Ирина Соколова
Семинар-практикум для воспитателей «Наставничество в образовании в современных условиях»
▼ Скачать +Заказ
1. Слайд
НАСТАВНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАНИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Современная система образования меняется, так как должна реагировать на
внешние вызовы – в первую очередь, вызовы экономические и социальные
НАСТАВНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАНИИ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ предполагает
… научиться учиться, научиться жить, научиться
жить вместе, научиться ответственности…
2. Слайд
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Наставничество в образовании в современных условиях“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Наставничество. Работа наставника
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Сегодня возрождение наставничества является важным событием в истории современной России и рассматривается как эффективный инструмент развития кадрового потенциала образовательной организации
В национальном проекте «Образование» предусматривается, что к 2024 году не менее 70% обучающихся и педагогических работников общеобразовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения
3. Слайд
2023 год объявлен годом педагога и наставника. Цель Года педагога и наставника, который объявил Президент – повысить статус педагогов, в том числе тех, кто ведет наставническую деятельность
• Президент Российской Федерации В. В. Путин считает «Место наставничеству, верности традициям есть в любом деле. Система мотивации для наставников должна быть создана, и это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков»
4 - 5 Слайд
Наставничество - не только актуализированная методология, но и возрождение старой практики
Суть наставничества – передача богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому педагогу, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки. Наставник берет на себя ответственность за качество педагогического процесса в группе наставляемого, координирует его педагогическую деятельность.
Ожидаемый результат- работа в паре научит молодого педагога анализировать свои педагогические действия, сформирует у него эмоционально-ценностное отношение к профессии на личном примере
10
11. Наставничество
не только актуализированная методология, но и возрождение старой практики
-
форма участия опытных профессионалов в подготовке и воспитании
молодежи по соответствующей профессии.
•Суть наставничества – передача богатого личного опыта
профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его
адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и
поддержки.
12. Наставник
• – человек, осуществляющий
наставничество. Наставники
были уже в Древнем Риме, там
так называли домашних
учителей. В России эта форма
начала развиваться с 30-х
годов, достигнув расцвета в 70х годах ХХ столетия.
Смысл наставничества – провести своего подопечного (подшефного)
«над пропастью», по «бездне» как через самые сложные моменты
профессиональной деятельности
13. Каким должен быть наставник?
Быть наставником, значит обладать рядом качеств, таких как:
Уверенность в себе;
Стрессоустойчивость;
Коммуникабельность;
Толерантность;
Ответственность;
Непредвзятость;
Пунктуальность;
Лидерство;
Компетентность (знание нормативно-правовой базы
образовательной организации, традиций и неформальных правил)
Важно! Работа наставника, это работа с группой людей, нужно быть
готовым к нестандартным ситуациям и обладать способностью найти
13
положительный выход из них.
14. ИСТОРИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА
• Форма взаимоотношений между учителем и учеником существовала уже
в первобытном обществе в виде обряда инициации - имянаречения. Для
подготовки к этому обряду выделялись специальные наставники,
которые обучали молодых людей определенным ритуальным правилам
и умениям.
С разделением труда длительное время наставничество существовало в
форме профессионального обучения - подмастерья (мастер - ученик).
Наставничество в широком смысле присуще всем формам обучения и
системам образования.
• В отечественной практике получило развитие массовое движение
наставничества в системе профессионально-технического образования и
производственного обучения (с конца 50-х гг.). осуществлялось как
шефство опытных передовых работников над учащимися и молодыми
рабочими, пришедшими в трудовой коллектив. В обязанности
наставника входило не только обучение молодого человека
специальности, но его политическое и нравственное воспитание.
15. ИСТОРИЯ наставничества
Наставничество зародилось и получило свое развитие в рамках групповой
деятельности людей. С развитием социума появлялись новые виды
деятельности и профессии для овладения которыми был необходим более
долгий и тщательный вид подготовки с целью выявления индивидов,
способных к конкретной, более сложной, чем у предыдущих поколений,
профессиональной деятельности. Таким образом, наставничество
формировалось на протяжении жизни практически всех поколений
человечества с первобытной эпохи.
16. ИСТОРИЯ наставничества
Освоить новые знания и обрести профессиональные навыки без
наставников было невозможно, поэтому феномен наставничества стал
закономерностью цивилизационного процесса.
17. ИСТОРИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА
В СССР на предприятиях также было наставничество. Помогать молодому
специалисту стать хорошим мастером – это честь для наставника, его прямая
обязанность.
Сейчас этого мало.
Во-первых, самому наставляемом, нужна не только профессиональная
подготовка, но и структурная, коммуникационная, ценностная, иначе он не
сможет реализоваться в коллективе!
Во-вторых, сам наставник не хочет помогать кому-то просто так, и ему нужна
мотивация.
Один из вариантов – участие в чем-то реально глобальном и полезном, как
Нацпроект, получение признания на разных площадках, даже тиражирование
собственной успешной практики с этим конкретным школьником и студентом.
Личный бренд и признание!
Рыбаков-Фонд планирует перевести “надо” в раздел “хочу”, как со стороны
наставляемого, так и со стороны наставника
17
18. На протяжении своей истории содержание наставничества постоянно эволюционировало, наконец получив свои современные
определения.
Соответствующие отраслевые словари смысловые нюансы
понятия "наставник" описывают, используя следующие
характеристики: "тот, кто дает советы, обучает; советчик,
учитель; смотритель ".
• Термин "наставлять" имеет значение "давая советы, учить
чему-то; приводить, направлять, нацеливать и т. д. в нужном
направлении; направлять"
18
19. Кто же будет этими самыми наставниками? И какие проблемы решит наставничество?
• Конечно, лучший наставник – это педагог. Если мы говорим в
философском и психологическом смысле.
• Настоящий педагог никогда не ограничивается простой
передачей знаний, но учит жить, прививает ценности и
смыслы.
• Проблема в другом – у современного учителя нет времени на
интеграцию в программу наставничества, а сегодня нужны
вовлеченные наставники.
19
20. Основные категории процесса наставничества
Развитие - процесс становления его личности под влиянием внешних и
внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных
факторов;
Воспитание - целенаправленный процесс формирования интеллекта,
физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному
участию в трудовой деятельности;
Профессиональная адаптация - процесс приспособления (привыкания)
человека к содержанию, условиям, организации и режиму труда, к
коллективу. Успешная профессиональная адаптация является одним из
показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию
положительного отношения работника к своей деятельности, сближению
общественной и личной мотивации трудовой деятельности.
21. Типы наставничества
• Прямое - непосредственный контакт с
учеником, общение с ним не только в
рабочее время, но и в неформальной
обстановке;
• Опосредованное – наставничество
проявляется только формально, путем
советов, рекомендаций, но личные
контакты сводятся к минимуму, а
также влияние на его окружающую
среду;
• Коллективное - наставничество
распространяется на весь коллектив
учеников.
22. Типы наставничества
• Скрытое - когда наставник
воздействует на ученика незаметно
для второго;
• Открытое - двустороннее
взаимодействие наставника и
воспитуемого;
• Индивидуальное - когда все силы
направлены на воспитание одного
ученика.
Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны –
деятельность наставника, с другой – деятельность ученика, воспитанника. Этот
процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из
разновидностей педагогического взаимодействия.
23. В зависимости от сферы применения, выделяют следующие типы наставничества :
• 1. Основанное на общине, например,
несовершеннолетних, людей с ограниченными
возможностями и т. д.
• 2. Религиозное - наставничество со специфическим
духовным ударением (Христианское, Иудейское и
другие).
• 3. Профессиональное (производственное) наставничество, которое подчеркивает обучении
основным навыкам определенной профессии.
23
24. Особое развитие приобретает корпоративное наставничество, которое сумело превратиться в привычный инструмент развития лидеров в
компании. Сегодня почти половина менеджеров американских
организаций признает, что участвовали в тех или иных наставнических
мероприятиях
• Общество все более открыто воспринимает наставнические
практики.
• Наставничество сегодня воспринимается уже не как
инструмент решения проблем, а как инструмент развития.
• Несмотря на то, что на наставничество в бизнесе тратятся
значительные средства, однако ничего из этой суммы не
тратится даром
24
25. 4. Образовательное - наставничество с ударением на учебном компоненте и достижениях.
4. Образовательное - наставничество с ударением
на учебном компоненте и достижениях.
• В сфере образования, наставниками являются профессора
той области, в которой заинтересован студент.
• Такой тип наставничества можно охарактеризовать как
комплексный интерактивный процесс между индивидами,
которые имеют разный уровень знаний и опыта.
