Лариса Прикот
Семинар-практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения – их значение для коррекции и развития речи детей дошкольного возраста»
Цель: Активизировать позицию родителей в коррекции и развитии речи дошкольников с ТНР.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Нейропсихологические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1. Познакомить родителей с понятиями: «нейропсихологические игры и упражнения», «речевые центры мозговых структур», «межполушарное взаимодействие».
2. Познакомить родителей с некоторыми нейропсихологическими играми и упражнениями, проиграть их.
3. Объяснить значение использования нейроигр и нейроупражнений в работе по коррекции и развитию речи детей.
4. Научить создавать нейропсихологические игры с помощью подручных средств и применять их.
5. Научить приемам совместной деятельности с детьми, вовлекая в работу родителей (законных представителей).
6. Провести совместно с родителями анализ деятельности на семинаре – практикуме на основе рефлексии.
Практическая значимость: данный семинар - практикум может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с целью коррекции и развития их речи.
Прогнозируемый результат семинара - практикума:
1. Осознание родителями своей роли в процессе речевого развития детей;
2. Овладение родителями, а в дальнейшем – применение в совместной деятельности с детьми некоторых нейропсихологических игр и упражнений.
Методы и приёмы: воспроизведение действий по показу логопеда, слайдовая презентация, игровой метод.
Оснащение: ТСО: экран, проектор; презентация «Нейропсихологические игры и упражнения – их значение для коррекции и развития речи детей дошкольного возраста»; атрибуты и раздаточный материал для игр.
Игры на семинаре: «Кулачок - ладошка», «Симметричное рисование», «Передай другому», «Колечко», «Хлопни - топни».
Предварительная работа:
- Изучение научно-методической литературы по данной теме.
- Подготовка краткой презентации для родителей по теме. «Нейропсихологические игры и упражнения – их значение для коррекции и развития речи детей дошкольного возраста» (показ слайдов).
- Подбор дидактических игр для проведения на семинаре-практикуме.
- Разработка памяток для родителей «Поиграем на досуге!».
Участники: родители, воспитатели (как ассистенты, логопед.
Ход семинара-практикума:
1. Вступительное слово логопеда.
- Известно, что игра – одно из средств воспитания детей дошкольного возраста. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, получает удовольствие взаимодействуя друг с другом, старается победить, соревнуется. Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Игра – это естественное состояние и потребность любого ребенка. В современном мире существует великое множество разных игр – настольно-печатные (лото, домино, пазлы, дидактические игры, развивающие игры, словесные (считалки, потешки, скороговорки и т. п, подвижные игры.
Сегодня вы познакомитесь с ещё одним видом игр – нейропсихологические игры. А сначала я предлагаю вам выполнить небольшой тест. Логопед, воспитатели выполняют упражнение с родителями по-очереди.
Тест на проверку межполушарных связей
Родитель держит одну руку за спиной. Логопед (воспитатель) притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке.
Родитель должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение.
- Сейчас, когда мы выполняли с вами этот тест, кому-то было легко выполнять, кому-то сложнее. Потому что у каждого из нас по-разному развито межполушарное взаимодействие. Что такое межполушарное взаимодействие? Какого его значение для развития речи дошкольников? Как мы можем его развивать? На эти и другие вопросы мы поможем вам ответить сегодня.
2. – Человеческий мозг состоит из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое – за логическое мышление, анализ, способности к математике, речь. Правое – за умение планировать, образное мышление, восприятие информации на слух. Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равноценно развиты. Когда связь между полушариями головного мозга слаба, ведущую роль берёт на себя сильное, следовательно, функциональность другого снижается. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков развития речи, а в дальнейшем нарушений чтения и письма.
Презентация «Нейропсихологические игры и упражнения – их значение для коррекции и развития речи детей дошкольного возраста»
3. Проведение игр с родителями.
Игра «Колечко» По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. При этом проговаривать звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.
В процессе этой игры концентрируется внимание, автоматизируются поставленные звуки, развивается мелкая моторика.
Игра «Кулачок - ладошка». Поочерёдно: одна рука сжимается в кулак, другая с расправленной ладонью. Можно поднять руки на уровне груди, можно выполнять на поверхности стола. На первых этапах только чередовать движения, затем добавлять речевой материал: звуки, слоги, слова, чистоговорки.
В процессе этой игры концентрируется внимание, развивается согласованность движений рук, автоматизируются звуки, корректируется слоговая структура слова.
Игра «Хлопни, топни». Нужно прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышишь. Например: на звук [Л] – хлопнуть, на звук [Р] – топнуть. (сопровождается зрительным ориентиром – карточки на которых символами изображено задание): Л Р Л (хлоп, топ, хлоп) Р Л Л (топ, хлоп, хлоп)
В процессе этой игры развивается слухоречевое внимание, дифференцируются звуки.
Игра «Симметричное рисование». Одновременное рисование указательными пальцами обеих рук (затем можно чередовать пальцы) по линиям различной конфигурации, проведение по линиям какими – либо предметами, копирование заданных линий на песке, муке, манке. Можно выложить (приклеить) симметричные «дорожки» с помощью подручных материалов (макароны, горох и т. д., а затем проводить по ним одновременно пальцами обеих рук. В усложнённом варианте добавляем речевой материал: произнесение автоматизируемых звуков, слогов, чистоговорок.
В процессе этой игры концентрируется зрительное внимание, развивается согласованность движений рук, автоматизируются звуки, корректируется слоговая структура слова.
Игра «Передай другому». Участники становятся парами друг напротив друга. Каждая пара участников держит в руках ленточки, к которым прикреплена тарелочка. Ленточки располагаются крест на крест. Участники перекладывают из тарелочки в тарелочку какой-либо предмет (шарик, картофелину, конфету и т. д.). В конце такой цепочки стоит участник с корзинкой (кастрюлькой, в которую складываются эти предметы.
В процессе этой игры концентрируется зрительное внимание, совершенствуется ориентировка в пространстве, развивается согласованность движений рук, развивается коммуникативная функция речи.
По мере выполнения игр и упражнений с родителями логопед даёт рекомендации, какие подручные средства и материалы можно использовать дома, играя с детьми. Таким образом будет вносится новизна в содержание игр, дети с большим желанием и интересом будут играть в такие игры.
4. Рефлексия.
На полу лежат 3 больших цветка – красного, желтого, белого цвета.
Красный – узнали много нового, все понравилось
Желтый – было интересно, но не понятно
Белый – все непонятно, было не интересно
(предложить родителям подойти к выбранному цветку, объяснить свой выбор).
Затем совместно обсудить с участниками семинара, насколько важна информация которую получили; приёмы, которыми овладели в практической части семинара. Что бы хотелось узнать (уточнить) в дальнейшем взаимодействии логопеда с родителями.
Используемая литература:
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили. – М. : 2001г. – 272с.
2. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. А. В. Семенович -М. : Генезис, 2012г.
3. Нейропсихологические занятия с детьми. 2 части: Практическое пособие/ В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова – М. : АЙРИС – ПРЕСС, 2015г.
4. Нейропсихологические занятия для детей/ Тимощенко Е. Г. - Малыш, 2020г. - 224с
5. Нейропсихология детского возраста. / Ю. В. Микадзе - Питер, 2021г. - 288с.
6. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно методическое пособие/ под ред. А. В. Семенович. – М. : Дрофа, 2014
7. Нейропсихологические игры. 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / Гончарова К. Н., Наумова М. И., Черткова А. В. -Феникс,2020г. -55с.
8. Основы нейропсихологии. Теория и практика / Визель Т. Г. - АСТ, 2021г. - 544с.
9. Развитие межполушарного взаимодействия у детей нейропсихологические игры. / Т. П. Трясорукова - Феникс, 2020г. - 60с.
10. «Тренируем мозг: попробуй повторить». О. А. Новиковская. – М. : АСТ, 2022г.