Серебренникова Ольга Николаевна
Семинар-практикум «Нейрогимнастика как форма проведения физминуток в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить педагогов с приёмами нейрогимнастики, рассказать о важности двигательной активности в дошкольном возрасте.
Задачи:
- объяснить значение использования нейрогимнастики в работе над развитием речи детей;
- вызвать интерес к проведению нейрогимнастики, и оптимизировать интеллектуальные процессы;
- научить приёмам совместной деятельности, вовлекая в работу педагогов.
(Педагоги встают в круг на массажные коврики)
Раз, два, три, четыре, пять
Будем весело шагать,
Ножки с коврика спустили
И присели три, четыре.
Снова встали мы на коврик
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Семинар, практикум
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
Потянулись высоко.
Ножки с коврика спустили
И присели три, четыре
Дружно все на коврик встали
И ногами пошагали.
Слезли с коврика опять
И за носик себя хвать.
Левой ручкой держим носик
Правой гладим мы животик
Дальше весело шагнём
И на месте мы замрём
Глубоко теперь вздохнули
И друг другу подмигнули
Помахали ручками
И обнялись кучками.
(педагоги присаживаются на стулья)
( Звучит песня: «В каждом маленьком ребёнке»)
Уважаемые коллеги, добрый день! Я не случайно начала своё выступление с этой задорной детской песенки. Так как в ней поётся о том, что ребёнок должен бегать, прыгать, дрыгать ногами в общем двигаться. Это очень важно, особенно для детей дошкольного возраста.
Наблюдая и диагностируя дошкольников, всё больше и больше появляется детей с речевыми нарушениями, с задержкой речевого развития, с задержкой психического развития, гиперактивных и невнимательных.
Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие детей. Но еще одна немаловажная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни детей.
Давайте вспомним с вами, как мы проводили время в наше детство. Я думаю, что многие из нас в детстве бегали босиком, прыгали на скакалке, крутили обруч, играли с мячом и т. д. Ведь бегая и прыгая, а также играя по правилам, у нас развивалась координация движений, ориентировка в пространстве, общая моторика, ловкость, гибкость, контроль над собой, переключаемость движений.
Таким образом, недостаточность физической активности ведёт наших детей к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.
За что отвечает правое полушарие:
- обработка невербальной информации, эмоциональность;
- музыкальные и художественные способности;
- ориентация в пространстве;
- обработка большого количества информации, интуиция;
- воображение;
- отвечает за левую половину тела.
За что отвечает левое полушарие:
- логика, память;
- абстрактное, аналитическое мышление;
- обработка вербальной информации;
- анализ информации, делает вывод;
- отвечает за правую половину тела.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Сегодня я хотела бы поговорить именно об этом, об упражнениях нейрогимнастики, направленных на развитие межполушарного взаимодействия. Педагоги и специалисты не ограничиваются только занятиями в детском саду, они применяют различные пальчиковые игры, артикуляционные гимнастики, физминутки и т. д.
И сегодня я хочу вас познакомить с нейрогимнастикой, что такое нейрогимнастика?
Гимнастика мозга, или нейрогимнастика, — это комплекс простых движений, которые активизируют самые разнообразные умственные процессы. Известно, что правое полушарие мозга координирует работу левой половины тела, и наоборот; а передаёт сигналы из одного полушария в другое.
Как тренировки влияют на мозг.
Ни у кого не вызывает сомнения, что регулярное выполнение утренней гимнастики очень полезно и со временем укрепляет тело. Это же можно сказать и прокомплекс упражнений для мозга – они постепенно заставляют обе «половинки» функционировать в тесной взаимосвязи, что помогает лучше воспринимать информацию. Каждое полушарие регулирует выполнение определённых действий и операций, при этом распределение активности постоянно чередуется. Но максимальная продуктивность достигается только тогда, когда они оба работают слаженно. И именно этой цели и позволяет добиться гимнастика для мозга.
Нейрогимнастика :
• развивает речь и мышление;
• улучшает кровообращение;
• улучшает память и внимание;
• повышает скорость обработки информации;
• развивает общую и мелкую моторику и т. д.
Педагоги могут использовать нейрогимнастики как физминутки в режимных моментах.
Нейрогимнастику можно выполнять на массажных ковриках вместо утренней гимнастики.
Комплекс гимнастики для развития памяти и мышления включает в себя несколько видов нейроупражнений; в зависимости от проблем, которые необходимо решить в процессе занятий, и возраста ребё нка могут добавляться разнообразные упражнения:
• дыхательные — снижают гиперактивность, помогают лучше управлять эмоциями;
• двигательные — помогают наладить синхронную работу обоих полушарий мозга, улучшают координацию, ориентацию в пространстве, навыки письма и чтения;
• для развития мелкой моторики — способствуют развитию интеллекта;
• артикуляционные — для детей с задержкой речевого развития;
• массаж и релаксация — для расслабления мышц и нервной системы, снятия гипертонуса.
Элементы нейрогимнастики могут присутствовать даже в занятиях с самыми маленькими: в 2–3 года у детей активно развивается речь, поэтому игры и упражнения для крупной и мелкой моторики и правильной артикуляции важны уже в этом возрасте.
(примеры выполняем вместе с педагогами)
Например: игра «Ладушки»
С этой игрой знакомы все родители: начиная с классического варианта (хлопок — хлопок двумя руками с партнёром — хлопок — хлопок правой рукой с правой рукой партнёра и наоборот, можно наращивать сложность и добавлять новые комбинации (например, перекрёстные хлопки обеими руками с партнёром).
Таким образом, использование нейрогимнастики в развитии ребёнка в условиях ДОУ, стимулирует развитие познавательных процессов память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, у ребёнка снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю, улучшает качество двигательных умений и навыков.