Оксана Оконешникова
Семинар-практикум «Профессиональный идеал и профессиограмма педагога ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: оптимизация условий для профессионально-личностного роста педагогов.
Задачи:
- создать благоприятные условия для работы участников сессии
- сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность;
- способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы.
Публикация «Семинар-практикум „Профессиональный идеал и профессиограмма педагога ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;
· повысить групповую сплоченность;
Участники тренинга: педагоги ДОУ
Оборудование:
• листы чистой бумаги;
• ручки, карандаши, фломастеры;
• музыкальное оформление;
• магнитная доска, маркеры;
• мяч
Ход мероприятия:
1.Упражнение «Комплименты»
Обмен комплиментами проходит в форме диалога. Педагоги становятся в круг и берутся за руки. Нужно не только получить комплимент, но и согласиться с ним, сказать еще один комплимент себе и обязательно «вернуть» коллеге.
Например: Катя, ты такой отзывчивый человек!
Да, это правда! А еще я добрая. А ты, Оля, чрезвычайно общительная.
Вопросы для обсуждения:
– Что вам понравилось больше, говорить комплименты или принимать их?
– Насколько сложно / легко было подобрать комплименты себе, коллеге?
– Какой комплимент вам понравился больше всего?
2 Дискуссия
Психолог : Профессиограмма- это документ, в котором описаны особенности профессии или специальности.
Цель профессиограммы: создать целостное представление об особенностях данного вида труда.
Тип профессии: «Человек – Человек»
Общая характеристика профессии
Проводится в форме беседы с педагогами
Место работы: учреждения дошкольного образования, дошкольные центры развития ребёнка, детские дома.
Должностные обязанности (функции):
• охрана жизни и здоровья детей;
• создание условий для полноценного развития личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей ребенка;
• планирование, организация и проведение воспитательной, образовательной и оздоровительной работы, направленной на разностороннее развитие личности в соответствии с его возрастными особенностями, индивидуальными способностями и потребностями при реализации образовательных программ дошкольного образования;
• организация выполнения детьми режима дня.
Спрос на профессию: спрос на рынке труда стабильный, трудоустройство проблем не вызывает.
Условия труда: воспитатель работает в помещениях детского сада (в группе, спортзале, а также на воздухе (на территории для прогулки). Работа в одну смену, обычно время чередуется: один день с 8.00 до 14.00, другой с 14.00 до 19.00, поскольку на группу положено два воспитателя, которые меняют друг друга (утро – вечер).
Содержание труда: сферой профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования является деятельность в учреждениях дошкольного образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования
3. Работа в подгруппах «Профессиональные компетенции педагога ДОУ»
Педагоги делятся на две подгруппы. Первая группа обсуждает и записывает: «Что квалифицированный педагог дошкольного образования должен знать»
Вторая подгруппа: «Что квалифицированный педагог дошкольного образования должен уметь» Затем педагоги двух команд зачитывают свои выводы, обмениваются мнениями, дополнят друг друга.
4. Упражнение «Интервью»
Педагоги выстраиваются в две шеренги напротив друг друга. Участники одной команды задают вопросы, бросая мяч оппонентам противоположной команды о своей профессии (своих профессиональных качествах, предпочтениях, особенностях работы и т. п.). Затем другая команда задает вопросы.
5. Упражение «Портрет идеального педагога»
Подгруппам предлагается составить портрет идеального педагога.
Итогом групповой дискуссии должен стать список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников. Выделение трёх наиболее значимых качеств.
6. Тест «Опытный воспитатель ДОУ»
Психолог: Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно нас - педагогов. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности.
1. Педагог детского сада – это.
а) Добрая лошадка всё свезёт
б) Без матки-пчёлки пропащие детки
в) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копья вскормлены
2. Педагогический коллектив – это…
а) В мире, что в море
б) У одной овечки да семь пастухов
в) Склеенная посуда два века живёт
3. Обучать детей – значит …
а) Что посеешь, то и пожнёшь
б) Была бы нитка, дойдёт и до клубка
в) В дорогу идти – пятеры лапти сплести
4. Воспитывать детей – значит…
а) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет
б) Перемелется всё, мука будет
в) Наказом воевода крепок
5. Развивать детей – значит…
а) Сей день не без завтрака
б) Высоко летаешь, да низко садишься
в) Палка о двух концах
6. Работа с родителями – это…
а) Бумага не купленная, письмо домашнее
б) В добрый час молвить, в худой - промолчать
в) По способу пешего хождения
Ключ к тесту
Если большинство а) – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функции воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию.
Если б) - у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего вам удаётся реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Значит, именно вы сейчас больше всего нужны современному дошкольному образованию, чтобы сохранить и возродить лучшие традиции работы старшего воспитателя ДОУ.
Если в) – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Вам стоит задуматься над тем, не является ли вашим призванием стать заведующим детским садом.
7. Упражнение «Прекрасный сад»
Звучит спокойная красивая музыка. Ведущий предлагает представить любимый цветок из своего детства. Каким он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь – нарисуйте свой цветок, напишите на его лепестках, то что характеризует вас, как профессионала своего дела, свои качества, которые помогают вам в работе. Далее участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг, психолог расстилает зеленое полотно, которое символизирует «поляну сада», которую нужно засадить цветами. Все участники прикрепляют (приклеивают) свой цветок.
Психолог предлагает полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией; увидеть, в окружении каких разных, непохожих на других, свой цветок.
Психолог: Профессия воспитатель детского сада не только сложная, но и очень интересная. Когда видишь, с какой радостью тебя встречают малыши, как широко открываются глазёнки навстречу чему-то новому, как этим замечательным почемучкам всё на свете интересно, понимаешь, какая великая сила и ответственность находится в твоих руках. Но выполнять эту работу должны непременно люди увлечённые, добрые и ответственные
8. Упражнение «Аплодисменты».
Мы все хорошо поработали сегодня. Давайте наградим друг друга аплодисментами. (Хлопки по кругу)
9. Рефлексия.
Педагоги обмениваются впечатлениями. Произносят напутствия и пожелания коллегам.