Светлана Мишланова
Игры для развития фонематического слуха и восприятия, формирования навыков звукового анализа и синтеза
▼ Скачать + Заказать документы
«Угадай, чей голосок»
Цель: определить товарища по голосу.
Ход игры : водящий с закрытыми глазами на слух определяет, кто из играющих позвал его по имени.
«Далеко — близко»
Цель: определение местонахождения предмета или товарища.
Ход игры : играющие с закрытыми глазами определяют на слух, далеко или близко находится предмет (человек, издающий звук.
«Угадай, кто это»
Публикация «Игры для развития фонематического слуха и восприятия, формирования навыков звукового анализа и синтеза» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Цель: развитие слухового восприятия и внимания.
Ход игры : водящий с закрытыми глазами определяет, кто из играющих подал голос (пи-пи-пи, ко-ко-ко и т. д)
«Повтори за мной»
Цель: развитие слухового внимания и памяти.
Ход игры : играющие повторяют за педагогом цепочку слогов или слов (та –да – та, том – дом – ком)
«Глухой телефон»
Цель: развитие слухового внимания и памяти.
Ход игры : играющие должны без ошибок передать по цепочке набор слогов или слов (па – та – ма, кошка – мошка – ложка)
«Найди похожие слова»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Оборудование: предметные картинки, названия которых отличаются одним звуком.
Ход игры : дети подбирают парные картинки (кошка – мошка, суп - зуб)
«Найди неправильное слово»
Цель: развитие слухового внимания.
Ход игры : педагог произносит цепочку слов, дети определяют «неправильное слово» (дочка – точка - вочка).
«Замени звук»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Ход игры : педагог называет слог или слово, дети заменяют один звук другим и получают новый слог или новое слово (са – за, коса - коза)
«Придумай рифму»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Ход игры : педагог называет слово, дети придумывают к нему рифму (ложка – кошка, дом - ком).
«Найди ошибку»
Цель: развитие слухового внимания.
Ход игры : педагог называет слова, в которых заменены звуки (вместо «жук» – «зук», дети определяют ошибку и исправляют её.
«Телеграф»
Цель: развитие слухового внимания и памяти.
Ход игры : играющие повторяют за педагогом цепочку слогов или слов (та –да – та, том – дом – ком)
«Лишний слог»
Цель: развитие слухового внимания.
Ход игры : педагог произносит цепочку слогов, дети находят «лишний» слог (па – па – па – та)
«Скажи мягко (твёрдо)»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Ход игры : педагог произносит звук, слог или слово. Дети заменяют твёрдый (мягкий) звук на мягкий (твёрдый) звук (с – с’, са – ся, т’ – т, ать – ат,)
«Скажи звонко (глухо)»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Ход игры : педагог произносит звук, слог или слово. Дети заменяют звонкий (глухой) звук на глухой (звонкий) звук (п – б, та – да, том – дом, ж – ш, за – са, жить - шить)
«Поймай звук»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Ход игры : педагог произносит звуки, слоги. Дети, услышав заданный звук в ряду звуков или в слоге, хлопают.
«Сигнальщики»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Ход игры : педагог произносит звуки, слоги или слова. Дети, услышав заданный звук в ряду звуков, в слоге или слове, поднимают фишку.
«Узелочки»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Оборудование: шнурочки.
Ход игры : педагог произносит звуки, слоги или слова. Дети, услышав заданный звук в ряду звуков, в слоге или слове, завязывают узелок.
«Что как звучит, кто как кричит»
Цель: развитие неречевого слуха.
Ход игры : играющие на слух определяют, кто или что издаёт звуки.
«Гласный — согласный»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Оборудование: символы гласного и согласного звуков.
Ход игры : педагог произносит ряд звуков. Дети показывают соответствующее обозначение.
«Твёрдый — мягкий»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Оборудование: символы твёрдого и мягкого согласных звуков.
Ход игры : педагог произносит ряд звуков. Дети показывают соответствующее обозначение.
«Шипит, свистит, жужжит, звенит»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры : педагог показывает картинку. Дети произносят тот звук, с которым ассоциируется объект, изображённый на картинке (гусь – «ш», насос – «с»).
«Цветные карандаши»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Оборудование: цветные карандаши (красные, синие, зелёные).
Ход игры : каждый участник получает карандаш и придумывает 3 слова с тем звуком, на который начинается название цвета («к», «с’», «з’») или на звук, который обозначается данным цветом (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).
«Прохлопай слово»
Цель: упражнять в делении слов на слоги.
Ход игры : дети прохлопывают слова, определяя количество слогов.
«Паровозик»
Цель: упражнять в делении слов на слоги.
Оборудование: паровозик с 4-мя вагонами с кармашками, предметные картинки.
Ход игры : дети определяют количество слогов в названии картинок и вставляют в соответствующий кармашек (1 слог – 1ый вагон, 2 слога – 2ой вагон и т. д.)
«Пирамидка»
Цель: упражнять в делении слов на слоги.
Оборудование: пирамида с кармашками.
Ход игры : дети определяют количество слогов в слове, вставляют картинку в нужный кармашек.
«Найди картинку»
Цель: упражнять в делении слов на слоги.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры : дети называют картинки на заданное количество слогов.
«Найди игрушку»
Цель: упражнять в делении слов на слоги.
