Яшина Татьяна
Семинар-практикум для воспитателей «Дидактические игры для формирования фонематических процессов у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для воспитателей ДОУ
Яшина Т. А. 07 апреля 2017 г на базе дошкольного корпуса 1799 СОШ №1394
Тема :
Дидактические игры для формирования
фонематических процессов у детей
дошкольного возраста.
Цель семинара :
1. Выяснить, что такое фонематический слух, фонематическое восприятие
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Дидактические игры для формирования фонематических процессов у дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Раскрыть роль фонематических процессов в коррекции звукопроизношения и обучения грамоте дошкольников
3. Познакомить с играми по формированию фонематического восприятия и навыка звукового анализа
4. Формирование мотива, цели у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через понимание игр, игровых упражнений.
Задачи:
1. Раскрыть значение развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
2. Приобщить педагогов к использованию в своей работе с детьми игр и игровых упражнений как средство для развития у дошкольников фонематического восприятия
Фонематический слух – это способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка. На его основе формируется фонематическое восприятие.
Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.
Звукопроизношение тесно связано с речевым слухом. Для этого необходимо сформировать у детей хорошую подвижность артикуляционного аппарата, обеспечивающую четкое и ясное произношение каждого звука в отдельности, а также правильность и слитность произношения.
Ребенок должен осознать звуковой строй языка – это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности. Ребенок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.
Игра – ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности.
Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению. Происходит совершенствование чувственного опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе собственного опыта выделять существенные признаки звуков русского языка. Дети знакомятся с материализованными моделями слов / схемами/,они
учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.
Начинается же работа по формированию фонематического восприятия с развития слухового внимания и слуховой памяти.
Работа по формированию фонематического слуха делится на несколько этапов.
1 этап – развитие неречевого слуха.
Упражнения по различению неречевых звуков способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребенка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.
Игра «Тишина»
Дети, закрыв глаза, слушают тишину. Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.
Игра «Угадай, на чем играю»
Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.
Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем убирает игрушки за ширму и предлагает детям узнать, какой инструмент звучит.
Игра «Шумовые баночки»
Цель: упражнять в определении на слух вид крупы
Игра «Где позвонили?»
Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.
Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Позвонив или погремев, ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, справа, спереди, сверху, снизу.
Более сложный и веселый вариант: «Жмурки»
Игра «Дождик», «Кто быстрее?»
Цель: дифференциация по ритму: быстро-медленно.
Игра «Полянка»
Цель: Учить детей узнавать ритмический рисунок.
На поляну собрались дикие животные. Каждый из них стучится по разному: заяц – 1 раз, медвежонок -2 раза, белка -3 раза, а ежик- 4. По стуку догадайтесь, кто пришел на поляну.
Игра «Тихо – громко»
Игра «Высоко – низко»
2 этап – развитие речевого слуха.
Игры на различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
Игра «Метель»
Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.
«Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие»
Игра «Дует ветер»
Цель: изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или сильным голосом.
«Дует легкий ветерок: у-у-у /тихо-тихо/»
«Подул сильный ветер: У-У-У /громко/»
Игра «Громко – тихо»
Цель: развитие умения менять силу голоса: говорить то тихо,то громко.
Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие – тихо.
Игра «Три медведя»
Цель: развитие умения менять высоту голоса.
Логопед просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович /низкий голос/, Настасья Петровна /голос средней высоты/ или Мишутка/высокий голос/. Попросить детей произнести одну из фраз: за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Игра «Близко – далеко»
Логопед издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход : далеко /тихо / или близко/громко/
Игра «Правильно – неправильно»
1 вариант.
Логопед показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: «Вагон» Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь – хлопни в ладоши.
2 вариант.
Если ребенок услышит правильное произношение предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильно – красный.
Баман, паман, банам, банан,ваван, даван, баван
Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митавин, фитавин
Игра «Слушай и выбирай»
Перед ребенком картинки, названия которых близки по звучанию
Рак, лак, мак, бак
Сок, сук, лук, суп
Дом, ком, лом, сом
Мишка, мышка, миска
Лужи, лыжи
Логопед называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.
Игра «Какое слово отличается?»
Из 4-х слов, произнесенных логопедом, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.
Ком- ком-кот-ком
Канава-канава-какао=канава
Утенок-утенок-утенок-котенок
Будка-буква-будка-будка
Винт-винт-бинт-винт
Минута-монета-минута-минута
Билет-балет-балет-балет
Будка-дудка-будка-будка
Игра «Одинаковые или разные»
Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего логопед повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача ребенка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги подбираются те, которые ребенок уже способен повторить правильно. Эта игра помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.
Игра «Похлопай»
Цель: учить детей делить слова на слоги.
Логопед объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Слова можно разделить на части, то есть на слоги. Четко проговаривая слово, отхлопываем слоги : Бу-ра-ти-но, ли-са, са-мо-лет, кот…
Более сложный вариант: предлагаем ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове
Игра «Что лишнее?»
Логопед произносит ряды слогов
Па-па-па-ба-па, фа-фа-ва-фа-фа
Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.
Игра «Повтори»
Цель: дифференциация слогов.
Логопед: «Дети, я буду произносить слоги, а вы попробуйте повторить.
Па-па-по….
Ма-мо-му…
Са-ша-са…
Ла-ла-ра…
Игра «Внимательные ушки»
Цель: 1/.Выделение гласного звука из ряда других звуков, из слогов, слов
2/. Выделение согласного звука из ряда других звуков, слогов, слов.
Игра «Что просит мышка»
Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез.
Мышка: «Я очень голодна, но боюсь кошки. Принеси мне,пожалуйста, продукты в названии которых есть звук А. Аналогично с другими звуками.
Игра «Подскажи словечко»
Логопед читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме.
На ветке не птичка-
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка
Кто это? /Белка/
Игра «Назови слова по картинкам со звуком «р» среди других».
Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа
Игра «Найди звук»
1/ Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук
Предварительно картинки называются логопедом
2/ По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится заданный звук
Игра с мячом. «Назови первый звук в слове»
Логопед бросает мяч ребенку и произносит слово, например: поезд
Ребенок ловит мяч, называет 1-ый звук «п» и бросает мяч логопеду. Затем логопед бросает мяч другому ребенку.
3 этап. Развитие навыка элементарного звукового анализа и
синтеза.
Этот этап имеет определенную последовательность:
- Определение количества слогов в словах разной сложности
- Выделение первого и последнего звука в слове
- Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения
- Различение звуков по их качественным характеристикам /гласный – согласный, глухой – звонкий, твердый – мягкий/
- Определение места, количества, последовательности звуков в слове
- Творческие задания /например, придумать слова с заданным звуком/
Игра «Отстукивание слогов»
Цель: обучение слоговому анализу слов.
Каждому ребенку дается картинка. Ребенок громко произносит слово и отстукивает столько раз, сколько с слове слогов
Игра «Угадай слово»
Цель: составление слов с определенным количеством слогов
Описание игры : логопед не называет слово, а отстукивает слоговой состав слова. Дети должны придумать слово, которое подходит по слоговому составу. Если дети затрудняются, логопед снова отстукивает и произносит первый слог.
Игра «Слоговой поезд»
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги.
Паровоз с тремя вагонами. На 1-ом - схема односложного слова, на 2-ом – схема двусложного слова, на 3-ем – схема трехсложного слова. Детям нужно «расселить» картинки в нужный вагон.
Игра «Цепочка слов»
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку логопед. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово- название первой картинки. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.
Игра «Найди место звука в слове»
Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове.
У каждого ребенка карточка. Логопед показывает картинки и называет слова. Если звук слышится в начале слова, дети ставят фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку ставят во 2-ую клеточку. Если звук слышится в конце слова, то в третью клеточку.
Игра «Будь внимателен»
Цель: учить детей различать звуки «д» и «т» в словах/ по картинкам/
Задания: 1. «Назови все слова со звуком «Т»
2. «Назови все картинки со звуком «Д»
Игра – соревнование «Кто быстрее?»
Цель: Учить различать звуки «Б» и «П» в словах /по картинкам/
Задания: 1. Собери картинки со звуком «Б»
2. Собери картинки со звуком «Т»
Игра «Звуки в лесу»
Цель: Анализ и синтез слогов слогов «АУ» И «УА»
Игра «Живые звуки»
Цель: Анализ и синтез слов типа КОТ. МАК,