Ольга Степашкина
Организация опытно-экспериментальной деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Поэтому для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Все дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности- задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.
Темочки:
В своей практической деятельности особое внимание уделяю применению технологии исследовательской деятельности, технологии экспериментирования. Главное достоинство технологии экспериментирования заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В ходе экспериментирования дошкольники получают самые ценные и прочные знания, т. к. добывают их в ходе собственных творческих изысканий. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств, как: самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Для организации экспериментальной деятельности детей в группе был оборудован уголок экспериментирования «Детская лаборатория» для проведения небольших «открытий». Работа в уголке предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.
Оснащением уголка экспериментирования являются:
1. Приборы – помощники: увеличительные стекла, песочные часы, компас и магниты, пипетки, вата, воронки, ё мкости для воды: стеклянные ёмкости разных форм; пластиковые миски, стаканы, бутылки, мерные стаканчики, жестяные банки, пинцеты, резиновые груши, одноразовые шприцы, стеклянные палочки, стеклянные пластины, зеркала, линейки прозрачные из оргстекла, соломинки коктейльные, ватные палочки, весы, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, скотч, свечи, пластилин, карандаши, тетради для зарисовки опытов.
2. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть.
3. Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы.
Организация экспериментальной деятельности имеет определённую структуру. Поэтому стараюсь придерживаться её во время проведения опытов, экспериментов. Перед проведением эксперимента проводила с детьми беседу, во время которой выясняла, какие знания у детей по данному вопросу уже имеются, затем подводила их к пониманию того, чего они ещё не знают и хотели бы узнать. Этот приём создаёт ситуацию успеха, когда с практическим заданием может справиться каждый ребёнок, а также позволяет легко мотивировать детей на участие в эксперименте. Затем ставила перед детьми проблему. С помощью дополнительных вопросов помогаем её осмыслить, акцентируя внимание на возможных затруднениях; поощряем дошкольников на высказывание своих вариантов решения данной проблемы. Дети выдвигают свои гипотезы, предположения. В ходе беседы стимулировала детей на эти высказывания, оказывала помощь в выборе способов действий. После выбора основной гипотезы и проговаривания системы действий, которые необходимо сделать, чтобы провести практическую проверку (опыт, организую деятельность детей по практической проверки выдвинутых гипотез. По окончании опытов напоминаю детям, какие предположения были выдвинуты, спрашиваю, какие из них подтвердились, а какие нет; оказываю помощь в формулировке выводов и подведении итога деятельности через оценку и самооценку. Обязательными условиями экспериментирования являются: практическое участие каждого ребёнка в работе, а также установление связи полученных результатов эксперимента с повседневной жизнью.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты, эксперименты с объектами неживой и живой природы: «Электрический заряд», «Воздух-невидимка», «Закваска молока», «Опыты со снегом», «Выращивание плесени», «Испытание магнита», «Вулкан», «Друзья-враги» (масло и вода, «Опыты с водой», «Скорость движения», «Танцующая виноградинка» «Секретное письмо» («тайное» письмо молоком, и др. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – ребята всё проделывают сами.
Дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…», сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство.
При проведении опытов и экспериментов учитываю следующие моменты:
Важно заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому проводить новые опыты;
Не просто показывать ребенку интересный опыт, но и объяснять доступным языком, как и почему это происходит;
Не оставлять без внимания вопросы ребенка;
В тех опытах, где нет опасности, не бояться предоставить ребенку больше самостоятельности;
Объяснить ребенку, что ни в коем случае нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво они ни выглядели;
Радоваться успехам ребенка, хвалить его и поощрять желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.
Работу по экспериментальной работе строю на поддержке детской инициативы и индивидуальности. Данная работа обеспечивает развитие двух видов детской активности — собственной детской активности, полностью определяемой им самим, и активности, которая стимулируется со стороны взрослого. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры.
Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.
Для поддержания интереса к экспериментированию использую игровую деятельность. Даю задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы (цыпленок Удивленок, кукла Любознатик). Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. Куклы вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются.
Наблюдения, сделанные в ходе практической педагогической деятельности показывают : дошкольники с удовольствием участвуют в экспериментальной деятельности, испытывают радость от собственных открытий, задают множество вопросов, что говорит о постоянном росте познавательной активности. О проведённых экспериментах дети не только рассказывают родителям, но и с удовольствием проводят их повторно в домашних условиях. Поэтому для родителей провожу консультации по организации экспериментальной деятельности дома, памятки. Родители принимают активное участие в уголке экспериментирования «Детская лаборатория», помогают в его оборудовании и пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Получение новых знаний влечет за собой возникновение новых вопросов у детей. Для совместного и самостоятельного поиска ответов на вопросы из различных областей знания в группе создана детская научная мини-билиотека, в которой представлены разные издания детских энциклопедий.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что опытно-экспериментальная деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской одаренности.
Опытно – экспериментальная деятельность – одно из современных направлений в дошкольной педагогике, за которым большое будущее. Экспериментирование способно развивать мышление, логику, познавательные и творческие способности, способствует формированию у будущего школьника основ научного мировозрения.