Ирина Лаптева
Семинар-практикум для родителей совместно с детьми по использованию Тризовских игр в группе «Непоседы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать родителям представление о технологии ОТСМ – ТРИЗ, практические навыки использования приёмов ОТСМ – ТРИЗ, рекомендации родителям по созданию условий для развития воображения, мышления, речи, творческих способностей детей.
Задачи:
Расширить представления родителей о роли тризовских игр в развитии речи и мышления детей.
Формировать практические умения родителей по проведению речевых игр с ребёнком в семье.
Публикация «Семинар-практикум для родителей совместно с детьми по использованию Тризовских игр в группе „Непоседы“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Родительские собрания в детском саду
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Гармонизация детско – родительских отношений при проведении совместных речевых игр.
Ход проведения:
Добрый день, уважаемые родители и дети! Прошу вас занять свои места. Мы рады приветствовать Вас в нашей группе. Это значит, что всех нас объединяет интерес к теме этого практикума. Сегодня у нас необычная встреча. Мы будем говорить о развитии речи и мышлении в играх, которые нам в этом помогают.
Состоится мероприятие, посвященное играм для развития речи детей и мышления дошкольников.
Для дошкольного старшего возраста (6-7 лет) характерны существенные изменения в организме ребенка. Это определенный этап созревания. На протяжении этого периода интенсивно развивается и крепнет сердечно-сосудистая и опорно-двигательная системы организма, развиваются мелкие мышцы, развиваются и дифференцируются различные отделы центральной нервной системы.
Также для детей этого возраста характерны определенные психологические особенности развития. Им присуще развитие различных мыслительных и познавательных психических процессов, таких как воображение, внимание, речь, мышление, память.
Внимание. У ребенка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. А уже к концу этого периода наступает период развития произвольного внимания, когда ребенок учится направлять его сознательно и удерживать какое-то время на определенных объектах и предметах.
Память. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка развивается произвольная слуховая и зрительная память. Одну из главных ролей в организацииразнообразных психических процессов начинает играть именно память.
Развитие мышления. К завершению этапа дошкольного возрастаускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения, сравнения и классификации, а также способностиопределять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире.
Развитие воображения. Творческое воображение развивается к концу периода дошкольного возрастаблагодаря различным играм, конкретности и яркости представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям.
Речевое развитие:
• дети способныправильно произносить все звуки родного языка,
• способнык простейшему звуковому анализу слов,
• обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов).
• грамматически правильно строят предложения,
• умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать,
• свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль,
• способныпередавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно,
• способныиспользовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения
Интеллектуальное развитие:
• дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей,
• они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов,
• с удовольствием воспринимают любую новую информацию,
• имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
Мотивы поведения:
• интерес к новым видам деятельности;
• интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них;
• проявляют познавательные интересы;
• устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Для того чтобы ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог в разумных пределах фантазировать, активно мыслить и изобретать, мыслить нестандартно, нам всем очень важно приобщиться к ТРИЗ - теории решения изобретательских задач. Наше время – время перемен. Сейчас в России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Сотрудники нашего детского сада тоже пришли к выводу, что нельзя работать по- старому. Изменения, произошедшие в нашем обществе, требуют новых мыслящих людей. Американский ученый К. Тейлор отмечал: «Творческая деятельность оказывает огромное влияние на все общество в целом. То государство, которое сумеет лучше всего опознать творческие личности, развить их и создать для них самые благоприятные условия, будут иметь большое преимущество»
Мы считаем, что познание детьми окружающего мира должно происходить не только путем сообщения им какого-либо объема знаний, но и посредством творческой поисковой деятельности. Надо побуждать детей на основе имеющихся представлений делать открытия. Это будут открытия для себя.
Наш девиз: «Педагог, воспитывай так, чтобы ребенок был искателем и открывателем знаний» В. Сухомлинский.
В этом нам помогает ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Основатель ТРИЗ – Генрих Саулович Альтшуллер. Начал он придумывать и составлять свою систему еще в 1945 году. Но вначале он и его последователи внедряли ТРИЗ в технику. С 1987 года ТРИЗ пришел в детский сад.
В целом тризовская педагогика не просто развивает фантазию, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих событий, учить ребенка быть пытливым, любознательным, что очень важно для будущего школьника. Тризовская технология идет от ребенка, а не от взрослого: пусть гением будет ребенок, лишенный стереотипов в своем познании мира. Тризовцы считают, что если в детстве малыш придумывает, как спасти Колобка от лисы, то будучи взрослым, всегда будет изобретательным, умеющим найти выход из любого, даже трудного положения. А это, согласитесь, очень важное для человека качество.
