Приложение МААМ

Семинар-практикум для педагогов «Организация конструктивной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Рашидат Багандова
Семинар-практикум для педагогов «Организация конструктивной деятельности с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Конструирование –это практическая деятельность детей, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта. Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

Значение конструирования в формировании личности ребё нка:

1. развивает технические способности детей

2. формирует тонкую наблюдательность, сосредоточенность внимания.

3. развивает пространственное воображение; гибкость мышления

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Организация конструктивной деятельности с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

4. формирует эмоционально-волевые качества личности: дети учатся испытывать удовлетворение, создавая или совершенствуя конструкцию, значимую для других людей, стремятся добиться поставленной цели.

5. готовит детей к школе: развивает мышление, память, воображение, способность к самостоятельному творчеству.

6. способствует формированию

- обобщенных представлений о предметах, способности понимать существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями

- обобщенных способов действий, умения обследовать предметы, планировать работу, самостоятельно исправлять ошибки

- самоконтроля, способности управлять своими психическими процессами.

7. во время НОД формирует умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения.

8. сознание детей переключается с конечного результата на способы достижения цели, они начинают понимать, что, при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности.

9. способствует развитию речи

10. помогает формированию дружного детского коллектива, навыков коллективной работы

11. обогащает эстетические представления детей.

Выделяют два типа конструирования : техническое и творческое. В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п. К техническому типу конструкторской деятельности относятся : конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун», «худой простофиля волк», «прекрасный принц» и т. п. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Существование двух видов детского конструирования –творческого и технического, каждый из которых имеет свои особенности, требует дифференцированного подхода в руководстве ими.

Виды конструирования в детском саду :

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

конструирование из строительных материалов;

конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;

конструирование из природного материала.

Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников и начинается с раннего возраста.

Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада : настольных, для игр на полу, во дворе.

Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, рекомендуются наборы «Лего», имеющие более прочные способы соединения, а также пластиковые и металлические «Конструкторы», у которых крепления более сложные – с помощью винтов, гаек, шипов и т. д.

В игре «Конструктор» дети учатся решать сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы предназначены для сооружения в основном неподвижных построек.

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Соорудить из плоского материала поделку объёмной формы непросто; бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм.

Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия.

Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) – пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.

Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить; воду можно наливать в разную посуду, на холоде она замерзает и т. д.

Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д. Особенность поделок из этого материала состоит в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов.

Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии, художественного вкуса, творческой деятельности ребёнка.

Основной формой работы по обучению детей конструированию является привлечение их к участию в НОД. В зависимости от поставленных задач и наличия строительного материала может быть использован как фронтальный, так и подгрупповой способ организации детей.

Методы и приёмы работы с детьми :

Наблюдение натурального объекта Все возрастные группы

Показ и анализ образца

При недостаточном опыте конструирования или если

впервые сооружают подобную поделку и способы действий незнакомы

Показ способов действий

При недостаточном опыте конструирования или если

впервые сооружают подобную поделку и способы действий незнакомы

Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы При наличии некоторого опыта

Постановка конструктивных задач по условиям, требующим усложнения знакомой конструкции

Младший и средний возраст

Обыгрывание темы в начале занятий и в анализе Все возрастные группы, в старшем возрасте - исходя из тематики и задач

Объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки При сложных видах конструирования : из бумаги, природного материала и др.

Пояснения, вопросы

Все возрастные группы.

Постановка перед детьми проблемных задач Старший возраст

Анализ и оценка процесса работы и качества готовой продукции

Младший возраст- исключительно положительная оценка, старший- обращать внимание на эстетическую сторону, соответствие поставленным целям, характер работы, коллективизм и т. д.

Важно сформировать у детей обобщённые способы обследования предметов. Последовательность обследования:

1) целостное восприятие – рассматривание - предмета с общей характеристикой (например, «мост длинный, с плавными спусками», «здание школы большое, у него много окон» и т. д.)

2) определение общей формы предмета (форма здания напоминает большой брусок, поставленный вертикально или горизонтально); выделение основных его частей, определение их формы и величины

3) выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга (сверху, снизу, слева, справа, выше, ниже)

4) выделение более мелких частей и определение пространственного расположения их по отношению к основным; определение материала, из которого выполнена каждая часть (уточнение названия деталей строителя, природного материала, его качества и т. п.)

5) повторное восприятие (рассматривание) предмета в целом с определением его общей характеристики («вот высокий двухэтажный дом вы будете учиться строить» и т. д.)

Подбор и сочетание указанных выше методов и приёмов определяет форму организации продуктивно-конструктивной деятельности в процессе НОД.

Формы организации обучения конструированию

1. Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.

2. Конструирование по модели заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.

3. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Сначала детей учат построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.

4. Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать

5. Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т. п., и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.

6. Каркасное конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса

При выборе методов и форм организации работы необходимо помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребёнка, его нравственные качества, эстетические чувства.

При организации НОД по конструированию и выборе тем необходимо опираться на комплексно- тематическое планирование, рабочую программу группы.

Формы организации обучения конструированию необходимо чередовать, опираясь на требования программы каждой возрастной группы.

А теперь предлагаю вам проанализировать конспекты НОД по конструированию (предлагается один конспект на двоих)

Публикации по теме:

«Аукцион педагогических идей». Семинар для педагогов по использованию технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста«Аукцион педагогических идей». Семинар для педагогов по использованию технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста «Аукцион педагогических идей» (территориальный практико-ориентированный семинар в формате аукциона педагогических идей «Возможности применения.

Конспект НОД по конструктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5–6 лет) «Космодром» Цель: Развитие конструкторских способностей детей, формирование познавательной и исследовательской активности. Задачи: 1. Учить строить.

Семинар для педагогов «Организация наблюдений на экологической тропе для детей дошкольного возраста» Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники.

«Рекламное агентство». Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста на тему «Игровые технологии в развитии детей» бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сокольского муниципального района «Детский сад общеразвивающего вида №33 «Звездочка».

Семинар-практикум для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ» Цель: Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе.

Семинар-практикум для воспитателей на тему «Проведение дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей на тему «Проведение дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста» Семинар- практикум для воспитателей на тему"Проведение дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста"Цель: Познакомить воспитателей.

Семинар-практикум для воспитателей «Подвижные игры» в развитии детей дошкольного возраста Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П. Ф. Лесгафт, А. П. Усова и многие.

Семинар-практикум для педагогов «Кризис 3 лет» Актуальность. Кризис трех лет - один из самых ярких по проявлениям кризисов детства, нередко застающий родителей врасплох. Кажется, еще.

Семинар-практикум «Организация игровой деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС» МДОУ «Детский сад №20 общеразвивающего вида» Семинар - практикум «Организации игровой деятельности детей в соответствии с требованиями.

Значение конструктивной деятельности для детей дошкольного возраста Значение конструктивной деятельности для детей дошкольного возраста Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Организация конструктивной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 7 ноября 2018 в 10:02
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Организация конструктивной деятельности с детьми дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Рашидат Багандова (УИ 120800) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД