Елена Дашкова
Семинар — практикум Личностно-ориентированный подход в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личных взаимоотношений с детьми.
Задачи:
1. Способствовать выделению сильных и слабых сторон значимых в профессиональной деятельности качеств личности членов группы.
2. Начать активное овладение личностно – ориентированной позицией по отношению к воспитанникам.
3. Развитие профессиональной рефлексии педагогов.
Ход семинара
1. Приветствие
Публикация «Семинар — практикум Личностно-ориентированный подход в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
- Постройтесь в две колонны друг за другом. Первый ведущий колоны поворачивается ко мне, а остальные отворачиваются от меня. Правила такие под музыкальное сопровождение ведущий поворачивается вокруг себя обхватывает за талию сзади стоящего, еще раз поворачиваются вдвоем уже обхватывает третьего и. т. д
- Затем объединяемся в одно звено (круг). Стоим в кругу не опускаем руки.
- Уважаемые коллеги, обратите внимание какие красивое получилось у нас звено. Вот так мы сегодня дружно, сплоченно будем работать на нашем
«Педагогическом ринге». Слушать друг друга, взаимодействовать сдруг другом. И тогда у вас все получится.
- Под музыку садятся на свои места.
Ведущий:
Рядом с ведущим стоит столик, на котором разложены различные предметы: мяч, ручной эспандер, кубок, кокошник для подвижной игры, лента, медаль и др.
Ведущий предлагает всем присутствующим выбрать по одному предмету из тех, что разложены на столе, и занять место за любым из трех столов – получается три команды.
2. Представление команд «Визитная карточка»
После того, как участники игры, выбрав предметы, рассядутся за столы, слово берет ведущий. Он обращает внимание гостей на то, что они все расположились за тремя столами, образовав тем самым три команды.
- А раз есть команды, значит, у нее должно быть название и капитан. Предлагаю вам, выбрать капитана, придумать название команды и представиться команде соперников.
Участники команд выбирают капитанов, придумывают приветствие и название. Идет представление команд.
2. Теоретические особенности
Слайд 2
Согласно ФГОС ДО, образовательный процесс в ДОУ должен строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, создавать условия для развития личности ребенка.
Слайд 3
Личностно-ориентированное воспитание – это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью, ставится в центр воспитательного процесса, основанного на принципах гуманистической педагогики: самоценность личности, уважение к ней, природосообразность воспитания, добро и ласка, учет особенностей индивидуального развития, отношение к ребенку как полноправному, ответственному участнику воспитательного процесса, который осознает свое собственное достоинство, уважает достоинство и свободу других.
Слайд 4
Личностно-ориентированная модель образования основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития.
Три «П»:
«Понять»
«Признать»
«Принять»
Слайд 5- 6
Личностный подход основывается на том, что каждая личность универсальна и главной задачей воспитательной работы становится формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала.
Поэтому главное внимание направляется на развитие с раннего детства таких свойств личности: как, внутренней независимости, самостоятельности, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции.
Слайд7
Формирование личности осуществляется каждый день будничной жизни, поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность стала разнообразной, содержательной. Радостным должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познание мира с трудностями, успехами и неудачами.
Ни с чем не сравнимую радость доставляет обучение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания, приобщение к труду, общественно - полезной деятельности. Каждый ребенок должен быть в чем -то не хуже других, а может быть и превосходить в чем-то: кто-то хорошо читает стихи, кто- то танцует, исполняет роли, кто- то одарен в математике и т. д. Надо только помочь ребенку раскрыться.
Известно, что обучение и воспитание взаимосвязаны и личностно - ориентированное воспитание способствует успешному обучению.
Хочется выделить отличия личностно-ориентрованного подхода от традиционного в педагогической деятельности.
СЛАЙД 8 -9
Существует несколько компонентов занятий.
*Целевой - Традиционно, цель занятия направлена на усвоение знаний. При Л-О подходе целевая установка направлена на развитие индивидуальности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
*Содержательный - Традиционно, субъектом определения темы и содержания занятия является педагог. При Л-О подходе, в определении темы и содержания вместе с педагогом субъективными полномочиями обладает большинство детей группы. Определяется тема, и что хотели бы знать дети, что им интересно.
*Организационно-деятельностный - Традиционно, организатором занятия является педагог. При Л-О подходе педагог заботится о создании ситуации выбора и успеха. Акцент делается на активное и заинтересованное участие каждого ребенка. Индивидуальная и творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности детей. Преобладают диалогические формы обучения. Педагог вводит детей в нестандартную, проблемную ситуацию, а дети предлагают выход из нее. И он у каждого ребенка свой.
*Оценочно-аналитический - Традиционно, при анализе занятия внимание обращается на объем, новизну, духовную ценность передаваемой детям информации и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения детьми.
При Л-О подходе, в качестве критериев оценки выступает проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей детей, комфортность и активность их участия в ходе занятия.
СЛАЙД 11
Комплексно-тематический подход
- дети приобретают умение действовать в соответствии с задачей;
- работа на основе задач мотивирует к выполнению работы;
- принятая задача стимулирует работать целенаправленно;
- каждый ребенок знает, чего от него ожидают;
- дети учатся формулировать собственные задания;
- стимулируется принятие ответственности за себя, за свою маленькую команду;
-приобретается умение планировать собственную учебную деятельность.
Слайд 12
Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующими признаками:
- Цель - вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание;
- Лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми -"Делай, как я!".
- Способы общения - наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.
- Тактика - диктат и опека.
- Задача педагога - реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций.
Практическая часть
Ведущий.
1. Задание командам
-Уважаемые коллеги, следующее задание – «Перевертыши». Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае вы должны научиться их понимать.
Вам нужно отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.
Задание командам по очереди
Василий Иванович остается на работе – «Иван Васильевич меняет профессию».
Грустные взрослые – «Веселые ребята».
Громче стоишь – ближе не будешь – «Тише едешь – дальше будешь».
Крик баранов – «Молчание ягнят».
Мужик на телеге – мерину тяжелее – «Баба с возу – кобыле легче».
2. Задание командам
1 команда
Вам необходимо нарисовать «как пахнет радуга».
2 команда
«О чем мечтают звезды».
- Расскажите о своем рисунке, было ли трудно выполнить такое задание. В чем заключалась трудность?
3 задание
«Музыка»
- Я предлагаю вам превратиться в музыкантов. У двух человек из команды в руках по музыкальному инструменту, остальные напевают мелодию (без слов). Задача противоположной команды отгадать ее и задать другой.
4 задание
«Игра»
Игра - это жизнь ребенка, его существование, источник развития его моральных качеств.
- В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.
- В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.
К началу предложения нужно придумать рифму:
1. команда
- «Чтобы детям сладко спать…
Нужно музыку включать».
-«Лук, чеснок – вот это чудо… .
Ох, боится их простуда».
-«Чтобы кашлем не страдать…
Надо правильно дышать».
-«Раз фасоль и два фасоль…
Массажируем ладонь».
2. команда
- «Чтобы смелым быть и в школе
У доски ответ держать…
- Нужно в садике почаще на вопросы отвечать»
«Яркий цвет и яркий свет…
- Повышает иммунитет».
«Трав душистый аромат…
-Сон улучшит во сто крат».
«Днем поспали и проснулись,
Потянулись, улыбнулись…
Ручки, ножки мы подняли,
Здоровей намного стали»
5 задание
«Физическое развитие»
Наш следующий конкурс называется «Утренняя гимнастика». Каждой команде предстоит создать такой комплекс упражнений, где все движения были бы похожи на движения рыбы, медведя или орла.
Команды вытягивают листочки с указанием конкретного живого существа («рыба», «медведь», «орел», придумывают комплекс упражнений и под руководством капитана его демонстрируют.
6 задание
Конкурс пантомимы «Жертвы спорта»
Ведущий продолжает, обращаясь к командам:
- Интерес детей к занятиям физической культурой можно также формировать и с помощью разыгрывания небольших этюдов спортивной тематики. Такие пантомимы подарят детям массу радостных эмоций и познавательной информации. Например, информацию об обратной стороне спорта, как в нашем следующем задании.
Этот конкурс называется «Жертвы спорта». Командам нужно будет создать скульптурные композиции со следующими названиями:
- «Штангист, который не успел отпрыгнуть от штанги»,
- «Горнолыжница, не успевшая убежать от снежной лавины»,
- «Гимнаст, неудачно упавший мимо батута»,
- «Футболист, мяч которого не попал в ворота» и т. д.
Команды вытягивают листочки с указанием названия скульптурной композиции и всей командой ее создают.
7 задание
«Окружающий мир»
Задание 1 команде:
Перечислите формы организации работы с детьми поэкологическому воспитанию.
Это:
— образовательная деятельность;
— экскурсии;
— повседневная жизнь (прогул ки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы);
— экологические праздники и развлечения;
— элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).
Задание 2 команде
Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников. (Игра; элементарные опыты; моделирование)
8 задание
«Развитие речи»
Ну и конечно вспомним русские народные сказки:
1 команда
- Именем какой рыбы можно творить заклинания? (Щуки.)
- Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (Печку.)
- Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк.)
- Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три.)
- Кто сломал теремок? (Медведь.) - Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Ба6ЫI-Яги? («Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».)
- На чем летает Баба-Яга? (В ступе и на метле.)
2 команда
- Какие птицы помогали Бабе-Яге? (гуси-лебеди.)
- Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? («Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как
лист перед травой».)
- Какие реки в сказках текут? (Молочные.)
- Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост.)
- Без кого репку бы не вытянули? (Без мышки.)
- Что может случиться, если на прогулке сестрицу не послушать?
(Можно стать козленочком.)
8. Упражнение «Дружественная ладошка».
Участникам раздаются листки бумаги.
Ведущий: Перед вами лежат контуры ладошек, напишите пож. на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь креативное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам.
Завершающая игра направлена на то, чтобы осмыслить полученный в ходе нашей встречи опыт, подвести итоги.
Итог семинара.
Я предлагаю вам упражнение «Рифмовка».
Вам необходимо завершить в рифму несколько фраз, касающихся прошедшей встречи.
• Мы встречались, мы играли, креативность развивали…
• На игру мы приходили, где нас с вами научили…
• Креативность – что за птица?
• Нам запомнилось так ярко…
• Завершилась наша встреча…
Заключительные слова ведущего - Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю найти множество нестандартных ответов на единственно возможный ответ. И научить этому своих воспитанников.
В заключении мне хочется подарить вам небольшие буклеты, которые помогут вам в вашей работе.
Заключительное слово:
Раскрыть ребенка, как цветок,
Развить способности, талант, умения.
И проявить при этом все свое терпение.
Для творчества открыть ему пути,
Чтоб с ним по жизни было радостно идти,
Чтоб сказка снова вдруг пришла,
И детскую была душа!