Нурбобоева Оксана Ивановна
Семинар-практикум «Ознакомление с приёмами конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: исключить факторы в общении с ребёнком, которые могут провоцировать ребёнка на ответное агрессивное поведение.
Ход семинара
Показателем контактности и социабельности ребёнка является атмосфера общения ребёнка с близкими людьми в семье и стиль воспитания, который присущ данной семье. Дети с агрессивным поведением – это дети из семей с неустойчивым типом воспитания (авторитарный, разрешительно-попустительский стили воспитания).
Публикация «Семинар-практикум „Ознакомление с приёмами конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми“» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
1 сл Агрессия – это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше – он не знает.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.
Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Выделяют следующие виды агрессии :
Физическая (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
Вербальная – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
Косвенная – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п., и действия, характеризующиеся направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т. п.);
Раздражение (вспыльчивость, грубость);
Негативизм (оппозиционное поведение).
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются :
- стремление привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление получить желанный результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
- желание ущемить достоинство другого, с целью подчеркнуть свое превосходство
Как помочь агрессивному ребенку?
Часто дети проявляют агрессивное поведение (щипают, бьют, обзывают) потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.
Работа воспитателей с агрессивными детьми должна проводиться в трех направлениях:
1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.
Работа с гневом
Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего «накала страстей» необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит от того, в какой форме – вербальной или физической выражает ребенок свой гнев.
Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет — сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.
Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу – беспрепятственно провести занятие может так называемый «Мешочек для криков» (в других случаях - «Стаканчик для криков», «Волшебная труба “Крик”» и др.). Перед началом занятия каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом он «избавляется» от своего крика на время занятия.
Воспитатель, видя, что дети «распетушились» и уже готовы вступить в «бой», может мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. Причем обидчики могут быть включены в одну команду или находиться в командах-соперницах. Это зависит от ситуации и от глубины конфликта. По завершении соревнований лучше всего провести групповое обсуждение, во время которого каждый ребенок сможет выразить чувства, сопутствующие ему при выполнении задания.
Конечно, проведение соревнований и эстафет не всегда целесообразно. В таком случае можно воспользоваться подручными средствами. Легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить, резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, - все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.
Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций
Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.
Как уже отмечалось выше, эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.
Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний можно использовать разрезные шаблоны, этюды М. И. Чистяковой (1990, упражнения и игры, разработанные Н. Л. Кряжевой (1997, а также большие таблицы и плакаты с изображением различных эмоциональных состояний.
Как мы можем охарактеризовать агрессивного ребёнка?
1. Низкий уровень эмпатии;
2. Слабое осознание своих чувств и чувств других людей;
3. Слабо развит контроль над своими эмоциями;
4. Ситуацию общения они воспринимают заранее настороженно, т. е. заранее настроены на борьбу;
5. Имеют неврологические недостатки:
А) неустойчивое рассеянное внимание;
Б) слабая оперативная память;
В) неустойчивое запоминание.
6. В случае намеренной агрессии отсутствует чувство вины, либо вина проявляется слабо.
Для того, чтобы общение с агрессивным ребёнком было наиболее эффективным, познакомимся с приёмами конструктивного взаимодействия с детьми.
Первый приём – «Я- высказывание» - с помощью него мы сообщаем ребёнку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нём и не о его поведении, которое это переживание вызвало ( Пример: ребёнок разговаривает во время объяснения задания, «ты – высказывание» содержит в себе негативную оценку, часто обвинение. После «ты – сообщения» педагог использует угрозу или приказ, что может вызвать сопротивление и протест. После «я – сообщения» используется просьба. «Я – сообщение» имеет ещё некоторое назначение:
1. Это способ регуляции собственного эмоционального состояния;
2. Это послание вашего внутреннего «я» внутреннему «я» ребёнка и устанавливает с ним контакт.
3. Предполагает в общении с ребёнком позицию «не равных», вместо позиции «сверху» (трудности).
Прежде чем, как мы будем тренироваться в умении слушать свои чувства и формулировать «я – сообщения» поиграем в игру: «Мне в тебе нравится».
Сейчас поучимся слушать себя: прислушиваться к своим чувствам.
Упражнение 3. Предлагается составить «ты- сообщение» и «я - сообщение» в связи с заданной ситуацией (распределить между собой).