Тризовская педагогика ориентирована на личность ребенка, его индивидуальность, этой педагогике чужд авторитарный стиль общения с детьми, в ней преобладает доверительный, личностно-ориентированный стиль, что в свою очередь, очень благоприятно отражается на ребенке: ребенок раскомплексован, свободен в суждениях, умеет отстоять свою точку зрения.
Здесь детям некогда скучать, потому что во время обучения используются диалоги, живое общение, дискуссии. Воспитатели, которые придерживаются развития по ТРИЗ для дошкольников, в первую очередь обращают внимание на любопытные вещи. При этом предлагают посмотреть на интересное событие или предмет с разных сторон. Найти что-то хорошее, потом плохое.
Предлагаю вам познакомиться с развивающими играми технологии ТРИЗ. Играя в эти игры с дома, на улице, по дороге в детский сад, вы сможете развивать у детей внимание, память, логику, расширять познавательные способности детей, обогащать и развивать речь.
Эти игры не требуют какой - либо подготовки. Важно только ваше желание и желание ребенка.
Предлагаю вашему вниманию игры, в которые играют ваши дети.
Игры проигрываются вместе с родителями.
Одно из главных направлений ТРИЗ – знакомить детей с противоречиями. Это один из способов показать ребенку жизнь такой, какая она есть – противоречивой. Мы должны донести до наших ребят, что во всяком плохом, есть толика хорошего, и наоборот, в бочке меда есть ложка дегтя.
Вот для этого и была придумана интересная игра: «Хорошо-плохо». Играть в эту игру и открывать настоящий окружающий мир нужно, действуя по правилам: все предметы, явления, поступки, сказки рассматривать сначала с хорошей позиции, а затем с плохой, но обязательно вернуться к положительному, чему-то хорошему, помня, что мы формируем совсем маленького ребенка.
Игра «Хорошо – плохо» может возникнуть неожиданно, когда вы с ребенком бываете дома, по пути в магазин, а детский сад.
Игра будет проходить живо, ели вы с ребенком будете проигрывать ее в ролях: мама говорит, что хорошо, а ребенок, что плохо (или наоборот). Кто первым закончил, то и проиграл.
Игра «Хорошо – плохо» - учит самостоятельно находить противоречия в объекте. Выбираете любой объект, который знаком ребёнку, и предлагаете малышу назвать положительные и отрицательные стороны этого объекта.
Например: Игрушка – хорошо, что можно играть, а плохо, что может быстро сломаться и т. д.
Игра «Объяснялки» - учит ребёнка объяснять наличие противоположных значений одного признака у объекта с точки зрения двух разных требований.
Ребёнок находит два противоположных признака и объясняет, для чего и когда они нужны. Например (зонтик маленький и большой, Маленький, чтобы помещался в сумку, большой – когда идёт дождь).
Игра «Наоборот»-работа над антонимами. Например: высокий – низкий, грязный – чистый и т. д.
А теперь придумай, что совмещает в себе эти свойства? Например: что у нас острое и тупое одновременно? (Нож – острый, а ручка – тупая) и т. д.
Работа с признаками
Раннее детство – период накопления сенсорного опыта. Уже к концу 3-го года жизни ребенок владеет умением сравнивать предметы, группировать их по каким-то признакам. В дошкольном возрасте формируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Понимание имени признака является важнейшим инструментом формирования обобщения. Ребенок может понять, что звук, цвет, форма, материал и другое – это признаки объектов. формировать обобщенное понятие имени признака, научить выявлять и называть признаки, их значения. Базовой моделью стала модель: объект- имя признака – значение признака. Цель метода «Объект – Имя признака – Значение признака» - формирование понятия, что у каждого объекта есть имена признаков и у конкретного объекта есть конкретные значения этих имен признаков. Изменение имени признака объекта при решении проблемной ситуации есть основной инструмент стратегии работы с творческой задачей. Работа с именами признаков – это база сенсорного воспитания дошкольников.
Мы с помощью методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ сначала даем обобщающее слово имени признака, а потом накапливаем значения этого признака.
Игра «Домино» - представляет собой карточки прямоугольной формы, разделенные на две равные части. На одной половинке карточки изображен объект, на другой – схематическое изображение имени признака.
Цель игры:упражнять детей в нахождении значения разных имен признаков у объектов, уметь доказывать свой ответ.
Игра «Парочки»
Цель:Закреплять умение детей выделять и называть в объектах одинаковые по значению имена признаков.
Для игры подбираются предметные картинки. Дети берут по две картинки, ищут в них одинаковое по значению имя признака и называют его. Например: пара картинок «Платье – цыпленок». Платье по цвету желтое и цыпленок по цвету желтый.
Игра «Магазин»
Цель:Формировать умение описывать объекты по признакам.
Ход игры:Ребенок выбирает в магазине любой объект и описывает его по признакам.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель:Упражнять детей в умении описывать объект, используя признаки : цвет, форма, части, рельеф, действие. Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, умение работать со схемой признака, наглядно-образное мышление, речь. Воспитывать интерес к совместным играм, умение выслушать сверстника.
Оборудование:Карточки-признаки, чудесный мешочек с объектами (мандарин, грецкий орех, яблоко, сухарик, поднос.
Ход игры: Ребенок достает из мешочка объект, называет его и переворачивает признак - карточку на пособии, по которому он будет описывать объект.
Игра «Лото»
Цель игры: Способствовать умению детей распознавать в объектах имена признаков и называть их.
Материал:17 карт, разделенных на 4 части, и карточки.
Ход: Ведущий раздает детям большие карты, на которых изображен один признак. Сам предлагает по одной карточке с объектом с вопросом: «Кому подходит этот объект?».
Дети должны доказать, по какому признаку подходит им этот объект. Если ребенок смог это сделать, он берет карточку с объектом себе. Выигрывает тот, кто первым заполнит карточками с объектами свою большую карту.
Игра «Расскажи корзинке об объекте».
Цель: Упражнять в умении составлять описательные рассказы об объектах с помощью значков имен признаков. Ребенку предлагается составить описательный рассказ по какому-либо объекту по тем именам признаков, которые «открыла» корзинка.
Игра «Назови объект такой же, как…»
Цель: Упражнять в подборе объектов по сходным значениям имени признака (например) «Форма».
Ход: Ребята, назовите объект, по форме как треугольник; по форме как круг, по форме как прямоугольник, по форме как квадрат. По какому признаку похожи все эти объекты.
Способность устанавливать связь между причиной и следствием на основе предыдущего опыта для прогнозирования ситуаций в будущем считается одной из граней интеллекта, а именно – логическим мышлением. С какого же возраста у ребенка начинает складываться эта способность?
Первый этап - формирование у детей умения видеть и устанавливать причинно - следственные связи. На этом этапе, в начале, ведется работа по установлению связи от причины к следствию, затем рассматриваются связи устанавливающие причину (от следствия к причине). Установление простых причинно-следственных связей — служит основой более сложных схем причинных отношений.
Второй этап. Многообразие причин и следствий. На этом этапе дети знакомятся с многообразием следствий одной причины и многообразием причин одного следствия.
Третий этап - «Эффект домино» и «Веерообразность» Этот этап работы знакомит детей с типом причинно-следственных связей, когда воздействие одной причины вызывает целую цепочку следствий. При этом эффекте полученное следствие одновременно становиться причиной для другого следствия.
Четвертый этап: Принцип обратной связи Причинность нельзя рассматривать только как однонаправленное действие со стороны причины на следствие, так как она является внутренним содержанием не только связи, но и взаимодействия явлений. Взаимодействие объектов и явлений между собой усложняет картину причинно-следственных отношений. Следствие распространяет своего влияния не только «вперед» (в качестве новой причины, рождающей новое следствие, но и в определенной временной перспективе «назад», на производящую его причину, видоизменяя, истощая или увеличивая ее силы, особенно в тех случаях, когда причинная связь не мгновенна. Например: Кофемолка (признак действия) вращается – поэтому измельчаются зёрна кофе (размер) - измельченные зерна (размер) засоряют кофемолку, притупляют ее детали (рельеф) и приводят к ее поломке. Таким образом, кофемолка воздействует на зерна кофе, а они в свою очередь влияют на кофемолку.
Игра «Почему это произошло?»
Предложите ребё нку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:
-На улице стояло много людей…
-Дети стояли, открыв рот от изумления…
-Вода стала в чашечке мутной….
-Внезапно в комнате погас свет…
-Мама открыла дверь в комнату и ахнула… и т. д
Постарайтесь придумать как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций. Например: мама могла удивиться, увидев подарок на столе или разбитую чашку, а может быть Карлсона, сидящего на подоконнике.
Игра «Что может произойти, если…»
-Если положить лёд на ладонь. То …
-Если у медведя вырастут крылья, то …
-Если полететь высоко – высоко, то …
-Если съесть много мороженого, то … и т. д.
Подключите фантазию: если выбросить кусочек хлеба, то его могут скушать птички, он может упасть на голову кому-то, его отнесет ветром в волшебную страну и хлебный кусочек превратится в съедобный домик.
Игра «Продолжи предложения»
-Девочка весело смеялась, потому то…
-Если наступит праздник, то …
-Собака печально бродила по улице, потому что …
-Мы уехали и забыли полить цветы, поэтому …
-Птицы начали собираться в тёплые края, потому что. и т. д
Игра «Найди связь»
Предложите ребенку найти связь между двумя предложениями, на первый взгляд не имеющих ничего общего. Объясните, как все происходило. Например: Шишка упала с ёлки. Автобус не пришёл вовремя.
Белка сидела на дереве и упустила шишку. В это время под деревом сидел зайчик, на которого упала шишка. С перепугу трусишка бросился бежать и выскочил на дорогу. Дети, сидящие в автобусе, выбежали посмотреть на зайца и разбрелись. Водитель их долго ждал и поэтому автобус не пришел на станцию вовремя.
Игра «Невероятные фантазии»
-Что произойдёт, если зима будет круглый год?
-Что произойдёт, если рыбы начнут летать?
-Что произойдёт, если человек будет ростом с дом? И т. д.
Игра «Понимание назначения»
-Зачем человеку нужно имя?
-Зачем нужны светофоры на улицах?
-Зачем нужна печка?
-Что можно сделать, если ты заблудился? И т. д
Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии
Есть такая игра в ТРИЗ-педагогике «Да-Нет». Она имеет множество разновидностей. Суть игры заключается в разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, ситуацию и т. д. Отгадку надо найти при помощи вопросов, ответами на которые могут быть слова «да» и «нет».
Игра «Да – нет»(пространственная)
«Да-Нет» на основе ориентировки в пространстве самая простая, с нее и следует начинать обучение. Объекты, среди которых нужно отыскать задуманный, могут располагаться:
-в одномерном пространстве: по горизонтали, вертикали, диагонали;
-в двухмерном пространстве на плоскости.
Правила пространственной «Да-Нет»
Объекты (цифры, числа, картинки, игрушки) должны быть выстроены линейно, расставлены на плоскости или распределены в объемном пространстве.
Ведущий дает задание: найти загаданный объект. Отгадывающие должны задавать вопросы его поиску, не перечисляя названия объектов, а сужая поле поиска, отсекая часть пространства. Правило: «Найди середину, убери половину». На вопросы можно отвечать «Да», «Нет». Чем меньше вопросов будет задано до отгадки – тем больше игроки молодцы.
Игра «Да-нет» (линейная)
Позволяет освоить одномерное пространство, учить детей ориентироваться в правой, левой стороне, формирует понятия выше – ниже, дальше – ближе.
Задача играющих: с помощью вопросов отгадать загаданный объект. Правило для играющих: находим середину, убираем половину; на вопросы играющих ведущий отвечает только словами «да» или «нет».
Для нахождения середины в линейной игре «Да-нет» пользуемся несколькими приемами: середину можно найти:
- носом,
- руками,
- ногами,
- глазами,
- приемом «качели» (картинки выставлены в кармашки).
Игра «Да-нет» (плоскостная)
Формирует умение детей ориентироваться в двухмерном пространстве.
Игра организуется на плоскости стола. Для деления пространства используется шнур. При организации игры напоминаются правило: находим середину, убираем половину. Объекты выбирают родители.
Игра «Да – нет»(числовая)
Позволяет детям научиться сужать поле поиска в числовом ряде, при этом достаточно быстро освоить порядковый счет, сформировать умение различать большее и меньшее число, выделять середину числового ряда и осваивать промежуточные числа. Это происходит на фоне устойчивого интереса к данному виду деятельности у дошкольников и развития познавательных способностей.
Игра «Да – нет» (классификационная)
Формирует умение классифицировать объекты, находить задуманный объект, отсекая лишние признаки.
Ведущий загадывает предмет. Дети задают вопросы. Ведущий должен научить детей задавать вопросы по определенной схеме
Составление загадок по алгоритму» ТРИЗ технология
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей, способствуют формированию образности речи, мышления, памяти, воображения детей дошкольного возраста. А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста.
Обучение должно идти следующим образом.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1
Какой? Что бывает таким же?
Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
Модель 2
Методика работы с моделью 2 аналогична с первой.
Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Что делает? Что (кто) делает так же?
Модель 3
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже? Чем отличается?
ТРИЗ — не просто система игр и увлекательных заданий. Это превосходный инструмент для тренировки интеллекта, развития творческих способностей, а также для активного изучения, осмысления и преобразования окружающего мира. Ребёнок, который умеет анализировать поставленные жизнью задачи с помощью инструментов и методов технологии, успешно справится с проблемами и найдёт верное их решение.
Рефлексия
Мы с вами побывали в удивительной стране, которая называется ТРИЗ. Мы постарались подобрать вам игры, в которые вы можете играть в совместной деятельности с детьми.
А в удивительной стране есть сердечки, напишите на них, пожалуйста, о том, что вам понравилось или не понравилось? Ваши пожелания, предложения и опустите в шкатулку.