МААМ-картинки

Семинар-практикум «Удивительное оригами в работе с детьми»

Лена Новикова
Семинар-практикум «Удивительное оригами в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Повышение педагогической компетентности студентов в вопросах использования искусства «оригами» в воспитании и развитии детей.

Задачи:

1. Выявить представления студентов об искусстве оригами и о его использовании в работе с детьми.

2. Познакомить студентов с историей оригами и её особенностями изготовления.

Публикация «Семинар-практикум „Удивительное оригами в работе с детьми“» размещена в разделах

3. Познакомить с понятиями «Оригами», «Театр оригами», «пальчиковый театр», «театр масок», «театр игрушек», «модуль», «базовая форма» и др.

4. Показать студентам принцип работы со схемами, процесс изготовления игрушек в стиле оригами.

5. Обыгрывание готовых поделок в театральной деятельности.

6. Обеспечить развитие интереса студентов к одному из видов конструирования в работе с детьми – «Оригами».

Оборудование:

Готовые образцы поделок оригами, распечатанные схемы, фломастеры, ножницы, клей, кисточки, цветная бумага, белая бумага – ксероксная, макет «Теремка» для инсценирования сказки.

Подготовка к собранию:

1. Изучить специальную литературу по использованию искусства оригами в работе с детьми.

2. Подготовить образцы, схемы, макет, материал для работы.

План собрания

1. Повестка дня

2. Доклад на тему: «Удивительное оригами в работе с детьми»

3. Знакомство с особенностями оригами, со схемами.

4. Изготовление студентами поделок в стиле оригами по сказке «Теремок».

5. Инсценирование студентами сказки «Теремок»

6. Фотосессия.

Доклад на тему:

«Удивительное оригами в работе с детьми»

(ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА)

С оригами каждый знаком с детства, хотя многие даже не догадываются об этом. Кто из вас не делал тюльпанов из цветной бумаги для мамы на восьмое марта, не складывал из тетрадного листа прыгающих лягушек или кораблики? А бумажные самолетики? Их было изготовлено столько, что и не сосчитать. Не расставались вы с оригами и став взрослыми. Для защиты от солнца себе и детям делали пилотку, а. не имея посуды, наливали воду в самодельный бумажный стаканчик. Всё это самое настоящее оригами.

Искусство это настолько широко распространено, что трудно найти человека, который хоть однажды не слышал бы слово «оригами». В чём секрет такой популярности? Возможно, он кроется в уникальности оригами, непохожести его на другие искусства. А может быть, всё дело в простоте и доступности. Ведь для занятий оригами не нужно никаких специальных приспособлений и дорогостоящих материалов — только лист бумаги и руки. А в результате, в зависимости от того, что подскажет воображение, в этих самых руках может появиться любая вещь: игрушка, бумажная икебана, архитектурная постройка и т. д.

К тому же сложить что-то из целого листа бумаги может как ребёнок, так и взрослый. Причем большинство из нас делает это абсолютно непроизвольно: скучая на лекциях в институте, перебирая красивые кусочки бумаги, загорая на берегу, находясь на лечении, направляясь на отдых в поезде. Бумажные фигурки можно создавать в любой ситуации, везде и всюду. А значит, каждый человек мо-жет найти в древней технологии оригами что-то свое, близкое и интересное.

Из истории оригами :

В переводе с японского оригами означает «сложенная бумага». «Ори» — сложенный, «кама» — бумага. Само оригами в Японии называют искусством целого листа. Именно целого, так как неразрывность его является обязательным условием. Нельзя ни прибавлять, ни вычитать материал. Это как закон, который запрещается нарушать. Благодаря ему оригами вот уже несколько столетий остаётся самым оригинальным искусством, не похожим ни на одно другое. Когда возникло оригами, сказать сложно. Есть лишь версия, что появилось оно одно-временно с возникновением бумаги, в самом начале периода (794-1185 г.). И хотя способ изготовления бумаги открыли китайцы, мысль использовать бумагу для создания декоративных вещиц первой пришла в голову их соседям японцам. Наладив собственное массовое производство бумаги и преуспев в этом, жители страны восходящего солнца стали использовать изысканный и ценный материал в религиозных церемониях. В монастырях из неё начали складывать необычные на первый взгляд фигурки. А так как рвать бумагу было грешно, лист всегда использовали целиком, не делая никаких надрезов. Япония, создавшая оригамную «азбуку», официально стала родиной оригами. Но нельзя сказать, что искусство оригами развивалось только в Японии. Многие страны могут похвастаться своими собственными традициями складывания фигурок из цель-ного листа бумаги. Испанские мастера открыли собственный способ изготовления птичек «пахарит», серьёзно отличающийся от японского. А вскоре, образовалась целая «испанская школа», в которой были разработаны не существовавшие досе-ле фигурки. Под влиянием Испании, в которой эта техника стала очень популярной, оригами проникло в Южную Америку. Во второй половине XIX в. оригами пришло в Америку, Африку, Италию, Корею, Данию и другие страны. Но так как во многих европейских странах бумага ещё долгое время оставалась редким материалом, в большинстве случаев её заменяли тканью. Из тканевого полотна складывали всевозможные головные уборы (чепцы) для монашек, горничных и сестёр милосердия; из него изготавливали воротники, манжеты и другие украшения для костюма.