Ситуация 1. Педагог объясняет материал на доске, ребёнок разглядывает раздаточный материал и успевает корчить «рожицу соседу».
Ситуация 2. Ребёнок поел и оставил тарелку и чашку на столе.
Ситуация 3. Не даёт свои игрушки брату. Доводит его до слёз.
Ещё одним приёмом конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми является приём «активное слушание» - это способ сообщить ребёнку, что вы слышите его чувства, они нам не безразличны, и мы его понимаем и готовы проявить сочувствие.
Попробуем услышать чувства ребёнка в соответствии с заданной ситуацией.
Упражнение 1. Предлагаются карточки с описанием различных ситуаций. Нужно в среднюю колонку написать те чувства, которые испытывает ребёнок в этом случае, в правую – варианты своих ответов ребёнку.
Ситуация 1. Ребёнок подрался в раздевалке с мальчиком, т. к. те его дразнили.
Ситуация 2. Ребёнок отказывается идти к логопеду «У меня всё равно не получается говорить эту букву».
Ситуация 3. Ребёнок на музыкальном занятии долго занимался. Когда детям предложили присесть, он с разбега прыгнул на стул, последний сломался.
Ситуация 4. Ребёнок на занятии по рисованию пытается выполнить задание, у него не получается: «Я не могу и не буду рисовать».
Ситуация 5. Ребёнок сломал цветок, когда поливал комнатное растение и не сказал об этом воспитателю.
Ситуация 6. Мальчик решил помочь девочке завязать бантик, подошёл сзади, в этот момент девочка побежала, в результате мальчик сильно дёрнул её за волосы (чувства мальчика).
Упражнение 2. Разделитесь на 2 команды.
1. Подумайте или вспомните о той ситуации, которая типична в ваших взаимоотношениях с ребёнком и вызывает беспокойство.
2. Проиграйте данную ситуацию: вместо того, что вы обычно говорите ребёнку, составьте так ваш ответ, в котором вы назовёте чувства ребёнка.
Т. О. общение с агрессивными детьми – особая проблема, для разрешения которой требуются определённые навыки и умения, т. е. те, с которыми мы сегодня познакомились :
1) Умение говорить ребёнку о своих чувствах и переживаниях на языке «я – сообщений»;
2)Активно слушать внутренний мир ребёнка;
3) Обладать навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.
Но всё-таки повседневные интересы при работе с трудными детьми накладывают «своё отпечаток», а психологические перегрузки имеют тенденцию накапливаться, чтобы снять лишнее эмоциональное напряжение и вернуть хорошее самочувствие предлагаю элементы релаксации с применением глубокого дыхания.
Дыхательное упражнение ПООКООЙ!
Сядьте поудобнее. Глаза прикройте сосредоточьтесь на своем дыхании. Каждый раз при вдохе живот надувается при выдохе сдувается, Вдыхайте медленно и спокойно каждый раз мысленно произнося слова ПООКООЙ Представьте что ваше тело наполнено покоем с каждым выдохом и вздохом., дыхание легкое, тихое, плавное.
Взаимодействие с агрессивными детьми.
направление методы предметно-развивающая среда
1. Выражение гнева в приемлемой форме • Заявлять о своих чувствах
• Выразить гнев в косвенной форме: на неопасном предмете
• Упорядочить систему требований для ребенка Резиновые игрушки, каучуковые шарики, подушки, поролоновые мячи, мишень с магнитными дротиками, стаканчик для крика.
Игры: Добрые-злые кошки, Каратист, Боксер, Упрямая подушка, Клоуны ругаются.
2. Обучение приемам саморегуляции • Релаксационные упражнения Картотека релаксационных игр: «Загораем на солнышке», «Море», «Тропический остров», «Водопад», «Волшебный сон», «Пылесос и пылинки» и т. д.
3. Отработка навыков общения • Привлекать детей к ролевым играм
• Подчеркивать значимость ребенка в выполняемом деле
• Не навешивать ярлыки: злой, забияка, драчун Настольный театр, разнообразие игровой атрибутики.
4. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты) • Научить ребенка жалеть других
• Чтение художественной литературы
• Сочинение вместе с детьми сказок, историй
• Создание «Эмоционального словаря» Дидактические игры «Эмоциональные состояния», «Азбука эмоций», «Лица бывают разные», «Хорошо или плохо».