Марина Юмашева
Консультация для воспитателей «Семинар-практикум по работе с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
«Правильный выбор игрушки – залог успешного развития ребенка».
Моя деятельность по работе с родителями направлена на установление доверительных и партнерских отношений, что влияет на положительную динамику взаимодействия воспитателя с родителями нашего ДОУ.
Для меня важно знать не только особенности ребенка, но и те проблемы, которые часто возникают, когда из семьи дети поступают в детский сад. В своей деятельности выделяю основное направление – работа с родителями.
Публикация «Консультация для воспитателей „Семинар-практикум по работе с родителями“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Я использую разные формы организации работы с родителями : консультации, родительские собрания, анкетирование родителей, опросы, советы, и т. д.
Работа с родителями ведется систематически и планово, коллективно и индивидуально.
Работа с родителями очень трудна и очень интересна. Большинство родителей с доверием относятся к советам воспитателя. Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать.
Основополагающим моментом во взаимодействии воспитателя группы и родителей является изучение семьи через анкетирование, опрос родителей с целью определения их социального статуса.
Выявить запросы родителей, их проблемы и затруднения в вопросах воспитания и обучения детей помогают не только личная беседа, анкетирование, но и самостоятельный выбор ими тем для обсуждения из примерного перечня вопросов по каждому разделу программы, предложенных воспитателем. С учётом их пожеланий и предложений я осуществляю планирование работы с семьёй.
Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. С этой целью использую разнообразные формы работы с ними.
Наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями стало родительское собрание, где были раскрыты возрастные особенности развития детей, способы развития у них коммуникативных качеств.
Анкетирование родителей позволяет получить информацию о тех проблемах, с которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего ребёнка.
Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал: ширмы, стенды, папки – передвижки, а так же через индивидуальные беседы, круглые столы и т. д. Использование разнообразных форм работы с семьёй позволяет пробудить чувство расположения и доверия родителей.
Важным звеном в системе совместной работы сада и семьи является приобщение родителей к непосредственному участию в работе детского сада; организации праздников и развлечений: «День матери», «8 Марта», «Папа, мама, я – спортивная семья».
В свою очередь, я подробнее хотела бы остановиться на совместной деятельности родителей и воспитателя, конкретно в моей группе.
Я в своей работе поставила цель : организовать родителей к изготовлению развивающих игрушек своими руками. Чтобы реализовать свою работу придерживалась таких задач:
1. Ознакомить родителей с развивающими игрушками
2. Создать благоприятный микроклимат в группе
3. Создание развивающих игрушек.
Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошим помощником в развитии мелкой моторики и сенсорики - являются различные развивающие игрушки. Поэтому мы начали в нашей группе активную тренировку пальцев ребенка, используя дидактические, развивающие игры, сделанные руками наших родителей.
Для этого я провела предварительную работу с родителями. Это консультации, беседы, провела родительское собрание, где рассказала о необходимости таких игрушек. Часть мы с родителями делали вместе, а некоторые вещи родители доделывали дома или в саду.
Важно то, что эти игры изготовлены на глазах у детей. Это особенно их привлекает, и они с удовольствием играют в них.
В изготовлении игр мы использовали не только приобретённый в магазине материал, но и бросовый – это пробки от бутылок, различные баночки, прищепки, пластинки, … Обращалась к родителям и они мне не отказали в помощи изготовления игр.
Вашему вниманию предоставлены игры, которые мы изготавливали совместно с родителями и детьми. Кратко расскажу о некоторых из них. Вы сможете ближе ознакомиться в конце семинара.
Мешочки для развития мелкой моторики.
Сшили 15 маленьких мешочков и наполнили их горохом, фасолью, рисом. С мешочками можно изучать понятия «легче - тяжелее», «больше - меньше», «тише - громче». Завели специальный мешочек – «домик для мешочков», чтобы все они уходили туда «спать». Так они не растеряются.
Игры с прищепками
Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками - развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. По-моему мнению, применение обычных бытовых прищепок многофункционально и позволяет решать несколько развивающих задач в разных образовательных областях, то есть соблюдается принцип интеграции образовательных областей.
Игры с прищепками способствуют не только развитию тонкой моторики, но и сенсорному развитию, пространственному ориентированию, развитию речи, воображения, анализа и синтеза. Их можно использовать при сравнении и классификации по цвету, размеру, материалу.
Можно предложить разместить правильно животных «Кто и чем питается». «Божьи коровки»
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий «один – много», «вверх – вниз», закрепление умения застёгивать кнопки.
Сухой бассейн
Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
Развивающая игра своими руками (на сенсорику, моторику)
из бросового материала
С этой поделкой можно
играть разноцветными крышечками (откручивать и закручивать)
подбирать по цвету
носить его за ручку
Дидактические игры с пуговицами
Отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие, тактильное восприятие, внимание, мышление, способствуют эмоциональному и творческому формированию.
«Яблоки и груши»
Цель: упражнять детей в назывании цвета (красное и желтое, учить пристегивать и отстегивать яблоки и груши, где ребенок закрепляет понятия «один», «много». «Груши у ежика»
Цель: упражнять детей в закреплении понятий «большая – маленькая» груша, учить пристегивать и отстегивать груши, где ребенок закрепляет понятия «один», «много».
Игры и занятия с пуговицами проводятся под наблюдением взрослого. Строго нужно соблюдать правила техники безопасности: следить за тем, чтобы дети не брали пуговицы в рот.
«Весёлые крышечки»
Для игр на развитие мелкой моторики мы изготовили несколько пособий. Нужно подобрать крышки соответствующего цвета и размера.
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев рук, развитие кончиков пальцев рук, соотнесение цвета, развитие внимания. Способствуют не только сенсорному развитию ребенка, но и направлены на изучение цветов.
Уже начиная с младшей группы, мы знакомимся с правилами дорожного движения.
Развивающий коврик своими руками
Развивающий коврик для детей – это комплексная развивающая игрушка, состоящая из различных игровых элементов.
Главное его предназначение – развитие мелкой моторики, сенсорики, координации и тактильных ощущений.
Некоторые варианты игр с ковриком:
Рассматривание и наблюдение. На первых порах даже этого достаточно, чтобы получить новую информацию и знания.
Знакомство с ковриком. Показываем, что шуршит, что звенит, что открывается, отстегивается, расшнуровывается. При этом можно рассказывать веселые стишки, потешки по теме, петь песенки. Постепенно они сами освоят все манипуляции.
Секретики и сюрпризы. Чтобы мотивировать ребенка поскорее научиться справляться с разнообразными застежками – можно под ними кого-то или что-то спрятать.
Сбор урожая. Элементы на липучках можно собирать и складывать. Например, цветочки в букет, овощи в корзинку, рыбки в домик.
Изучение цветов, форм и размеров, понятия «больше - меньше». Если слон не может зайти в дом, значит, он больше, чем дверь.
Учимся считать – сколько круглых предметов, сколько бабочек, сколько синих элементов и т. д.
Изучаем овощи, фрукты, животных, птиц, буквы, цифры, времена года, время и т. д. Играем в ролевые игры.
Сочиняем сказки, и играем в них вместе с детьми.
«Шнуровка»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; сенсорные эталоны; память, внимание, мышление, обогащать активный словарь.
Сенсорные бусы
Чуть - чуть фантазии и получаются замечательные игры для развития детей. Эти развивающие игры могут быть включены в игровую, сюжетную деятельность, использоваться в организованной образовательной деятельности.
С большим увлечением дети занимаются играми с сыпучими материалами, сортировка, пересыпание. Интересный прием - это рисование по крупе.
Дидактическая игра «Волшебная коробочка»
Угадай, что там спрятано.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию сенсорики и мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей - всё это помогает мне добиваться поставленных целей.
В итоге проделанной работы пришла к выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию сенсорики и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Для родителей имеется необходимая информация в виде консультаций :
1 «Как мелкая моторика помогает развивать речь у младших дошкольников», 2 «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через развивающие игры»,
3 «Дидактические игры на развитие сенсорики и мелкой моторики рук»,
4 «Рекомендации по развитию мелкой моторики».
В результате проделанной работы, мы видим положительный опыт по взаимоотношению с родителями, которые из наблюдателей, постепенно переходят в активных участников нашей совместной педагогической деятельности.
Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. И не маловажно, что совместная работа с родителями, положительно влияет на климат группы и всестороннего развития детей.