Не обошло стороной оригами и Россию. Не обошло стороной оригами и Россию. Если верить историкам, то первым об оригами узнал юный наследник престола Николая II. Знакомство это осуществил Чарльз Сидней Гиббс, филолог из Кембриджа. В начале XX в. царская семья пригласила его в Петербург, поручив вести уроки английского для принцесс. Спустя несколько лет к числу учеников Гиббса присоединили и болезненного малообщительного царевича. Недоверчивый ребёнок вёл себя капризно, мешал занятиям. Чтобы хоть как-то подружиться с ним, учитель решил показать мальчику фокус. Взяв простой лист бумаги, он принялся на его глазах складывать из него фигурку птицы, потом животного, потом цветок. Занятие захватило царских отпрысков, что и в дальнейшем Гиббсу пришлось каждый свой урок сопровождать обучением изготовлению новой фигурки.

Во Францию завезли странствующие фокусники циркачи. Они удивляли зрителей прямо на глазах у них конструировали из целого листа прыгающих лягушек, птиц с двигающимися крыльями. По началу бумажные фигурки использовали только в свадебных церемониях, украшали ими дома и праздничные шествия. Затем оригами увлеклись самураи. Они учились сворачивать тайные послания так, что лишь посвященный в тайну оригами мог развернуть его и прочесть, не испортив. Такие записки и письмена складывали в форме бабочек, цветов или абстрактных геометрических фигур. Нередко использовалась и фигурка журавля (цуру, издревле считающегося в Японии символом долголетия и счастья, а в последнее время эта фигурка стала ещё и символом избавления от атомной угрозы и лучевой болезни.

В августе 1945 года была сброшена атомная бомба на японский город Хиросиму. Погибло 80 тысяч человек. Смертельно больная японская девочка, мечтая выжить, успела сделать из бумаги только 644 журавлика. Остальных журавликов доделали дети всего мира. Они и сегодня украшают памятник погибшим детям Японии, являясь протестом войне и укором взрослым. Движение «1000 журавликов» возродило интерес к оригами по всему миру. Япония объявила оригами своим национальным искусством.

Некоторые направления в искусстве оригами :

1. Традиционное (классическое – опора на квадрат)

2. Художественное (модульное – соединение нескольких модулей в большую конструкцию)

3. Киригами (складывание с надрезанием ножницами)

4. Феноминальное (двигающееся)

Использование оригами в работе с детьми

Вопрос студентам: Где же можно использовать поделки оригами, в работе с детьми?.

-Оригами используется на занятиях в процессе непосредственной образовательной деятельности, как один из видов конструирования из бумаги.

- В виде кружковой работе, как дополнительное образование.

-в сюжетных, дидактических играх.

-В театральной деятельности.

Сегодня мы познакомимся с разными видами театра и сами попробуем смастерить некоторых героев сказки «Теремок» и даже проинсценировать её.

Первое, с чем мы познакомимся – это с бумагой, которая пригодна для оригами. Самыми распространёнными видами бумаги, которые чаще всего используются любителями и новичками оригамистами, являются: писчая, газетная, картон, обойная, обёрточная, типографская, калька, чертёжная, шагреневая, бархатная и некоторые другие виды.

Писчая бумага.

Эта бумага довольно качественная, легка в обращении. Без труда складывается, неплохо держит форму. В качестве материала для конструирования используется наиболее часто.

Практически вся писчая бумага не содержит в своей основе дерева. В состав волокон входит до 90% целлюлозы. Изготавливается писчая бумага из разных источников сырья и в связи с этим содержит различные минеральные наполнители. Каждая разновидность писчей бумаги отличается и видами отделки: грунтования, каландрирования (специальной обработки для придания бумаге гладкости, лоска и глянца, глазурования и нанесения водяных знаков.

Самая распространённая бумага этой группы — бумага для печати. Она имеет покрытие минеральными веществами на одной или обеих сторонах. Для покрытия используются глиноподобные вещества — каолин, карбонат кальция. В последнем случае бумага носит название мелованная, или «меловка». Наибольшей популярностью пользуется меловка с глянцевой и матовой поверхностью. Покрытие такой бумаги может быть выполнено разнообразными методами: машинными и без машинными. Высокосортные сорта писчей бумаги подвергаются супер каландрированию.

Второе, - это условные обозначения, базовые формы, схемы.

-Давайте рассмотрим первый проспект с условными обозначениями. Так как изготовление любой поделки сопровождает схемами, то надо научиться их читать.

(предлагаю посмотреть на условные знаки и их значение).

-Далее давайте рассмотрим проспект с изображением базовых форм и модулей.

Базовые формы являются основой для большинства оригамных изделий. Базовая форма – это исходная форма, используемая в дальнейшей заготовке. Она может быть квадратной, прямоугольной, треугольной, иногда даже круглой. При этом все базовые формы берут своё начало (складываются) из квадрата. Из него можно сделать книжку, то есть прямоугольник, а также треугольник. Уже из книжки легко получается дом, катамаран и другие ба-зовые формы. Из треугольника — базовые формы в виде воздушного змея или рыбы и т. д.

Модули – это повторяющиеся элементы, из которых собирается вся поделка или конструкция, например, маска. Модули соединяются между собой без клея, для подвижности деталей.

И, последнее – это схема. На ней в определённой последовательности нарисованы этапы создания игрушки.

Третье – это изготовление самой поделки. К чему мы сейчас и приступим. Складывание игрушки производить на столе, так как пальцами нужно сильно нажимать на линию сгиба, чётко следить за соединением уголков и линий.

Гимнастика для пальчиков:

Для начала разомнем с вами наши пальчики:

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Работа студентов за столами, оказание им помощи, подсказка, напоминание, указание.

1. Пробное складывание белого квадрата по показу и указанию педагога.

С начала нам необходимо получить квадратный лист из прямоугольника. Возьмите правый верхний угол прямоугольника и опустите на нижнюю сторону так, чтобы левый нижний угол прямоугольника сложился пополам. Прогладьте линию сгиба пальцем или ногтем. Отрежьте ножницами лишний прямоугольник.

Теперь из квадрата мы по схеме сделаем несколько манипуляций:

1. Базовая форма «книжечка»

2. «треугольник»

3. «воздушный змей»

4. «блинчик».

2. Молодцы, все справились с заданием, а теперь выбирайте себе схему любого героя сказки «Теремок» и попробуйте сложить фигурку. Затем её можно украсить фломастером, нарисовав мордочку, одежду или другие элементы.

3. Инсценирование сказки, оформление работ в общий коллаж.

На доске висят макеты с изображением полянки и Теремка. Студенты, под текст автора сказки, инсценируют и озвучивают своих героев.

Публикации по теме:

Отчет о проведенном семинаре. Семинар — практикум на тему: «Твори, познай, выдумывай»Отчет о проведенном семинаре. Семинар — практикум на тему: «Твори, познай, выдумывай» В феврале месяце наш детский сад распахнул двери для воспитателей района, тема семинара: «Твори, познай, выдумывай». Мы совместно с музыкальным.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста» Семинар-практикум. Тема : «ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: Повышать профессиональную компетенцию педагогов в вопросах.

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми»Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми» Здравствуйте, дорогие мои МААМОВЦЫ!Вот и конец учебного года! Для многих педагогов настало время подводить итоги. Вот и у нас в детском.

Семинар-практикум для родителей на тему «Пальчиковые игры» (первая младшая группа) Основная цель состоит в том, чтобы совместно с родителями развить речь детей дошкольного возраста (2-7 лет) используя в качестве средства.

Семинар — практикум для заместителей заведующего по воспитательной и методической работе .

Семинар-практикум «Использование физкультминуток в работе с дошкольниками» 1слайдДобрый день, уважаемые коллеги! Сегодня семинар-практикум будет посвящен «Использованию физкультминуток в работе с дошкольниками».

Семинар — практикум на тему: «Беседа — эффективный метод воспитания безопасности жизнедеятельности дошкольников» Безопасность – это «. состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Семинар-практикум на тему: «Вместе растим детей здоровыми» Цель:Познакомить детей с методами и приёмами закаливания детского организма. Программные задачи:1. Познакомить родителей со способами закаливания;.

Семинар-практикум «Участие младшего воспитателя в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» «Рука - это вышедший наружу мозг человека» (И. Кант). Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на.

Семинар-практикум по сенсорному развитию «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с нарушением речи»Семинар-практикум по сенсорному развитию «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с нарушением речи» Дошкольный возраст - период активного роста и развития ребенка, стремящегося все потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Удивительное оригами в работе с детьми»
Опубликовано: 16 января 2016 в 10:23
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Удивительное оригами в работе с детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Лена Новикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД