БОБЫЛЕВА НАТАЛЬЯ
Семинар-практикум для родителей «Давайте поиграем. Развитие математических способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель-повысить компетентность родителей в вопросах развития математических способностей детей, познакомить с логическими играми математического содержания, убедить родителей в необходимости создания дома игротеки занимательных математических игр, объединить детей и родителей совместным выполнением интеллектуальных и творческих заданий.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Давайте поиграем, Развитие математических способностей детей“» размещена в разделах
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
План семинара-практикума :
1. Информация воспитателя «Роль логических игр для развития математических способностей старших дошкольников».
2. Рубрика «Учимся играя».
3. Викторина для детей и родителей «Весёлая математика».
4. Подведение итогов семинара, обмен мнениями.
Ход встречи:
1. Выступление воспитателя:
Уважаемые родители, здравствуйте! Мы рады видеть вас на нашей встрече. Скажите, хотели бы вы видеть своих детей умными, сообразительными, находчивыми, успешными школьниками?
Уже сейчас, когда нашим детям 5-6 лет, родители задумываются о будущем школьном обучении детей. Иногда родители полагают, что главное при подготовке детей к школе - это познакомить ребёнка с цифрами, научить его читать, считать, складывать, вычитать. Это, конечно, важные умения. Но очень часто запас заученных знаний быстро кончается, и у ребёнка возникают «проблемы с математикой». Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Сейчас предъявляются серьезные требования к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она «приводит в порядок ум», формирует такие жизненно важные личностные качества как внимание, память, мышление, творческие способности.
Основным методом развития математических способностей детей является организация интеллектуально-познавательной деятельности. Именно дидактические, интеллектуальные, развивающие игры опираются на поисковую активность и сообразительность ребенка, а не на усвоение каких-либо конкретных знаний и умений. Эти игры учат действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение дошкольников, развивает их математические способности. В интеллектуальных развивающих играх идет активный и осмысленный поиск, дети приобретают новый опыт. Этот опыт становится личным достоянием детей, так как его можно применять и в других условиях.
Формирование математических представлений – это не только и не столько подготовка детей к успешному овладению математикой в школе, но и их всестороннее развитие. Черпать свои знания по математике ребенок должен не только в детском саду, но и в повседневной жизни, в семье, именно здесь родители играют важнейшую роль.
Для успешного развития математических способностей дошкольников нужно создать специальную развивающую среду дома. Необходимо предоставить малышу различного вида головоломки, шахматы, шашки, детские энциклопедии, детские журналы. Математика для дошкольников должна быть осязаемой, они приемлют только игры и наглядные задания. Важным условием для развития познавательного интереса, логического мышления детей является положительный настрой ребёнка при организации игр, совместной деятельности. Нельзя заставлять ребёнка заниматься, необходимо учитывать его желание, его психологический настрой. Родители тоже обязаны полюбить математику. Поверьте, если у вас есть счеты с этим предметом со школьных времен, оставьте их в прошлом. Скорее всего, это лишь претензии к учителям или системе образования.
2. Рубрика «Учимся играя» (воспитатель знакомит родителей с логоматематическими играми и организует совместные игры родителей с детьми.
На сегодняшней встрече я познакомлю вас с математическими развивающими играми, которые мы используем в совместной деятельности с детьми в детском саду. В эти же игры вы можете играть со своими детьми дома. А как это сделать, мы свами научимся.
Игры – головоломки такие как «Волшебный круг», «Танграм», «Колумбово яйцо» представляют собой определенным образом разрезанную геометрическую фигуру (в «Танграме» это круг, в «Волшебном круге» - круг). Сущность этих игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости, из разрезанных частей определённой геометрической фигуры, силуэты птиц, животных, предметов по образцу, по схеме или замыслу. Эти игры воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться, настойчивость, самостоятельность. Выкладывая ту или иную фигуру, дети вырабатывают умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые решения. Эти игры интересны не только детям, но и взрослым.
Сейчас я предлагаю детям и родителям самостоятельно изготовить такие игры и немного поиграть в них. По желанию можно объединиться в группы, составить совместную композицию и рассказать о ней.
Родители и дети проходят к столам, на которых разложены схемы для изготовления игр, ножницы, образцы фигур, которые можно составить из частей игр. Воспитатель интересуется, всем ли понравилась игра, какие затруднения возникли.
Наиболее эффективным пособием для формирования всех мыслительных умений в комплексе на протяжении всего дошкольного детства являются блоки Дьенеша. Это набор из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: формой, цветом, размером и толщиной. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала овладевают умением оперировать одним свойством фигур, сравнивать их, классифицировать и обобщать по одному свойству, затем сразу по двум свойствам, несколько позже – по трём. С логическими блоками ребё нок выполняет различные действия: выкладывает (по образцу, по алгоритму, по схеме, по условиям, меняет местами, убирает, даёт их характеристику, делит между «поссорившимися» игрушками и т. д., а по ходу действий рассуждает.
Воспитатель предлагает родителям поиграть в игру «Найди фигуру». Эта игра уже хорошо знакома детям и они помогают своим родителям справиться с заданием. (Каждый родитель получает кодовую карточку с зашифрованными свойствами геометрической фигуры).
Викторина для родителей и детей «Весёлая математика».
Загадки, шуточные задачи и занимательные вопросы встречаются детьми с необыкновенным энтузиазмом. Они способны активизировать умственную деятельность ребенка, выработать навыки замечать главные и существенные свойства, отделяя их от второстепенных. Шуточные задачи способны создавать благоприятный эмоциональный фон, поднимать настроение. Они представляют собой игровые задания с математическим смыслом, для решения которых необходимо использовать смекалку и находчивость, а в некоторых случаях обладать чувством юмора. Задания в этих задачках необычные, они, как бы замаскированы второстепенным смыслом.
Вопросы викторины:
1Сколько бегемотов плавает в Чёрном море?
2. Если стол выше стула, то стул…
3. Чем отличается гайка от винта?
4. На берёзе висели четыре яблока. Одно яблоко упало. Сколько яблок осталось на берёзе?
5. На столе лежали 2 луковицы,1 помидор и 3 груши. Сколько всего овощей на столе?
6. Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Кто мы? (дни недели)
7. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)
8. Каштан, клён, ромашка, дуб. Что лишнее и почему?
9. Если брат старше сестры, то сестра…
10. Что общего между вентилятором и холодильником?
11. Гусь весит 5 килограммов. Сколько он будет весить если встанет на одну ногу?
12. Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (положить её на угол стола)
13. На столе стоит 3 стакана с ягодами. Витя съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?
Подведение итогов семинара, обмен мнениями.