ОЛЕСЯ ЛАТЫШ
Семинар-практикум для родителей и детей «Роль мелкой моторики в речевом развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей со связью развития мелкой моторики и речью детей, с важностью выполнения пальчиковой гимнастики.
Оборудование: кружки зелёного и красного цвета (каждому, рисунок-схема головного мозга, карточка пальчиковой игры «Два весёлых гуся» и других упражнений («Лезгинка» и т. д., листы бумаги и по 2 карандаша (каждому родителю, пособия и игры для развития мелкой моторики, карточки с пальчиковыми играми (каждому родителю) .
Публикация «Семинар-практикум для родителей и детей „Роль мелкой моторики в речевом развитии детей“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Опросник для родителей (если ответ «да» - поднимают зелёный кружок, если ответ «нет» - красный кружок) :
1. Знаете ли Вы, что такое мелкая моторика рук?
2. Знаете ли Вы, как можно развивать мелкую моторику?
3. Влияет ли развитие мелкой моторики на овладение ребёнком процессом письма?
4. Нужно ли развивать мелкую моторику ребёнка в раннем возрасте?
5. Может ли Ваш ребёнок самостоятельно завязать шнурок бантиком на шапке или ботинках?
6. Умеет ли он застёгивать сам пуговицы и застёжку «молнию»?
7. Может ли Ваш ребёнок без Вашей помощи аккуратно вырезать и приклеивать картинки для домашнего задания?
8. Держит и он правильно ложку и вилку во время приёма пищи, карандаш и кисточку во время рисования?
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Таким образом, параллельно он развивает тонкую моторику своих рук. Что же такое тонкая моторика рук? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки.
Учёные пришли к выводу, что формирование речи начинается только тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают не только речь, но и мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Выдающийся советский педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил, что речь и ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. (Поэтому не в коим случае нельзя по рукам бить, тем самым мы наносим удары по голове) .
Доказательством взаимосвязи руки и речи является то, что человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто неосознанно помогает себе жестами. И наоборот: ребёнок, сосредоточенно пишущий или рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Это объясняется тем, что речевая зона находится в непосредственной близости от двигательной зоны коры головного мозга.
Поэтому наша речь и моторика (т. е. движение) тесно взаимосвязаны и развиваются параллельно. (Показ схемы головного мозга).
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Дети с удовольствием принимают участие в играх-потешках. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Самые известный варианты такой игры – «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза рогатая», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг) .
1. Пальчиковая игра «Два весёлых гуся». Жили у бабусиДва веселых гуся:Один серый,Другой белый -Два веселых гуся. Вытянули шеи, -У кого длиннее?Один серый,Другой белый -У кого длиннее?Мыли гуси лапкиВ луже у канавки. Один серый,Другой белый -Спрятались в канавке. Вот кричит бабуся:"Ой, пропали гуси!Один серый,другой белый -Гуси мои, гуси!"Выходили гуси,Кланялись бабусе. Один серый,Другой белый -Кланялись бабусе.
2. Упражнение «Лезгинка», «Зеркальное письмо», «Ухо – нос», «Змейка».
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами:
- с пуговицами (нанизывание бус, выкладывание различных картин,
- с сыпучими материалами (фасоль, горох, разные крупы; перебирание, рисование по крупам,
- с пробками от бутылок (нанизывание бус, ходьба пальцами по столу,
- с прищепками (самомассаж пальцев, развешивание носовых платков после стирки, прикрепление прищепок к рисункам в качестве дополнения к нему: иголки у ёжика, борода у гномика и т. д.,
- с бусинами и макаронами (нанизывание на веревочку,
- различные шнуровки (как фабричные, так и самодельные,
- аппликация (из вырезанных или рваных кусочков,
- лепка из пластилина или солёного теста (уникальность лепки заключается в том, что она способствует массажу ладоней и пальцев рук,
- рисование (карандашами, красками с помощью кисточки, кусочков поролона или самих пальцев).
Предлагаю вам ряд игр с такими предметами.
1. Игра «Кто быстрее поможет Золушке».
Оборудование: корзинки с разным наполнение, количество одинаковое (горох и фасоль, гвозди и шурупы, крупные и мелкие пуговицы) ; родители разбирают содержимое свой корзинки с помощью большого пальца и мизинца левой руки.
2. Рисуем одновременно двумя руками, левой рукой квадрат, правой- треугольник. В этом случае решается одновременно несколько задач:
- закрепление геометрических формы;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие внимания, памяти, мышления и воображения.
3. Игра «Посмотри и выложи так же».
Оборудование: счётные палочки, схематический рисунок-образец картин («Домик и машина», «Ёлка и ёжик», «Кораблик и рыбка») .
4. Игра «Угадай и слепи».
Оборудование: «чудесный мешочек» с разными небольшими игрушками, пластилин.
Родители на ощупь угадывают игрушку, а потом её лепят в подарок своим детям.
5. Индивидуальные игры:
1) игра «Собери и расставь матрёшку по порядку с закрытыми глазами»,
оборудование: матрёшка, платок для завязывания глаз;
2) игра «Крутилка», оборудование: пособие к аналогичной игре; двое родителей соревнуются, кто быстрее, «придёт» в середину пособия, крутя его только левой рукой;
3) игра «Назови сына/дочь по имени ласково и укрась хвост павлина перьями», оборудование: пособие «Павлин», 5 прищепок; родитель прикрепляет прищепку с помощью большого пальца и мизинца.
Очень надеюсь, что я смогла вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок. Для этого я хочу вам подарить комплекс пальчиковых игр, которые вы сможете выучить и играть с ребёнком дома.