животными, с различными природными явлениями.
Экологическое воспитание мы должны реализовывать в ОО «Познавательное развитие», которое предполагает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других объектах окружающего мира. (задачи ФГОС ДО).
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
- Назовите основные законы экологии.
Всё связано со всем.
Всё куда-нибудь девается.
Всё что-нибудь да стоит.
Природа знает лучше.
- Как вы их понимаете?
Влияние природы на развитие личности ребёнка связано с формированием у него определенных знаний о её объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах экологического воспитания, то среди них будут:
- введение ребёнка в мир природы;
- формирование у детей элементарной системы знаний о природе;
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование у детей трудовых навыков и умений;
- формирование у детей способности видеть красоту родной природы, бережного и заботливого отношения к ней;
Все эти задачи тесно взаимосвязаны.
С введением ФГОС определены требования к развивающей предметно-пространственной среде, вы с ними знакомы.
- Назовите составляющие развивающей среды, используемые для экологического воспитания дошкольников в ДОУ.
С точки зрения экологического образования среда в ДОУ должна создать условия для:
- познавательного развития ребёнка;
- эколого-эстетического развития ребёнка;
- оздоровления ребёнка;
- формирования нравственных качеств ребёнка;
- формирования экологически грамотного поведения;
- экологизации различных видов деятельности ребёнка;
Элементы предметно-пространственной среды, используемые для экологического воспитания дошкольников:
1 направление: экологические центры, экологические тропы, зимние сады, экспериментальные уголки в группах, особое оформление интерьера коридоров;
2 направление: уголок природы, модели и схемы, наглядный материал, календарь природы, картотеки игр, наблюдений, экспериментов, литература по экологии, мини-огороды, экологические коллекции;
Говоря об элементах развивающей предметно-пространственной среды, мы назвали один из таких элементов – экологическая тропа. Я бы хотела немного затронуть этот вопрос.
Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.
Основной критерий выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в неё как можно большего количества разнообразных и привлекаемых внимание детей объектов, их доступность для детей.
- Как вы считаете, что относится к объектам экологической тропы?
Цветники, скворечники, кормушки для птиц, детский огород, уголок лекарственных растений, уголок леса, центр воды и песка.
Для того, чтобы добиться определенных результатов в экологическом воспитании, необходимо использовать разные методы и формы работы.
- Какие методы экологического воспитания детей вы знаете?
- наглядные методы: наблюдение. Рассматривание картин. Демонстрация моделей, диафильмов;
- практические методы: игра, элементарные опыты, моделирование;
- словесные методы: рассказы воспитателя и детей, чтение произведений о природе, беседы;
Основной метод – наблюдение.
Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию : НОД, экскурсии, прогулки (целевые, труд в цветнике, огороде, уголке природы, экологические праздники и развлечения, элементарная поисковая деятельность, проектная деятельность (в старшем дошкольном возрасте).
Ведущей деятельностью является игра, то экологическое воспитание реализуется через игру.
- А теперь мы немного проверим ваши знания о природе, используя игру.
1. «Экологическое лукошко»
- наука о животных (зоология)
- у какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
- пингвин – птица или животное? (птица)
- наука о растениях (ботаника)
- какую траву любят кошки? (валериану)
- самая высокая трава (бамбук)
- что означает «плач» берёзы весной? (сокодвижение)
- трава от 99 болезней (зверобой)
- какая охота разрешается в лесу в любое время года? (фотоохота)
- что ест зимой лягушка? (она спит)
- какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
2. Блиц - конкурс «Предсказание погоды»
- ласточки летают низко к земле – к дождю
- паук усиленно плетёт паутину – к сухой погоде
- цветет черемуха – к заморозкам
- кошка свернулась клубочком – к похолоданию
- осенью птицы летят высоко – к теплой зиме
- комары роем летают – к теплой погоде
- воробьи купаются в пыли – к дождю
- цветки одуванчика днём закрываются – к дождю
- собака катается по земле – к вьюге
- цветы пахнут сильнее – перед дождем
3. Экологические задачи.
А) Петя с мамой отправились в лес за грибами.
- Смотри, смотри, мама, - птичка летает так низко, что я могу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома
- Нет, этого делать нельзя – сказала мама.
Вопрос: почему она так ответила?
(мама не разрешила потому, что знала – это был птенец, который учился летать, в неволе он погибнет).
Б) Коля с Витей играли во дворе и увидели. Как на ветку села большая красивая бабочка.
- Давай поймаем её, - попросил Витя.
- Нельзя ловить бабочек, - сказал Коля.
- от них все равно никакой пользы нет, - ответил Витя.
Вопрос: кто из мальчиков был прав?
(ловить и уничтожать бабочек нельзя, уничтожая насекомых, мы нарушаем экологическое равновесие)
Семинар подходит к концу и хотелось бы услышать ответ на вопрос:
- Почему, на ваш взгляд, нужно заниматься экологическим воспитанием с дошкольного возраста?
(потому, что в дошкольном возрасте закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем)
- Оцените степень своего участия в семинаре, положив перед собой фишку соответствующего цвета:
- красную: «В основном слушала и запоминала, т. к. не компетентна в вопросах экологии»
- желтую: «Могла бы быть активнее, но не хватило знаний»
- зеленую: «Активно участвовала, уровень моей компетентности в этой области высок»
Ваша самооценка показывает, что вопросы, затронутые в семинаре – практикуме, не оставили никого из вас равнодушными, способствовали повышению вашей компетентности в вопрсах экологии. Надеюсь, что он был для вас полезным и интересным. Вы освежили в памяти все об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе!
Литература:
1. Волосникова Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников. Дошкольная педагогика – 2005 г, № 6, стр. 16 – 20
2. Горбунова Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников. Дошкольная педагогика – 2005 г. № 6, стр. 10 – 16
3. Николаева С. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. Мозаика – Синтез, Москва 2010 г.
4. Программа «Детство»
5. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа методических рекомендаций, Мозаика – Синтез, Москва. 2009 г.
Приложение № 1
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ.
1. ВСЁ СВЯЗАНО СО ВСЕМ
Несколько раз сожгли поле, на нем со временем перестают расти те растения, которые всегда там росли, появляется что-то другое, не свойственное данным местам; уходят грызуны, которые тут раньше жили и т. д.
2. ВСЁ КУДА-НИБУДЬ ДЕВАЕТСЯ
Отходы одних живых организмов служат пищей для других. Ботву овощных растений после уборки урожая, пищевые отходы помещают в компостерную яму, где они перегнивают. Перегной, внесенный в землю, повышает ее плодородность.
3. ВСЁ ЧЕГО-НИБУДЬ ДА СТОИТ
Что бы чего-нибудь добиться, нужно затратить силу, энергию, время. Даже для того, чтобы собрать горсть ягод в лесу, следует потрудиться.
4. ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ
Законы природы складывались тысячелетиями. И люди, нарушающие их, наносят непоправимый вред. Попытки осушить болота, распахать степи, повернуть реки вспять приводят к экологическим катастрофам.