Ирина Рябкова.
Семинар-практикум для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для воспитателей.
«Организация опытно-экспериментальной деятельности
Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.
Материалы для семинара : бумага, ручки, ксерокопии опытов, пластиковые бутылки с водой и кусочек меха, мелкие игрушки, предметные картинки.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Организация опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Участники семинара : воспитатели МБДОУ
Ход семинара
1. Упражнение «Выбери дистанцию».
Воспитатели встают на том расстоянии, которое демонстрирует их близость или отдалённость от темы семинара, и объясняют свой выбор).
2. Теоретическая часть.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.
Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно - исследовательской (поисковой) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников : «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка : в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, развивает самостоятельность, активность, побуждает детей сравнивать, сопоставлять, развивает наблюдательность, восприятие и мышление. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём. Наблюдения, опыты экспериментирование способствуют формированию у детей определённых чувств, знаний, понятий, на основе которых происходит воспитание адекватного отношения к окружающему миру, вовлечение детей в разнообразную природоохранную деятельность.
Опыты, эксперименты проводятся в совместной, самостоятельной деятельности, в процессе режимных моментов, а так же элементарные опыты включаются в каждое занятие «Социализация», опыты можно использовать на прогулке как часть наблюдения. Эксперименты проводятся один, два раза в месяц.
Упражнение «Найдите определение опыта и эксперимента»
(по карточкам с определением опыта и эксперимента).
Элементарность опытов заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным
Опыты, эксперименты используются для ознакомления детей со свойствами живой, неживой природы, а так же со свойствами предметов рукотворного мира (бумага, ткань, стекло, железо). Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде.
Опыт, эксперимент используются как способы решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована.
Опыт, эксперимент может проходить как длительное, так и как кратковременное наблюдение. Они могут проводиться с группой, с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми.
Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу : анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера (прорастание семян). Воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.
Заключительным моментом опыта, эксперимента, является формулирование и фиксация выводов на основе полученных результатов.
Опыты, эксперименты различают как специально организованные, самостоятельно организованные детьми и спонтанно возникающие.
Упражнение «Определение порядка структурных компонентов эксперимента» (попросить выложить по порядку структуру эксперимента)
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
1. Внешние стимулы (новизна, необычность объекта)
2. Тайна, сюрприз
3. Мотив помощи
4. Познавательный мотив (почему так)
5. Ситуация выбора
Организационный момент должен быть игровым, сюжетным увлекать и заинтересовывать детей. Мотив экспериментирования должен быть осознанным ребенком (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно) Также необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная, его практическое применение, использовать больше методов, повышающих речевую активность детей.
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?» В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать - научиться – познать»
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
• Как я это делаю?
• Почему я это делаю именно так, а не иначе?
• Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Примерный алгоритм подготовки к проведению эксперимента:
1. Предварительная работа (наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов).
2. Определение тематики эксперимента.
3. Выбор цели, задач работы с детьми (воспитательные задачи, развивающие, познавательные).
4. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей, изучаемой темы.
5. Подготовка к фиксации результатов эксперимента в различных формах (таблицы, модели) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам эксперимента.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей, за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений, развивается доказательная речь.
Результаты проведения опытов и экспериментов находят отражение и в творческой деятельности детей.
Примерная структура занятия - экспериментирования
• Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
• Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
• Уточнение плана исследования.
• Выбор оборудования и его размещение вместе с детьми в зоне исследования.
• Анализ, обобщение, фиксация с помощью моделей полученных детьми результатов экспериментирования.
Применение метода наглядного моделирования, как показывает практика, необходимо уже с младшего возраста. Использование этого метода помогает развивать у детей важнейшие психические процессы, операции мышления, монологические формы речи. Модели помогают направлять исследование, помогают абстрагированию свойств, логизированию и обобщению отношений. Наглядное моделирование предоставляет широкие возможности для развития интереса к познанию.
3. Практическая часть.
Определение цели, задач опыта, эксперимента для педагога и детей, проведение опытов, экспериментов.
Старший возраст: «Почему белые медведи не замерзают?»
Цель: Выяснить, почему белые медведи не замерзают.
Сегодня мы познакомимся с животным. А кто это отгадайте на ощупь (кусочек густого меха помещается в «Ящик ощущений», дети ощупывают его и делают предположения)
Воспитатель предлагает загадку-описание:
Крупный зверь, хищный зверь, сильный зверь. (Белый медведь)
Мы будем говорить о белых медведях, и узнаем, почему они не замерзают. Детям предлагается посмотреть видеофильм о белых медведях.
• О ком мы посмотрели фильм?
• Вам понравились белые медведи?
• Где они живут? Дети рассказывают о внешнем виде белых медведей по моделям.
• На кого похожи белые медведи?
• На кого они охотятся?
• Умеют ли медведи плавать?
• Что помогает им ловить рыбу?
• Что делает медведица зимой?
• Где она находиться?
• Что делает медведица с медвежатами летом?
• Как медведица заботиться о медвежатах? Что помогает жить белым медведям в суровых условиях севера? (ответы детей).
• Почему они не замерзают?
Детям предлагается с помощью опыта это выяснить.
В пластиковые бутылки налить горячей воды, положить их в коробку, но одну бутылку укутать кусочком меха. Бутылки вынести на улицу. Через некоторое время бутылки внести в группу. Дети, ощупывая, сравнивают температуру воды в бутылках. Что вы почувствовали? (ответы детей)
Вывод: У белых медведей густой мех, а мех хорошо сохраняет тепло, благодаря воздуху, который находится между ворсинок.
Рефлексия. Что я взял для себя нового? Как я буду применять полученные знания в воспитательно-образовательной работе с детьми?
Всякий профессиональный успех, безусловно, проявление способностей. Я очень рада этим вашим достижениям. Желаю вам и в дальнейшем успехов в вашей профессиональной деятельности, здоровья, душевных сил, удачи.