Оборудование: мелкие игрушки.
Ход игры : дети находят игрушки, в названии которых заданное количество слогов.
«Живые звуки»
Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа.
Оборудование: символы звуков.
Ход игры : дети получают символы звуков, выстраиваются в заданной последовательности.
«Сколько звуков?»
Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа.
Оборудование: индивидуальные кассы с символами звуков.
Ход игры : педагог произносит несколько звуков, дети выкладывают символы. Проверяется, правильное ли количество фишек выложено.
«Какой последний звук?»
Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа.
Ход игры : педагог называет слово, дети выделяют последний звук, называют его, дают характеристику.
«Хлопни, если услышишь слово со звуком.»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Ход игры : педагог называет слова, дети хлопают, услышав слово с заданным звуком.
«Придумай слово»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Ход игры : дети называют слова, в которых есть заданный звук.
«Подбери картинки»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры : дети называют те картинки, в названии которых есть заданный звук.
«Запомни слова»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Ход игры : педагог читает стихотворение или рассказ, дети запоминают слова, в которых есть заданный звук.
«Лишние картинки»
Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры : дети выбирают те картинки, в названии которых нет заданного звука.
«Что подаришь?»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Оборудование: две куклы.
Ход игры : дети придумывают имена для кукол на заданные звуки («с» - Соня, «з» - Зоя, и «дарят» им подарки – слова, в названии которых есть заданные звуки (Соне – собаку, Зое – зайца и т. д.)
«Подскажи словечко»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Ход игры : педагог читает двустишие или четверостишие, дети подсказывают недостающее слово с заданным звуком.
«Закончи фразу»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Ход игры : педагог начинает фразу, а дети заканчивают, подбирая слово с заданным звуком.
«Какой первый звук?»
Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа.
Ход игры : педагог называет слово, дети выделяют первый звук, называют его, дают характеристику.
«Где спрятался звук?»
Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа.
Ход игры : педагог называет слово, дети выделяют заданный звук, определяют место звука в слове.
«Назови картинку»
Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры : дети называют только те картинки, в которых заданный звук
находится в начале (в середине, в конце) слова.
«Какой гласный звук?»
Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа.
Ход игры : педагог называет слово, дети выделяют гласный звук, называют его.
«Какой звук поётся?»
Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа.
Ход игры : педагог называет слово, дети выделяют гласный звук, называют его.
«Крайние звуки»
Цель: развитие фонематических представлений, простых форм фонематического анализа.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры : дети выбирают картинки, названия которых начинаются (заканчиваются) на заданный звук.
«Цепочка слов»
Цель: упражнять в определении первого и последнего звуков в словах.
Ход игры : дети придумывают слова, которые начинаются на последний звук предыдущего слова.
«Кто в домике живёт»
Цель: закреплять умение находить по схеме картинку, упражнять в звуковом анализе.
Оборудование: домики с кармашками и схемой звукового анализа, предметные картинки.
Ход игры : дети подбирают картинки, подходящие к заданной схеме звукового анализа. Ставят картинки в кармашки.
«Найди предмет»
Цель: развитие сложных форм фонематического анализа.
Оборудование: сюжетная картина.
Ход игры : дети находят предметы, изображённые на картине, на заданный звук.
«Звуковичок»
Цель: развитие сложных форм фонематического анализа.
Оборудование: «Звуковичок» - бабочка с кармашками на крыльях.
Ход игры : дети определяют одинаковый звук в названиях картинок. Дают характеристику этому звуку, находят правильное обозначение, вставляют карточку в кармашек.
«Найди игрушку»
Цель: развитие сложных форм фонематического анализа, навыков деления слов на слоги.
Оборудование: мелкие игрушки.
Ход игры : дети находят игрушки, в названии которых есть заданный звук, или название которых состоит из 1, 2, 3х слогов.
«Какой звук загадала»
Цель: развитие фонематического анализа.
Оборудование: карточки с картинками и схемой, на которой обозначен определённый звук в слове.
Ход игры : получив карточки, дети должны определить, какой звук загадал педагог.
«Кубик»
Цель: развитие сложных форм фонематического анализа.
Оборудование: кубик с разным количеством точек на сторонах (1, 2, 3, 4 точки)
Ход игры : педагог бросает кубик, дети придумывают слова, состоящие из 1, 2, 3, 4х слогов в зависимости от выпавших точек на кубике.
«Пирамида»
Цель: упражнять в определении количества звуков в словах.
Оборудование: пирамида с кармашками, предметные картинки.
Ход игры : дети получают картинки, определяют количество звуков в названии картинки, ставят в нужный кармашек.
«Звуковая линейка»
Цель: упражнять в определении места звука в слове.
Оборудование: линейка с передвигающейся бусиной.
Ход игры : педагог называет слово, дети определяют место заданного звука в слове, передвигают бусину на нужную отметку на линейке.
«Составь слово из звуков»
Цель: упражнять в составлении слов из звуков.
Ход игры : педагог называет звуки, дети составляют слова («к», «о», «т» - «кот»)
«Найди общий звук»
Цель: развитие сложных форм фонематического анализа.
Оборудование: предметные картинки, в названии которых есть одинаковые звуки.
Ход игры : дети определяют одинаковый звук в названиях картинок.