Екатерина Шиллинг
Семинар-практикум «Применение методов экспериментальной психологии в работе воспитателя ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований через овладение методом включенного наблюдения.
Задачи:
1. Изучить особенности метода наблюдения в условиях включенности в образовательный процесс.
2. Научиться объективной фиксации результатов наблюдения.
На современном этапе педагоги детских садов вовлечены в инновационный процесс, касающейся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям.
Публикация «Семинар-практикум „Применение методов экспериментальной психологии в работе воспитателя ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Профессиональная компетентность в условиях реализации ФГТ предполагает способности и готовность педагогов к проектированию собственной профессиональной деятельности. В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость.
Воспитатель дошкольного учебного заведения должен уметь изучать индивидуальные, возрастные и личностные особенности детей, что необходимо ему для обеспечения индивидуального подхода в работе с ними. Предполагается умение воспитателя наблюдать, фиксировать, анализировать, сопоставлять психологические факты, т. е. изучать своих воспитанников, наблюдать за особенностями их развития.
Изучение детей воспитателем дошкольного учреждения отличается от научно-психологического исследования. Психологическое исследование воспитателя имеет практическую направленность: он не устанавливает общих закономерностей психического развития детей, не формулирует психологических законов, не отличает механизмов психического развития, а прослеживает их проявления в каждом конкретном случае жизнедеятельности своих воспитанников, изучает индивидуально-психологические особенности каждого ребенка, что помогает найти целесообразные формы индивидуальной работы. Для этого воспитатель должен знать общие закономерности психического развития детей - особенности их возрастных этапов. Такое знание укажет воспитателю, на что именно, на какие проявления ребенка следует в первую очередь обращать внимание, даст общую мерку, с которой он сможет подойти к каждому ребенку, позволит выдвинуть предположения о причинах, вызвавших те или иные отклонения в развитии отдельных детей, и отыскать пути воспитательного воздействия, направленного на ликвидацию таких отклонений.
Методы детской психологии —это способы выяснения фактов, характеризующих развитие ребенка.
Казалось бы, эти факты окружают нас со всех сторон. Каждая мать, каждый воспитатель следит за развитием детей и может рассказать, как происходит это развитие, привести множество примеров. Но в обыденных впечатлениях главное смешивается с второстепенным, домыслы и догадки — с действительными фактами.
В работе педагогов дошкольного образования самым доступным из всех методов экспериментальной психологии является наблюдение. Это целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие поведения и проявлений детей в различных ситуациях.
Наблюдение. В процессе наблюдения воспитатель целенаправленно прослеживает поведение детей в естественных условиях и строго фиксирует увиденное. Успешность наблюдения зависит от того, насколько четко сформулирована его цель. Если до начала наблюдения не определено точно, какие стороны поведения ребенка интересны, впечатления будут расплывчаты.
К достоинствам метода наблюдения относятся:
- наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамике;
- регистрация событий в момент их протекания;
- независимость наблюдателя от мнений испытуемых.
К слабым сторонам метода можно отнести :
- недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мотивы, состояние, мыслительная деятельность);
- ограниченность объема наблюдений для одного исследователя;
- пассивный характер исследования и элементы субъективизма у наблюдателя.
При использовании метода наблюдения необходимо как можно полнее соблюдать следующие требования:
• Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.
• Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
В процессе наблюдения, воспитатель выясняет индивидуально-психологические особенности каждого ребенка, позволяющие найти наиболее целесообразные формы индивидуального подхода к нему.
Существует включенное и невключённое наблюдение. При включенном наблюдении воспитатель входит в наблюдаемую группу в качестве равноправного члена и наравне с остальными выполняет общегрупповую деятельность, продолжая вести наблюдение и незаметно для остальных членов группы фиксировать его результаты. Достоинством включенного наблюдения является то, что исследователь на собственном опыте может познать, какие психические переживания свойственны наблюдаемым, но при этом он должен сохранять объективность.
Если воспитателя интересуют разные стороны развития ребенка, лучше выяснять их поочередно, а не одновременно. Так, первоначально можно, например, выяснить интересы ребенка, потом — особенности его взаимоотношений с другими детьми, далее — уровень развития его внимания, мышления и т. п.
Если сейчас вернуться к недостаткам описанного метода, то мы помним, что в наблюдении за детьми нам мешает субъективность восприятия происходящего. Мы не можем как видеокамера фиксировать все что мы видим и слышим, для преодоления этого предлагаю провести небольшой практикум.
Инструкция.
У нас внутри в каждый момент существует некоторый уровень равновесия. Иногда его больше, иногда меньше, иногда мы его теряем совсем, иногда ощущаем, как его много и как это комфортно для нас.
Мы можем достаточно легко, без потери этого комфорта, смотреть на то, что происходит в природе: как падает снег, как течет ручей, как качаются деревья на ветру. Но что-то меняется, когда мы смотрим на людей. Глядя на другого человека, мы почему-то не можем так же легко сохранять свое внутреннее равновесие.
Нечто начинает происходить внутри нас помимо нашей воли, просыпается какой-то важный процесс и идет своим чередом в сознании, в мышлении, в геле. Иногда мы улавливаем его отголоски, иногда нет, но целиком мы вряд ли когда-то его осознаем.
Сейчас ваша задача молча выбрать человека и наблюдать за ним так, чтобы он этого не заметил. Это не тотальная слежка, а некое сканирование его действий, его внешности, его местоположения, движений.
Но это не все. Можно сказать, это не само задание в этом упражнении, а только описание условий его выполнения. Итак, условие – наблюдение за поведением другого.
Задание же связано не с другим человеком, а именно с вами. Главное задание заключается в том, чтобы вы наблюдали за сменой своих мыслей и состояний в процессе наблюдения за другим человеком. То есть вам предстоит следить и за человеком в зале, и за самим собой одновременно. При этом человек и его перемещения и действия будут фоном, акцент важно удерживать на своих мыслях и состояниях. Фактически, нужно произвести операцию по внутреннему разделению всего объема вашею внимания на два фокуса (он и я) и сделать свой внутренний мир приоритетным объектом для наблюдения.
Как же это сделать?
Глядя на другого человека и отмечая механически его движения, перемещения, слова, попробуйте уловить тот момент в себе, когда вы начинаете терять изначальный уровень своего внутреннею равновесия. Отследите, как вы это делаете, – в теле, в мыслях, в чувствах. О чем вы начинаете думать, как вы себя чувствуете, как движется тело, куда оно хочет двинуться, что сделать?
Обсуждение в парах.
Насколько сложным действием для вас было разделить внимание на два фокуса и удерживать их оба включенными одновременно, параллельно и с равной интенсивностью? Куда больше смещалось внимание: в сторону наблюдения за поведением другого или в сторону своего внутреннего процесса? Что именно вы чувствуете и думаете, глядя на данный конкретный объект, и как меняются ваши мысли и чувства в его присутствии?
Завершение взаимодействия:
Все педагоги становятся в круг. У ведущего клубок ниток, конец нити он оставляет у себя, наматывает на палец и передает клубок одному из участников с добрыми словами пожелания. Тоже самое проделывает каждый участник. Желательно передавать клубок по диагонали. В результате у каждого участника в руках ниточка, а в центре круга образуется паутинка.
Ведущий: «Мы хорошо выполняем свою работу и всех нас вместе связывают невидимые, но крепкие ниточки» - это наш коллектив и все что с ним связано. А сейчас, распутывая ниточку обратно, мы будем делиться впечатлениями о сегодняшнем мероприятии.
Список использованной литературы.
1. Асаева И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук: 13. 00. 07 / И. Н. Асаева. – Екатеринбург, 2009.
2. Бевз Н. О. Наблюдение в первой младшей группе дошкольного учебного заведения. Методическое пособие. – Путешественник, 2010.
3. Педагогика: учеб. /Л. П. Кривошеенко (и др.) под. ред. Л. П. Кривошеенко. -М. :ТК Келби, Издательство Проспект, 2005.
4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : Астрель 2011.
Интернет ресурсы:
https://www.maam.ru/
https://www.b17.ru/