• Следствием этого сотрудничества ожидается
образовательный и карьерный рост обучающего.
25
26. Наставничество - это поддержка и вдохновение для молодой личности на пути развития собственного потенциала и собственных
навыков, а также выбора и становления тем, кем он
хочет быть.
Наставник обеспечивает подопечному провод, делится мудростью, знаниями и
поддерживает подопечного способом, который последний способен эффективно
воспринять и из которого сможет больше воспользоваться.
В общем наставничество является сложным и многогранным процессом, в
котором наставник может принимать на себя следующие роли: тренер,
доверенное лицо, друг, проводник, слушатель, партнер, вдохновитель,
учитель и т. д.
В этом двустороннем процессе растет и развивается не только подопечный, но и
наставник. Наставничество является ярким примером педагогики
сотрудничества, противопоставляется привычной для постсоветских стран
26
образовательной системе, авторитарного подхода к процессу
профессионального развития и становления.
27. Современные наставники – представители трех целевых баз:
• выпускники с их мотивацией помочь школе, в
которой они когда-то учились
• педагоги-психологи и организаторы – скорее, как
кураторы программы, независимые наблюдатели и
помощники
• наконец, сами представители предприятий.
27
28. Их интерес должен быть оценен отдельно
Проблема многих региональных предприятий – старение
кадров и бизнес-моделей, нехватка свежих идей, отсутствие
ресурсов на обучение сотрудников новым “фишкам” – от
цифровых решений до эмоционального интеллекта в общении
с клиентами, например.
• Наставничество закроет все эти задачи: хочешь получить
подготовленные и лояльные кадры – окажи влияние на
процесс их воспитания.
28
29. В условиях образовательных реформ нужна другая методика воспитания, а отсюда и признание так называемой "педагогики
В условиях образовательных реформ нужна другая методика
воспитания, а отсюда и признание так называемой "педагогики
партнерства",
которая является одним из компонентов наставничества.
• Ее сущность заключается в демократическом и
гуманном отношении к подопечному, обеспечении его
права на выбор, на собственное достоинство,
уважение, право самостоятельно делать жизненный
выбор.
• Такой подход является свидетельством того, что
наставничество имеет основания для того, чтобы
восприниматься и использоваться в отечественном
образовании.
29
30. Понятие наставничества, очень актуально для нового образования, однако все еще остается малоисследованным. Основные его
Понятие наставничества, очень актуально для нового образования, однако
все еще остается малоисследованным.
Основные его принципы и ценности присущи новой российской педагогике,
служат качественным основанием для развития этой практики в России.
• В сочетании с ценным зарубежным опытом это будет способствовать
максимальному использованию прогрессивных идей в
реформировании отечественной педагогики.
• Стоит также отметить, что практика наставничества нашла свое
место не только в образовательной сфере, но и все чаще
используется в сфере человеческих ресурсов и менеджмента,
демонстрируя плодотворные результаты, поскольку прежде всего
она имеет целью личностное и профессиональное развитие
человека, которое может осуществляться в различных условиях в
течение всего процесса жизнедеятельности.
30
31. Какие проблемы решит наставничество в общеобразовательной организации?
• Комплексно: от проблем успеваемости до интеграции в школьное
сообщество. Наши дети выпадают из общественной системы,
особенно подростки, которым нужна сильная привязка, доверие,
комфортное самоощущение.
• Наставник-ровесник поможет им и влиться в коллектив, и
подтянуть учебу, и найти себя. Это и клуб по интересам, и друг с
определенной субординацией, и мотиватор и человек, в чей
реальный опыт успеха веришь (в отличие от блогеров на YouTube,
которые никак не могут доказать свой успех).
31
32. Какие проблемы решит наставничество в общеобразовательной организации?
• Современный учитель и воспитатель заинтересованы в
освоении новых форматов педагогического наставничества,
перспективных и потенциально ресурсных для
профессионального развития, персонифицированного
повышения квалификации в совместной образовательной
деятельности, формирования своего имиджа на
муниципальном уровне.
• Одновременно происходит обогащение педагогического
наставничества в отношении обучающихся
общеобразовательных организаций в таких формах, как
тьюторство, коллективное взаимодействие старших и
младших школьников (содружество, шефство, волонтерство
и добровольчество.
32
33. Легко правильно следовать за тем, кто правильно идет впереди. Я. А. Коменский
• Наставничество – это практическое решение,
которое может быть введено в любую
организацию.