Получи документы

Семинар-практикум «Психологический климат коллектива»

ольга осипова
Семинар-практикум «Психологический климат коллектива»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар – практикум «Психологический климат коллектива»

Автор работы:

Педагог – психолог :

Осипова О. В.

Семинар – практикум «Психологический климат коллектива»

Цель: повышение компетентности педагогов.

Задачи:

• Выявить особенности развития психологического климата в коллективе.

• Определить факторы, влияющие на климат в коллективе.

Публикация «Семинар-практикум „Психологический климат коллектива“» размещена в разделах

• Определить пути формирования благоприятного психологического климата в коллективе.

• Содействовать сплочению коллектива.

Участники: педагогический коллектив МАДОУ №20

Время проведения: 60 минут.

Подготовка: до проведения семинара провести диагностическую работу с педагогами по методике «Определение психологического климата группы»; подготовить памятки с рекомендациями.

План семинара :

1. Вступление.

2. Упражнение «Ассоциации».

3. Что такое психологический климат коллектива?

4. Виды психологического климата.

5. Способы формирования благоприятного климата в коллективе.

6. Психологический практикум.

7. Подведение итогов семинара.

Ход семинара

1. Вступление

Добрый день, педагоги. Тема сегодняшнего семинара «Психологический климат коллектива». Сегодня будем говорить о детском коллективе, но также необходимо помнить, что здоровый психологический климат детского коллектива зависит от климата педагогов.

2. Упражнение «Ассоциации к слову Психологический климат» (по одной фразе от каждого участника).

3. Что такое психологический климат коллектива?

В психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского дана следующая трактовка психологического климата : это «совокупность взаимосвязанных эмоционально-психологических особенностей группы, в которых проявляются характерное для неё отношение к делу, друг к другу, доминирующее настроение, интеллектуальная и моральная атмосфера».

В психологической литературе в качестве синонима данного понятия нередко используют понятия «моральная атмосфера», «духовная атмосфера», «психологическая атмосфера».

В основе настроения как относительно продолжительного психологического состояния лежит положительная или отрицательная эмоция. Следовательно, чтобы создать благоприятный психологический климат, необходимо искать эффективные стимулы для возникновения положительных эмоций.

Л. Н. Карамушка выделяет четыре структурных элемента психологического климата, которые отражают отношение членов детского коллектива к общему делу, друг к другу, миру в целом, себе самим.

Важнейшими показателями психологического климата являются отношения к общему делу и друг к другу. Отношения же к миру и самим себе обусловливаются не только жизнедеятельностью конкретного коллектива, но и другими факторами (социальными, личностными).

Кроме того, в структуре психологического климата можно выделить основные аспекты (элементы) : социальный, социально-психологический и психологический.

Социальный аспект отражает степень репрезентации в климате социальных требований на определё нный период развития общества: политических, моральных, эстетических и пр.

Социально-психологический аспект показывает, что является ценностным, значимым для функционирования коллектива в качестве самостоятельного объединения людей: сплочённость, взаимопомощь, сходство взглядов, мнений, интересов и т. д.

Психологический аспект характеризует интеллектуальное, эмоциональное, волевое состояние коллектива. Психологическое состояние коллектива показывает степень психологической готовности людей решать те или иные задачи, соответствие поведения. Так, одному коллективу свойственна творческая, оптимистичная, целенаправленная атмосфера, а другому — интеллектуальная и творческая инертность, безынициативность, пессимизм.

4. Виды психологического климата

Различают три основных вида психологического климата по содержанию и направлению: с положительной, отрицательной и нейтральной направленностью (Л. Н. Карамушка, Б. Д. Парыгин, Р. Х. Шакуров и др.).

Благоприятный климат

Климат с положительной направленностью (положительный климат) называют благоприятным, или здоровым.

А. С. Макаренко [19] выдвигал следующие основные признаки благоприятного психологического климата :

1. Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость. Наличие чувства собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив.

2. Единство коллектива, единение всех его членов.

3. Защищенность всех членов коллектива.

4. Разумная и полезная активность всех членов коллектива.

5. Умение быть сдержанным в действиях и словах.

Характеристики благоприятного психологического климата :

• В группе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

• В группе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

• В группе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

• Члены группы активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.

• Успехи или неудачи отдельных членов группы вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

• В отношениях между группировками внутри группы существует взаимное

• расположение, понимание, сотрудничество.

Неблагоприятный климат

Неблагоприятный психологический климат в коллективе характеризуется противоположными признаками: складывается нездоровая атмосфера, человеческие отношения напряжены, снижена продуктивность совместной деятельности.

Характеристики неблагоприятного психологического климата.

• В группе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

• В группе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

• Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.

• Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

• В группе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

• В трудных случаях группа не способна объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Нейтральный климат

Нейтральный психологический климат характеризуется неустойчивостью субъективных и объективных признаков и может становиться благоприятным или неблагоприятным.

Упражнение «Музей обидных воспоминаний»

Каждый из нас обижался и не один раз. Но одни люди умеют быстро расстаться с обидами, потому что обида это ни что иное, как «ржавчина, разъедающая душу». Другие относятся к своим обидам как к большой ценности. Они их прячут, берегут, накапливают. А в конфликте предъявляют, усиливая, как им кажется, свою позицию. Результат такого собирательства - болезни. Попробуйте сейчас написать все свои обиды на листок, внимательно на них посмотрите и скажите им:

«Обиды, вы простите меня, но я отправляю вас в музей обидных воспоминаний. Вы остаетесь в прошлом, а я живу в настоящем и будущем. Лишняя тяжесть мне ни к чему! Прощайте!»

И порвите этот лист, или сожгите.

В душе должны быть всегда уют и комфорт, спокойствие и мудрость. «Человек сам загораживает себе свет» сказал Эмерсон. Постарайтесь этого не делать.

Модель формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе

Сплоченность коллектива, уважение и признание ценностей и традиций коллектива

— Экскурсии для коллектива на каникулах;

Коллективное посещение театра;

— Совместная встреча Нового года;

— Привлечение всех членов коллектива к участию в коллективных мероприятиях,

— Инициатива от всех членов коллектива по организации совместных мероприятий;

— Активность администрации в организации совместных мероприятий;

Снижение уровня конфликтности в коллективе

— Проведение дней психологической разгрузки;

— Формирование у членов коллектива умения слышать, слушать и понимать друг друга;

Уважение в каждом педагоге личности:

— Самокритичность по отношению к себе;

— Соблюдение принципа «один за всех и все за одного»;

— Равномерное распределение профессиональных обязанностей между членами коллектива;

— Пресечение случаев распространения сплетен;

Соблюдение принципов толерантности

— Активное общение членов коллектива в неформальной обстановке;

— Общение членов коллектива на темы не связанные с профессиональной деятельностью;

— Формирование чувства эмпатии у педагогов;

— Развитие у педагогов способности самокритично относиться к себе;

— Развитие у педагогов чувства юмора;

— Развитие у педагогов чувства самоуверенности;

Формирование адекватного отношения к критике

— Пропускать критику через мозг, а не сердце;

— Повышение самооценки у педагогов;

— Умение контролировать свои эмоции;

— Умение поставить себя на место критикующего;

— Проведение тренинговых занятий по формированию основ конструктивного общения;

Организация условий труда и отдыха

— Оснащение учебных кабинетов современными средствами обучения;

— Создание бытовой комнаты для педагогов;

— Предоставления педагогам отпуска в удобное для них время;

— Оптимизация расписания уроков педагогов;

— Организация условий для чаепития в учительской;

Единство администрации и членов коллектива

— Объективное и доброжелательное отношение со стороны администрации ко всем членам коллектива;

— Добросовестное выполнение всеми педагогами своих должностных обязанностей без контроля со стороны администрации;

— Предъявление одинаковых требований со стороны администрации ко всем членам коллектива;

— Развитие у всех членов коллектива чувства взаимопомощи, взаимопереживания, взаимоподдержки;

— Устранение случаев психологического дискомфорта;

Создание атмосферы для творчества и самоутверждения педагогов

— Развитие системы морального и материального стимулирования педагогов;

— Уважительное отношение к педагогам;

— Умение радоваться успехам коллег, исключение случаев зависти;

Проведение нетрадиционных форм работы с педагогами: праздников, фестивалей и т. д.

— Развитие системы обобщения и распространения позитивного педагогического опыта учителей гимназии

. Упражнение «Туфелька»

Все разуваются, обувь перемешивается и раскладывается в разных углах зала. Участники берутся за руки. Их задача- обуться, не разрывая рук. Если руки разомкнутся, все начинаем сначала.

Цель игры: сплочение коллектива.

7. Игра-сплочение (за основу взята игра-метафора «Мандала»).

Цель игры: сплочение коллектива. Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Перед вами фигурки разной формы и разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. Теперь нарисуйте на ней ручкой что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор, цветок, солнышко и т. д. А теперь из всех фигурок вам необходимо сложить одну общую фигуру, которая бы нас всех объединяла как коллектив. (Обсуждение, приклеивание фигур на ватман).

А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите свою фигурку. Обратите внимание, как каждая фигурка находится близко друг к другу. Если убрать хотя бы одну из них – вся композиция нарушится. Каждый из нас – частичка коллектива и каждому из нас в нем есть достойное место.

Психологический тренинг для педагогов

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

Цель:

- формирование благоприятного психологического климата;

Задачи :

нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

- развитие умения работать в команде;

- осознание каждым участником своей роли, функции в группе;

- дать рекомендации по применению способов эмоциональной саморегуляции.

- повысить коммуникативные навыки педагогов.

Необходимые материалы:

- карточки с незаконченными фразами;

- спокойная музыка для релаксации;

- ватман, простые и цветные карандаши, фломастеры.

Ход тренинга:

Педагог-психолог :

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате : в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

I этап.

Упражнение «Броуновское движение»

Цель: снижение мышечного напряжения и внутренней зажатости.

Участникам предлагается под музыку активно перемещаться по комнате. Как только музыка выключается и ведущий называет какую-либо цифру, участники, должны взявшись за руки, объединится в группы, состоящие из такого числа человек. Ведущий предлагает объединиться в группы не по числу человек, а по какому-либо признаку (например, по цвету глаз, элементам одежды, домашним животным и т. д.) Задание выполняется веселее, если участники к тому же запрещается разговаривать.

Обсуждение

1.

1.

1. Эмоциональная регуляция

Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания?

Естественные способы регуляции организма. Интуитивно используются многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Упражнение “Ассоциации”

Какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”

Цель: выяснение способов управления своими эмоциями.

Участники делятся на группы и отвечают на вопрос:

Как боретесь с негативными эмоциями?

Необходимо участников разделить на группы. В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется тренером группы.

Обсуждение

Упражнение «Островки»

Цель: всем участникам разместится на газете (на всей, на половине газеты, на трети) .

Участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания.

Создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.

Обсуждение

II этап.

Упражнение «Откровенно говоря» (5- 7 мин).

Цель: Вербализация и осознание проблемы педагогов.

Материалы: карточки с незаконченными фразами.

Инструкция: «Вам нужно вытянуть любую каточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу, откровенно и честно».

Упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.

Обсуждение

III этап.

Упражнение «Моечная машина» ( телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения)

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится “машиной”, последний - “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина”.

Обсуждение

Рефлексия тренинга:

1. Что понравилось?

2. Что вызывало трудности?

3. Чему способствовал проведенный тренинг?

Публикации по теме:

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Семинар-практикум «Обучение с увлечением». ФотоотчетСеминар-практикум «Обучение с увлечением». Фотоотчет Семинар-практикум «Обучение с увлечением». фотоотчетВ феврале посетила районное методическое объединение для воспитателей подготовительных.

Семинар-практикум «Умение слышать и слушать» Семинар – практикум" Умение слышать и слушать""Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Без умения слушать и слышать полноценное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Психологический климат коллектива»
Опубликовано: 15 января 2020 в 14:45
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Психологический климат коллектива»» (включая файлы) размещена пользователем ольга осипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД