Галия Нурулловна
Семинар-практикум «Криотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня я расскажу вам о криотерапии, одном из направлений, которое я использую в своей работе.
Слайд. «Особой целительной силой обладают холодовые закаливающие процедуры, а те, кто держит тело в тепле, приобретают изнеженность мышц, слабость нервов, обмороки и кровотечения». Гиппократ
Слайд. Криотерапия – это одна из современных нетрадиционных технологий, включающая в себя игры со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц мелкой моторики, при которой эффект дает контраст температур.
Слайд. Криотерапия - это воздействие на кисти рук холода и тепла
Публикация «Семинар-практикум „Криотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Криотерапия для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла –
расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает.
Эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные
окончания пальцев. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла –
расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает.
Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, в кору
головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше
развивается двигательная зона. Все это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведет к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс развития речи.
Слайд. Использование данного метода способствует:
• развитию тактильной чувствительности,
• активизации иннервации мышц тонкой моторики,
• развитию моторных центров коры головного мозга.
Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение
у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно
побеседовать с родителями ребенка, рассказать им, о сущности процедуры,
правилах ее проведения, ожидаемом эффекте.
Слайд. Криотерапия проводится в три этапа.
1 этап
Слайд. Лед высыпают в большую миску. Дети стоят вокруг стола и перебирают
руками лед (начинают с 10-15 секунд). Затем разогревают руки на горячей
грелке (тазу с тёплой водой или пластиковые бутылки с горячей водой). Снова
опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают
руки полотенцем.
Слайд. Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по
степени продолжительности на 4 категории:
1 категория игр. Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра
«Достань игрушку») на 5-8 секунд; «Тает льдинка»; «Пересчитай камешки»
2 категория игр. Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда
«Выложи узор». Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15
секунд.
3 категория игр. Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков.
Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.
4 категория игр. Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее
продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.
1 этап – криоконтраст (попеременное воздействие холода и тепла).
Участникам раздаются льдинки.
Перед вами льдинки в контейнере, возьмите каждый по одной льдинке в руку,
нам нужно перебирать ее в руках в течение 5-10 секунд (над контейнером). Как
вы понимаете, с детьми мы это время просто отсчитывать не можем, поэтому
мы одновременно воспроизводим какой-либо стихотворный текст.
Например: «Льдинку сильно я сжимаю и ладошку поменяю» и т. д.
Льдинки можно положить в тарелку, салфеткой вытереть руки. Теперь нам
нужно наши руки разогреть. Опускаем руки в контейнер с теплой водой. (с
детьми мы разогреваем руки с помощью пластиковой бутылки с теплой
водой). Такая процедура повторяется три раза. А сейчас можно поменять
задание - нужно опустить руки в контейнер со льдом и найти буквы, которые
изображены на карточке. Далее мы составляем из этих букв слово.
Следующее задание – перед вами «ледяные экраны». Нужно растопить лед
ладонями и освободить изо льда картинку. С которой можно выполнить
задание.
2 этап - пальчиковая гимнастика. После трехразового криоконтраста проводим
растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание
уделяем большому пальцу каждой из рук, т. к. данный элемент связан с зоной
мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на
мыслительную деятельность дошкольника.
Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.
Разотру ладошки сильно
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну
растирание ладоней
захватывают каждый пальчик у
основания
и
вращательным
движением дойти до ногтевой
фаланги
Затем руки я помою
Пальчик в пальчик я вложу
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут как зайчики.
Потереть ладошкой о ладошку
Пальцы в «замок»
Пальцы расцепить и перебирать ими
3 этап – развитие тактильной чувствительности – массаж рук с помощью
различных предметов: шишек, шариков, игрушек, щеток, что в свою очередь
продолжает активизировать мышцы мелкой моторики и пускать сигналы в
головной мозг. Чтобы детей заинтересовать, а также, чтобы работая со льдом,
осуществлялась обучающая функция, я подобрала игры и разделила по степени
продолжительности.
Проводятся игры во время ООД или во время
индивидуальной работы.
Игра «Достань игрушку»
Лед высыпают в большую миску вместе с мелкими игрушками. Ребенок
погружает руки в миску, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там
игрушки в течение 5-10 секунд. Затем вытирают и разогревают
руки. Криоконтраст проводят 3 раза.
Слайд. 2 этап
После криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой
руки (приведение большого пальца связано с зоной мышления). Затем
проводится любая пальчиковая гимнастика.
Слайд. 3 этап
Развитие тактильной чувствительности: - растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок.
Собрать шишки в одну посуду, а шарики в другую и т. д. ; - поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом
(ш лк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); - развитие тактильной чувствительности с помощью щ тки с ж стким
ворсом.
Слайд. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Однако необходимо учитывать, что у криотерапии есть свои
противопоказания. Ни в коем случае нельзя проводить криотерапию с детьми,
имеющими эписиндром, т. е. судороги, с часто болеющими детьми, с
гипервозбудимыми детьми, учитывать индивидуальные особенности детей.
Такую как
непереносимость холода. И с осторожностью проводить
криотерапию в период обострения респираторных заболеваний, в том числе
вирусных, таких как грипп, ОРЗ, ОРВИ.
Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Все что
нам необходимо, мы можем увидеть на экране. Кусочки льда, формочки для
замораживания льда, контейнеры, в которые мы помещаем лед, бутылочки для
теплой воды, тарелочки, клеенку и для 3 этапа мячи, шишки, т. е. все, что мы
используем в жизни и в быту. - эписиндром; - миопатия (наследственное заболевание); - длительно и часто болеющие дети; - гипервозбудимые дети; - наличие кожных заболеваний в месте воздействия или ее повреждение; - холодовая аллергия; - лихорадка, ОРЗ, ОРВИ
Слайд. При регулярном использовании при мов криотерапии у детей
значительно улучшается артикуляционная моторика, произносительные навыки
и в целом состояние их речи.
Примерные игры с льдинками
Игра «Разложи по цвету»
В поп-иты дети раскладывают кусочки льда по цветам. (10-15 секунд). Во
время игры можно закреплять знания цветов. Попробуйте поработать левой
рукой.
«Разноцветные льдинки»
Цель: Закрепить понятия «гласный - согласный», «твердый - мягкий», и их
цветовые обозначения
Ход игры: На дне контейнера льдинки трех цветов, красного, синего, зеленого.
Логопед называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает камушек
нужного цвета. Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных,
мягких согласных) в слове и достань столько же льдинок нужного цвета.
«Зашифруй слово»
Цель: Формирование фонематического анализа.
Ход игры: На дне контейнера льдинки трех цветов: красного, синего, зеленого.
Логопед показывает картинку (называет слово) и предлагает сделать звуковой
анализ из цветных льдинок.
«Найди место звука в слове» (КОТ)
Цель: Развивать умение находить место заданного звука в слове
Ход игры: На дне контейнера «рыбка» (дельфин, краб и т. д.) и звуковая
дорожка. Логопед называет звук местоположение, которого необходимо
определить в названных словах. Затем логопед произносит слово, ребенок
слушает слова, определяет местоположение заданного звука в слове (начало,
середина или конец слова) и ставит «рыбку» (льдинку) на звуковую линейку.
«Достань игрушку»
Цель: Развивать умение определять наличие, заданного звука в слове
Ход игры: На дне контейнера со льдом мелкие игрушки от «Киндера». Логопед
называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой
есть заданный звук.
«Сколько слогов?»
Цель: Развивать умение определять количество слогов в заданном слове.
Ход игры: На дне емкости льдинки Логопед называет слово, предлагает
определить количество слогов в заданном слове и достать столько же льдинок.
«Угадай букву»
Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической
дисграфии
Ход игры: На дне контейнера пластиковые буквы, частично закопанные в лед.
Ребенок должен узнать и назвать букву. Если буква названа правильно, ребенок
может ее достать (усложнение - составление и чтение слогов, слов)
«Составь букву, слово, слог»
Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической
дисграфии. На дне контейнера счетные палочки. Ребенку предлагается
выложить и назвать букву, или выложить заданную букву (слог, слово)
«Собери бусы»
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход игры: собери из льдинок бусы.
«Выложи букву»
Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической
дисграфии.
Ход игры: выложить льдинками букву.
«Достань игрушку, скажи какая она»
Цель: формирование словаря прилагательных
Оборудование: мкость со льдом, игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т. д.
игрушку.
«Угадай предмет»
Цель: составление описательного рассказа о предмете
Оборудование: мкость со льдом, игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).
«Рыбка» (ориентировка в пространстве)
Оборудование: мкость со льдом, заламинированный шаблон в клетку (на
формате А4 начертаны квадраты 5Х5 в равном количестве) или пособие
«Солнышко», непромокаемые фартуки.
Ход игры: просим ребенка пройти помочь рыбке найти нужный квадрат. Даем
инструкцию: две клетки вверх; 1 клетку влево; 3вниз и 4 вправо и т. д.
«Жемчужины»
Цель: упражнять в умении делить слова на слоги.
Оборудование: мкость со льдом, жемчужинки (камушки белые марблс,
непромокаемые фартуки.
Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин.
Сколько в слове слогов, столько и жемчужин.
«Льдинки».
Цель: развивать фантазию, стабилизация эмоционально-волевой сферы.
Оборудование: мкость со льдом, непромокаемые фартуки.
Ход игры: выложи рисунок из льдинок.
«Рыбацкие сети»
Цель: закрепление математического счета, цветовосприятия, величины,
согласование числительного с существительным.
Оборудование: мкость, льдинки, сеть (обычная сетка от любой новой
пластмассовой игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их
посчитаем. Усложнение: А теперь давай разложим их по цветам: красные к
красным, белые к белым. Сколько белых рыбок у нас. Давай их посчитаем.
Каких рыбок больше, а каких меньше ты поймал?
Игровое пособие «Солнышко»
Цель: закрепление звуков в словах, упражнение в делении слов на слоги.
Оборудование: мкость с кубиками льда; цветные камешки.
Ход игр: закрыть цветными камешками картинки в названии которых есть
заданный звук; закрыть картинки в названии которых 1, 2, 3,4 слога;
«Два озера»
Цель: закрепление умения дифференцировать смешиваемые звуки.
Оборудование: мкость с водой, игрушки на заданные звуки.
Ход игры: в одно озеро надо опустить игрушки со звуком [С], а в другое – со
звуком [Ш].
«Водолаз»
Цель: закрепление умения дифференцировать смешиваемые звуки.
Оборудование мкость со льдом.
Ход игры: Со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные
игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.
«Придумай слово».
Цель: формирование слоговой структуры слова.
Оборудование мкость со льдом.
Ход игры: Ребенок бросает в воду заданное количество льдинок, а затем по их
количеству придумывает слово.
«Исправь ошибку»
Цель: формировать простые формы слогового анализа. Оборудование: мкость
со льдом
Ход игры: Логопед раскладывает ошибочное количество льдинок. Ребенок
анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или
убирая лишнюю льдинку.
«Придумай историю»
Цель: развивать связную речь.
Оборудование: мкость со льдом, разные игрушки.
Ход игры: используя игрушки по выбору, ребенок рассказывает реальный
случай или придумывает историю.
«Вес лый язычок»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Оборудование: мкость со льдом
Ход игры: педагог предлагает реб нку поиграть с язычком; выполнять
артикуляционные движения одновременно выполняя движения рук в мкости
со льдом. Артикуляционные упражнения:
«Лошадка» - Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт
щелчкам, «скакать».
«Индюки» - Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл»,
пальцами в такт движениям языка двигать.
«Качели» - Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем
ведущей руки в такт движениям языка двигать в том же направлении.
«Часики» - Языком ритмично двигать вправо-влево, ладошками по дну
бассейна в такт движениям языка в том же направлении.
«Накажи непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому
языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать.
«Найди на ощупь», «Найди и пересчитай».
Цель: развитие тактильных ощущений, пересч т предметов.
Оборудование: мкость со льдом.
Ход игры: предложить реб нку с закрытыми глазами узнать игрушку
«Графический диктант».
Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико
пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: льдинки, заламинированный разлинованный лист на клеточки.
Ход игры: Педагог дает устные задания типа:
Положите красную льдинку в центр листа. Синюю - в левый верхний угол,
зеленую - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый
нижний.
Игра «Рисуем льдинками»
Очень интересным и необычным для детей занятием является рисование
цветными льдинками. Чтобы сделать цветной лед можно использовать
пищевые красители, обычные краски и даже мелки (покрошите их в порошок и
смешайте с водой). Для рисования нужно выбирать бумагу поплотнее, чтобы
она не раскисала. Лед начинает таять и оставлять следы, у вас получится
ледовая картина, а можно предложить детям простые по форме предметы для
раскрашивания ледяными льдинками.
В заключении я хочу сказать, что игры со льдом вызывают у детей
радостное настроение, дают много эмоционально ярких впечатлений. У детей
значительно улучшаются движения кисти руки и, как следствие, стимулируется
развитие речи. Метод криотерапии способствует развитию интеллектуальной
сферы детей, а также происходит оздоровление организма. Буду, рада если мои
идеи были вам интересны, и вы будете использовать их в своей работе.