Татьяна Байгашева
Семинар-практикум для воспитателей «Секреты запоминания»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»
МР Калтасинский район Республики Башкортостан
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
Калтасинский д/ сад №1 «Солнышко»
___ Г. С. Саетгареева
Семинар-практикум
для воспитателей на тему :
«Секреты запоминания»
Педагог-психолог
Байгашева Т. А.
с. Калтасы
2017г.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Секреты запоминания“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Дошкольный возраст – это тот замечательный период, когда каждый день полон открытий. Новые слова и лица, ощущения и запахи, новые игры и правила, новые знания и впечатления – огромный поток информации. Все это ребенок впитывает в себя и запоминает.
Особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте связаны с восприятием и мышлением. Сначала всё яркое, необычное запоминается как бы само собой. Это называется непроизвольной памятью. Постепенно восприятие информации становится целенаправленным, но при этом ребенок выделяет самые выразительные, с его точки зрения, признаки объекта, и не всегда это существенные признаки.
Маша (3 года) спрашивает по дороге в детский сад у мамы: «Сегодня воспитательница, которая с сережками или без сережек?»
Костя (4 года) рассказывает в детском саду о спектакле: «Там был один такой с мечом, меч светится голубым светом, ярко так, я такой меч хочу!» Воспитательница : «А тот, который с мечом, он был хороший или плохой?» Костя: «Не знаю».
Произвольная память включается волевым усилием, под контролем сознания в виде постановки цели и с использованием специальных приемов. Развитие произвольной памяти у дошкольников происходит быстрее, если взрослые побуждают его воспроизводить накопительный опыт : играть в игры с правилами, пересказывать сказки и рассказы, фиксировать последовательность событий (режим дня, дни недели и пр.) Развивать и тренировать произвольную память можно с помощью специальных техник запоминания. Память может быть кратковременной, долговременной или оперативной. Кратковременное запоминание ежедневно присутствует у каждого человека. Например, через несколько минут после завтрака ребенок может подробно описать, что он ел, но в течение дня эта информация у него постепенно стирается. И традиционный мамин вопрос «Что ты ел в детском саду?», как правило, остается без ответа.
Особую роль при развитии памяти играют постоянные наблюдения. Если внимание ребенка целенаправленно заострять на явлении природы, объекте, то можно сформировать и долговременную память. Память человека принято классифицировать и по характеру психической активности.
Двигательная память выражается в запоминании и последующем воспроизведении различных движений, начиная от самых простых и заканчивая сложнейшими. Малышу двигательная память помогает научиться переворачиваться, сидеть, ходить, старшему дошкольнику – писать, кататься на велосипеде, играть на фортепиано и т. д.
Эмоциональная память помогает человеку запоминать и сохранить переживания и все, что с ними связано.
Образная память. При ее формировании участвуют органы чувств. Различают подвиды образной памяти – зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую.
Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Это вид специфически человеческой памяти (животные обладают остальными тремя видами памяти, но словесно-логическая у них отсутствует).
Приемы, помогающие запоминанию
Движения-помощники
Прием основан на естественном стремлении детей к подражанию. Первые стихи с движениями – это потешки и пальчиковые гимнастики. Например:
Ой, лады, лады, лады!
(Показывают ладошки или хлопают)
Не боимся мы воды!
(Качают головой)
Часто умываемся,
(«Умываются» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица)
Маме (папе, бабе) улыбаемся!
(Улыбаются, разводят руки в стороны).
Такой прием запоминания обычно к трем годам есть в арсенале у каждого ребенка. Затем можно приступать к более сложным заданиям, например, учить стихи.
Для этого взрослый сначала должен выразительно прочитать детям стихотворение. Затем разделить его на логические части (чем младше дети, тем короче должны быть отрывки). В каждом отрывке нужно выделить слова, которые можно легко изобразить с помощью движений и мимики и придумать вместе с детьми, как это сделать. Затем прочитать стихотворение, изображая выбранные слова мимикой и жестами.
Сначала дети «читают» стихотворение вместе со взрослыми. Затем пытаются рассказать его самостоятельно, используя движения-помощники. Когда стихотворение с движениями разучено, можно предложить рассказать его без движений, но разрешить другим детям использовать движения как подсказки.
Интересно, что такой прием помогает не только быстро выучить текст, но и научиться читать стихи с выражением.
Рисование
Методика запоминания см помощью рисования схем и простых картинок развивает не только память, но и ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, обогащает словарный запас.
Предложите ребенку к каждому названному слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Начинайте с тех слов, образы которых дошкольник сможет изобразить, например: ёлка, дом, дорога, цветок, солнце, мяч, дождь.
Постепенно усложняйте задание: увеличьте количество слов или предложите запомнить короткие фразы. Например, назовите пять фраз.
Вкусный завтрак.
Хорошая погода.
Мама читает.
Дети играют.
Пора спать.
К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникнут трудности, помогите.
На следующий день снова попросите повторить фразы с помощью этих же рисунков. Отметьте, как они помогают ребенку запоминать.
С помощью этой техники можно учить стихи. Для этого вместе с ребенком нужно придумать графические символы для ключевых слов стихотворения или тех слов, которые ребенок обычно забывает в этом тексте, - они будут графическими подсказками.
На принципе поэтапного запоминания и дальнейшего воспроизведения стихотворения по условным символам основана особая методика – мнемотаблицы. На каждое слово или словосочетание придумывается схематичная картинка: слова «зарисовываются» в мнемоквадраты, из них формируется мнемодорожка – строка стихотворения. Из дорожек составляется мнемотаблица – стихотворение воспроизводится полностью.
После этого ребенок, используя графическое изображение, рассказывает стихотворение целиком.
Сначала схему составляет взрослый, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания схемы. Пример мнемотаблицы.
Упражнения на тренировку двигательной памяти
«Чудесный мешочек»
В полотняном мешочке лежат предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушка, пуговица, шарик, кубик, спичечный коробок. Ребенок на ощупь должен определить и назвать каждый предмет. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства.
Младшие дошкольники могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего их запоминания. Детям постарше дают уже заполненные мешочки.
«Буратино»
Упражнение проводится в парах: ведущий (папа Карло) становится за спиной ребенка (Буратино) и проделывает несколько манипуляций с «игрушечными человечками» : поднимает его руки, разводит из в стороны, поднимает его ногу и т. д. Затем просит Буратино повторить эти движения.
«Повтори»
Упражнение проводится в парах. Дети стоят напротив друг друга. Один показывает подряд 5-6 движений, второй должен запомнить их последовательность и самостоятельно повторить.
Например: руки вверх, вперед, в стороны, на пояс, присесть; руки вперед, присесть, руки вверх, встать, руки на пояс, прыжок.
«Ночь и день»
Упражнение проводится в парах. Один ребенок – «путник», другой – «проводник». «Наступает ночь» Путнику завязывают глаза. Проводник, держа его за руку, должен провести по намеченному пути. Маршрут и действия на маршруте выбирает сам путник, например: «Три шага вперед, подпрыгиваю на месте, два шага влево, стою на одной ноге, два шага назад».
Затем «наступает день». Путнику снимают повязку, и он должен повторить маршрут и свои действия с открытыми глазами. Проводник проверяет правильность выполнения.
Упражнения на тренировку слуховой памяти
«Постучи, как я»
Взрослый предлагает ребенку прослушать несложный ритм, который он отстучит, и попробовать повторить его, сохраняя количество, частоту и силу ударов.
«Чудесные пары»
Необходимо подобрать пары слов, связанных между собой по смыслу, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова взрослый читает ребенку три раза, интонационно выделяя каждую пару.
Через некоторое время взрослый повторяет только первые слова пар, а вторые ребенок должен вспомнить и назвать.
Это упражнение – тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить ребенка вспомнить вторые слова пар не сразу, в спустя полчаса.
Для усложнения упражнения можно увеличивать число парных слов.
«Попугайчик»
Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество числе в ряду постепенно увеличивается.
Вариант 2. Ребенку называют слова (от 4 до 10) и просят их воспроизвести.
Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке и просят их воспроизвести в обратном порядке.
Упражнения-игры на тренировку зрительной памяти
«Пуговица»
Игра проводится в парах. Перед игроками лежат два одинаковых набора пуговиц, в которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровой поле – квадрат, разделенный на 9 клеток.
Начинающий игру выставляет на своём поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает свое игровой поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Для усложнения игры можно увеличивать поле (16 или 25 клеток) и количество пуговиц.
«Найди отличия»
Игра удобна тем, что ее можно проводить где угодно: на прогулке, в группе. Взрослый выбирает знакомый всем предмет и предлагает детям вспомнить как можно больше его отличительных признаков. Проигравшим считается тот, кто не сможет назвать какой-либо признак предмета, когда подойдет его очередь.
Для диагностики готовности к школе психологи обычно используют тест «10 слов»
Цель. Диагностика объёма непосредственно вербальной памяти.
Стимульный материал. Ряд из 10 не связанных меду собой слов. Для детей 6 лет он может быть следующим: самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, тачка, журнал, машина, волк.
Инструкция. Слушай меня внимательно. Я сейчас назову слова, которые ты должен запомнить и повторить мне в конце занятия.
Проведение теста. После инструкции взрослый медленно (с интервалом 1-2 секунды, четко произносит приведенные выше 10 слов и просит ребенка повторить их (в случае необходимости исправляет сделанные им ошибки, Фиксирует количество слов, которые ребенок запомнил.
Затем взрослый медленно и четко повторяет эти слова еще раз и просит ребенка: «Повтори все слова, которые ты сейчас запомнил, и те, которые ты уже называл».
Тест проводится до тех пор, пока ребенок не сможет повторить все слова (но не более 7 раз).
Примерно через 20-30 минут ребенку предлагают вспомнить слова («Помнишь, ты повторял слова? Какие сейчас можешь вспомнить?», причем взрослый ему не помогает, а только записывает, сколько слов названо правильно.
Анализ результатов. Количество правильно воспроизведенных с первого раза слов показывает объем памяти.
Норма: воспроизведение 4-5 слов при первом повторении и запоминание всего ряда слов после 2-3 повторений.
При отсроченном воспроизведении (через 20-30 минут) в норме де6ти должны назвать 5-7 слов.
Если ребенок не смог вспомнить даже 2-3 слова (как при мгновенном, так и при отсроченном воспроизведении) либо не запомнил словесный ряд после 5-7 повторений, это говорит о низком уровне развития памяти.