Татьяна Глущенко
Семинар-практикум для родителей «Игры и упражнения для развития умственных и речевых способностей у детей подг. группы с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар — практикум для родителей " Игры и упражнения, на развитие умственных и речевых способностей у детей под. группы с ЗПР"
Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья дошкольников с особыми образовательными потребностями.
Задачи:
• расширить знания родителей об особенностях формирования познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Игры и упражнения для развития умственных и речевых способностей у детей подг, группы с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• познакомить родителей с разнообразием игр и упражнений, которые можно использовать для развития познавательной активности детей;
• обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности детей.
• воспитание познавательного интереса к освещенной теме.
Оборудование: игры, памятки для родителей.
Ход семинара-практикума:
1. Вводная часть
Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством Вас, родителей, ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому воспитание в семье ребенка с ОВЗ – ответственная задача, так как важнейшим является понимание состояния ребенка прежде всего Вами, родителями. В этой ситуации Вам важно понять, что ваш ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам, как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребенка.
С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации воспитателя, учителя- дефектолога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах, рассматривать с ним книжки, картинки, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка игровой деятельности и навыкам общения с детьми. Главное – Вы должны оценить возможности ребенка и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный, а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Успешная реабилитация детей с ограниченными возможностями зависит от тесного взаимодействия специалистов и семьи. Только совместная работа специалистов и семьи пойдет ребенку на пользу и приведет к положительным результатам.
2. Основная часть
Игра «Разложи фигуры по местам!»
Цель: познакомить с плоскими геометрическими формами — квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.
Материалы: доски Сегена геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
Ход игры: выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катится — вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложите детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».
«Почтовый ящик»
Цель: познакомить с объемными геометрическими фигурами разной формы; учить подбирать нужные формы.
Материал: пластмассовая или деревянная коробка с отверстиями разной формы, объемные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки.
Ход игры: обыграйте ситуацию: «Это почтовый ящик. А это посылки. Нужно опустить посылки в почтовый ящик». Объясните ребёнку, что для каждой посылки в ящике есть свое отверстие. Давайте по одной фигурке и предложите протолкнуть их внутрь почтового ящика.
Эту игру можно проводить многократно, по-разному обыгрывая ее сюжет. Можно собрать чемодан для путешествия, проталкивая «вещи» (фигуры) в соответствующие отверстия.
Игра «Построй башню»
Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб, вызывать интерес у детей к свойству предметов окружающего мира.
Оборудование: шарики и кубики одного цвета и размера находятся на подносе.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку построить башню, обращает внимание на предметы, находящиеся на подносе: «Бери все такие (показывая кубик, кубики, построим башню». При затруднениях взрослый действует совместно с ребенком. По окончании взрослый обобщает: «Башню построили из кубиков. Здесь остались только шарики».
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению практическим способом выявления свойств этих предметов.
Оборудование: мешочек, два шарика и два кубика одного размера и одного цвета.
Ход игры. вариант 1: взрослый показывает мешочек и на глазах у ребенка кладет в него шарик и кубик. Взрослый показывает второй кубик и дает ребенку его потрогать, рассмотреть. Затем предлагает достать из мешочка такой же предмет, сравнивая и обобщая выполненное действие: «Ты достал такой же, кубик». Задание повторяется с шариком.
Вариант 2: взрослый показывает мешочек и на глазах у ребенка кладет в него шарик и кубик. Ребенок держит руки за спиной, взрослый кладет ему второй кубик, просит потрогать и запомнить, что в руке. Затем предлагает достать из мешочка такой же предмет, сравнивая и обобщая выполненное действие: «Ты достал такой же, кубик». Задание повторяется с шариком.
Упражнение «Дорисуй фигуру»
Цель: закрепить названия геометрических фигур, развитие мелкой моторики, развитие творческого воображения.
Оборудование: трафареты, карандаши, лист бумаги.
Ход игры: дети обводят по трафарету геометрические фигуры. Предлагается дорисовать их, чтобы получился предмет, (например, круг можно «превратить» в солнце, и т. д.
Игра «Цветные дорожки».
Цель: закрепить названия цвета, развитие мышления.
Оборудование: карточки с «цветными дорожками», фишки.
Ход игры :перед ребенком кладется карточка, где поочередно изображены круги 2 цветов (красный, желтый, красны, желтый). Предлагается повторить и выложить такую же «дорожку».
Игра «Тяни за ленточку»
Цель: закрепить названия цвета, закрепить понятия «длинный-короткий», «широкий-узкий».
Оборудование: баночки с ленточками.
Ход игры: ребенку предлагается потянуть за ленточку. Вытягивая ленту, он называет цвет ленты. Также можно спросить «А лента-длинная или короткая?» или «Какая лента-широкая или узкая?»
3. Заключительная часть
(Каждому родителю раздаю памятку «Сенсорное развитие детей»)
Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями!