Светлана Пилипенко
Семинар-практикум для родителей «Развитие детского словаря»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Просвещение родителей по вопросам развития словаря у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить с особенностями развития словаря у детей дошкольного возраста.
2. Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений в домашних условиях, направленных на развитие детского словаря.
3. Привлечь внимание родителей к вопросам развития детского словаря.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Развитие детского словаря“» размещена в разделах
Ход семинара-практикума
Добрый вечер уважаемые родители!
Тема нашей встречи – развитие детского словаря. Не для кого не секрет, что богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. И напротив, бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. Дети не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Следовательно, необходима своевременная и целенаправленная работа по развитию словарного запаса у детей дошкольного возраста. Знание особенностей развития детского словаря позволит организовать работу в данном направлении более эффективно.
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Остановимся кратко на характеристике каждой из сторон.
Количественный рост словаря. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются к концу 1 года жизни – 10-12 слов. Развитие понимания речи значительной мере опережает активный словарь. После 1.5 лет обогащение словаря происходит быстрыми темпами, и концу 2 года жизни он составляет 300-400 слов, а к 3 годам достигает 1500 слов. Огромный скачок происходит не только за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5лет – до 2000-2500, а в 6-7 лет до 3500- 4000 слов.
Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов, во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. Например, по данным австрийских психологов, пятилетний ребенок произносит в среднем около 11 тыс. слов в день. Наиболее часто используемое слово – «я», затем следуют выражения «я хочу», «я буду», «я люблю».
В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни. Так, в исследовании В. В. Гербовой установлены особенности содержания наиболее употребительных частей речи в словаре детей третьего года жизни. Среди существительных названия предметов обихода составляют 36%; названия объектов живой природы – 16.5%; названия средств передвижения – 15.9%. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия явлений неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы.
Эти данные, свидетельствуют о том, что дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими.
Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов.
Наиболее удачное объяснение смысловой природы детских слов дал русский языковед А. А. Потебня, который считал, что значения первых слов у детей есть не действие, не предмет, а чувственный образ. Первые слова, в сущности, еще не являются словами. Настоящее слово рождается, как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет.
Четкая предметная отнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка и является продуктом развития. Уже с 10 – 11 месяцев ребенок начинает реагировать не только на звуковую сторону слова, но и на его содержание. Сначала слово ассоциируется только с единичным предметом, постепенно с развитием способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной категории.
Пути развития обобщения у детей охарактеризовала М. М. Кольцова. По ее данным, сначало слово выступает для ребенка лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая включает и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказано. Слово становится интегрирующим сигналом, проходя при этом ряд промежуточных ступеней:
• Первая степень обобщения являются обобщенные имена и названия единичного предмета; в возрасте от одного до двух лет дети усваивают слова, соотнося название только с конкретным предметом (кукла только вот эта кукла, таким образом, слова являются для них такими же именами собственными, как и имена людей;
• Ко второму году жизни ребенок усваивает слова второй степени обобщения, т. е. начинает понимать обобщающие значения наименований однородных предметов, действий, качеств – имен нарицательных (кукла относится к любой кукле, независимо от её размера, материала, из которого она сделана, и т. д.)
• В возрасте трех лет дети начинают усваивать слова третьей степени обобщения, обобщающие родовые понятия («игрушка», «посуда», «одежда», передающие обобщено название предметов, действий, признаков форме имени существительного («полет», «плавание», «краснота»);
• Четвертая степень обобщения – это когда в слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщений (слово «вещь» содержит в себе обобщения, которые заключают в себе слова посуду, мебель, игрушки и т. д., Такого уровня обобщения дети достигают лишь на 5м году.
После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребенок еще не осознает всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесенность слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет. Можно привести много примеро несовпадения значений слов и речи детей и взрослых. (Например: В поэтической форме показала особенности детской речи А. Барто:
- Мне не хватает теплоты,- она сказала дочке.
Дочь удивилась: - Мерзнешь ты и в летние денечки?
- Ты не поймешь, еще мала, - вздохнула мать устало.
А дочь кричит: - я поняла! – и тащит одеяло.
Формирование словаря тесно связано с процессами словообразования, т. к. по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов. Если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным уже усвоенным ранее правилам, что проявляется в детском словотворчестве. У детей растет опыт речевого общения, закрепляются навыки словообразования разными способами. Усвоение предметного, глагольного словаря и словаря проходит параллельно с овладением грамматическим строя языка.
Качественный состав словарного запаса в дошкольный период развивается следующим образом.
4-й год жизни – словарь пополняется названиями предметов и действий, с которыми дети сталкиваются в быту: части тела у человека и животных; предметы обихода; контрастные размеры предметов; некоторые цвета, формы; некоторые физические качества («холодный, гладкий», свойства действий («бьется, рвется»). Проявляется способность обозначать одним словом группу одних и тех же предметов. Дети знают определенные материалы («глина, бумага, дерево», их качества и свойства («мягкий, твердый, тонкий; рвется, бьется, ломается; шероховатый»); умеют обозначать ориентиры во времени и пространстве («утро, вечер, потом, сначала, назад, вперед»).
5-й год жизни – активное использование названий предметов, входящих в тематические циклы: продукты питания, предметы обихода, овощи, фрукты, различные материалы («ткань, бумага» и т. д.).
Однако у детей с 3 до 5 лет наблюдаются многочисленные факты ошибочного словоупотребления, переноса наименования с одного предмета на другой, сужение или, наоборот, расширения границ значения слов и их применения. Это связно с тем, что в основе освоения значений слов лежит функциональный признак предмета. Вот почему при отсутствии слова дети часто прибегают к толкованию с указанием на назначение предметов: «футляр» – «очечник»; лейка – «поливалка», мебель – «там спят» и т. д. Наименее усвоенными оказываются слова, обозначающие более отдаленные явления. Например: народ – «это на базаре. Все ходят, покупают»; неурядица – «это девочка, у которой нет нарядного платья».
Словарь дошкольников активно обогащается за счет слов, придуманных ими («ушарел» - устал надувать воздушный шарик, «красавлюсь» и т. д.) Словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи и является показателем освоения морфологических элементов языка, с которым связано количественное накопление слов и развитие их значения.
6-й год жизни – дифференцированные по степени выраженности качества и свойства («кисловатый, светло-синий, прочный, прочнее, тяжелый, тяжелее»). Расширяются знания о материалах, домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птицах, формируются видовые и родовые понятия.
7-й год жизни – подбор антонимов и синонимов к словосочетаниям, усвоение многозначности слов, самостоятельное образование сложных слов, подбор родственных слов.
К старшему дошкольному возрасту дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Вместе с тем «семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются еще далеко не завершенными». Уточнение смыслового содержания слов к 6-7 годам только набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом.
Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.
В детском саду работа по развитию лексической стороны речи осуществляется по следующим направлениям:
1. Обогащение словаря новыми словами. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков, качеств, действий и процессов и т. д.)
2. Закрепление и уточнение словаря.
3. Активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (в него входят слова, которые ребенок понимает, но не употребляет в речи) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно использует в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь.
Развитие словаря должно осуществляться в различных видах деятельности. Необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разнообразные методы и приемы словарной работы – наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание картин и игрушек, отгадывание загадок, игры и упражнения.
Игры и упражнения должны быть:
- непродолжительными;
- интересными;
- развивающие реакцию на речевую ситуацию;
- побуждающие и контролирующие свою и чужую речь.
Практическая часть
«Игротека для детей и взрослых – развиваем словарь»
1. Дидактическая игра «Солнечный зайчик»
Цель: Закрепить названия предметов, развивать ориентировку в пространстве.
Ход: Воспитатель показывает зеркало (фонарик) и показывает, как солнечные зайчики могут «бегать».
Солнечные зайчики играют на стене.
Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей,
Вот он, светленький кружок.
Вот, вот, вот – правей, правей,
Убежал на потолок.
2. Игровое упражнение «Кто? Что?»
Цель: Активизация предметного словаря.
Например: сказка Ш. Перро «Золушка»
Ход: Посмотрите на картину и назовите слова, которые отвечают на вопрос: «Кто?», а теперь «Что?»
3. Игровое упражнение «Кто что умеет делать?»
Цель: Упражнять в умении подбирать глаголы, обозначающие характерные действия.
Ход: Показываем картинки и спрашиваем: «Что умеет делать кошка? (Мяукает, мурлычит, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком). Что умеет делать женщина-кошка?
4. Игровое упражнение «Отгадки-загадки»
Цель: Активизация предметного словаря.
Ход: Узнай по описанию предмет:
Зеленая, белоствольная, кудрявая… (береза)
Стеклянный, прозрачный, граненый… (стакан)
Голодный, серый, злой (волк)
Лохматый, неуклюжий, косолапый… (медведь)
Нарядная, шерстяная, вязанная… (шапка)
5. Игровое упражнение «Путаница»
Цель: Активизация предметного словаря.
Ход: Помогите разобраться из каких слов образовались слова:
ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы
ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни
РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла
ЧЕСЛУК – чеснок и лук
РЕПУСТА – репа и капуста
6. Игровое упражнение «Слова-неприятели, слова-приятели»
Цель: Упражнять в подборе слов-антонимов, слов-синонимов.
Ход: Назови слова-неприятели:
день-ночь,
утро -,
зима - …
друг - …
добро - …
смеяться - …
А теперь слова-приятелей:
Здание - дом,
приятель -,
идти - …
глядеть - …
крошечный - …
7. Игра «На что похоже?»
Цель: Активизация словаря.
Ход: Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на … (пух, сахар, вата)
Густой туман похож на … (молоко, занавеску)
Прозрачный лед похож на… (стекло, леденец)
8. Игровое упражнение «Где и для чего можно применить предмет, который я назову»
Канцелярская кнопка:
1) Для прикрепления бумаги к доске;
2) Можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;
3) Сдать в металлолом;
4) Обвести маленький круг;
5) Положить на стол…
Гвоздь -, ботинок -, шнурок- …
9. Игровое упражнение «Закончи предложение»
Миша пошел гулять (когда…
Аня спряталась (куда…
Мише стало грустно (отчего…
Оля стояла (где) …
Таня нашла в лесу (что…и т. д.
Обратная связь
Составление синквейна со словом «семинар».
Определить свое отношение к сегодняшнему мероприятию предлагаю при помощи современного метода развития образной речи – синквейна. Синквейн – это пятистрочная стихотворная форма, которая пишется по определенным правилам.
Правила написания таковы:
1. На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. В нашем случае пусть это будет слово – семинар или словарь.
2. На второй строчке пишутся 2 прилагательных, раскрывающих тему.
3. На третьей – 3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме. (3 слова - глаголы)
4. Четвертая строчка – небольшая фраза (из 4 слов, с помощью которой характеризуется тема в целом, высказывается отношение с ней.
5. Пятая строчка - слово-резюме, характеризующее суть темы.
Нашу встречу хочется закончить словами А. П. Чехова «Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка».
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : Издательский центр «Академия», 1998.
2. Васильева С., Соколова Н. Логопедические игры для дошкольников. – М. : «Школьная пресса», 2001.
3. Фесюкова Л. Б. От трех до семи. – Харьков: «ФОЛИО», 1996.