ГАЛИНА БОНДАРЕВА
Семинар-практикум для педагогов «Современные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми ТМНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей с ТМНР.
Задачи:
1. Дать определение понятию «здоровье»;
2. Познакомить участников семинара-практикума с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ТМНР;
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Современные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми ТМНР“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
3. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников семинара.
Актуальность:
В наше время огромный процент обучающихся в образовательных учреждениях теряют своё здоровье, если процесс обучения организован неправильно или недостаточно органично. Поэтому, большое внимание, с моей точки зрения, следует уделять здоровьесберегающим технологиям.
А дети с ТМНР - это достаточно сложный, своеобразный контингент.
Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражаются на развитии всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, а также на моторно-двигательном развитии детей. Грубо нарушены все функции движения: управляемость, четкость, объем. Данная категория детей с трудом овладевает движениями кистей и пальцев рук, полученные умения и навыки быстро распадаются без постоянной отработки и закрепления. Дети быстро забывают ранее проделанные действия. Тяжелые множественные нарушения развития вызывают значительные затруднения у воспитанников в процессе обучения. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Именно этим и обусловлена актуальность выбранной мною сегодняшней темы.
Ход работы:
В наше время огромный процент обучающихся в образовательных учреждениях теряют своё здоровье, если процесс обучения организован неправильно или недостаточно органично. Поэтому, большое внимание, с моей точки зрения, следует уделять здоровьесберегающим технологиям.
А дети с ТМНР - это достаточно сложный, своеобразный контингент. Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражаются на развитии всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, а также на моторно-двигательном развитии детей. Грубо нарушены все функции движения: управляемость, четкость, объем. Данная категория детей с трудом овладевает движениями кистей и пальцев рук, полученные умения и навыки быстро распадаются без постоянной отработки и закрепления. Дети быстро забывают ранее проделанные действия. Тяжелые множественные нарушения развития вызывают значительные затруднения у воспитанников в процессе обучения. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Именно этим и обусловлена актуальность выбранной мною сегодняшней темы.
Учитывая специфику контингента учащихся, я стремлюсь обеспечить психологическую комфортность во время учебного процесс
Здоровье - естественное состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (Устав Всемирной организации здравоохранения). Но, известный факт, что огромный процент обучающихся в образовательных учреждениях теряют своё здоровье, если процесс обучения организован неправильно или недостаточно органично. Поэтому, большое внимание, с моей точки зрения, следует уделять здоровьесберегающим технологиям. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Сегодня я буду говорить о здоровьесберегающих технологиях в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
Дети с ТМНР - это достаточно сложный, своеобразный контингент.
Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражаются на развитии всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, а также на моторно-двигательном развитии детей. Грубо нарушены все функции движения: управляемость, четкость, объем. Данная категория детей с трудом овладевает движениями кистей и пальцев рук, полученные умения и навыки быстро распадаются без постоянной отработки и закрепления. Дети быстро забывают ранее проделанные действия. Тяжелые множественные нарушения развития вызывают значительные затруднения у воспитанников в процессе обучения.
Учитывая специфику контингента учащихся, я стремимлюсь обеспечить психологическую комфортность во время учебного процесса. При организации образовательной деятельности (проведение занятий/ уроков) необходимо учитывать:
- обстановку и гигиенические условия в помещении;
-частую смену видов деятельности на занятии;
-среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности;
- рациональное распределение нагрузки по времени занятия;
-использование игровых форм работы;
-физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятиях/ уроках;
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Их можно выделить в три подгруппы:
• организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
• психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
• учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.
В своей работе с детьми с ТМНР применяю следующие виды здоровьесберегающих технологий :
• медико-профuлактические, включающие в себя: организацию и контроль питания детей, физического развития; организацию профилактических мероприятий; контроль и помощь в обеспечении требований СанПиН; организация здоровьесберегающей среды.
• Физкультурно-оздоровительные, включающие в себя: развитие основных движений, повышение двигательной активности и укрепление здоровья ребенка.
• Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, способствующие созданию эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе взаимодействия, общения со сверстниками и взрослыми, социально-эмоциональное благополучие.
• Здоровьесберегающие образовательные технологии :
• технологии сохранения и стимулирования здоровья посредствам обязательного включения в занятия/ уроки динамических пауз, подвижных игр, релаксационных пауз, пальчиковой гимнастики;
• технологии обучения здоровому образу жизни посредствам занятий по адаптивной физической культуре;
• технологии телесной терапии с элементами массажа, музыкотерапии, психогимнастике.
• Телесно – ориентированный подход способствует расслаблению мышц, освобождению от зажимов, а значит регулированию внутреннего состояния в организме. Например, упражнение «Ласковые ладошки».
Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь. Затем разворачиваются в другом направлении и выполняют те же движения ласковыми ладошками. Так же это упражнение можно выполнять и вдвоем.
• коррекционные технологии :
Арттерапия. Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Сюда входит работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками.
Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и
подключить внутренние резервы организма ребенка такие как: красочная живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т. д.)
У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.
Если ребенок любит рисовать, то хорошим помощником станет упражнение «Цветовушка».
Выполнение упражнения «Цветовушка»
Ребенку предлагается «Напоить» краску водичкой, перенести капельку на лист бумаги, и поиграть с ней. Наклоняя лист в разные стороны, капля не должна скатиться с листа. Далее ребенку предлагается дорисовать рисунок.
Для повышения уверенности в себе применяю упражнение «Рисование по-мокрому». Смачивается лист, наносятся краски (рисунок, размывается в разные стороны, дорисовывается изображение.
Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Психогимнастика - снятие эмоционального напряжения. Используется в непосредственно-образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики.
СУ-ДЖОК терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Сочетание Су-Джок терапии и таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционных занятий.
Все прекрасно знают, как дети любят игры с песком. Детское творчество на песке и стиль взаимодействия есть проекция внутреннего мира ребенка. Специалисты – парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.
Мои наблюдения и опыт подтверждают, что игра и песок позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасными средством для развития и саморазвития ребенка.
Основными принципами игр на песке считается – создание естественно стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Осуществляется взаимный переход «Воображаемого» в «Реальное» и наоборот.
Именно поэтому важно, чтобы дети на своих участках имели доступ к песку, чтобы песок был подготовлен к встрече с ребенком.
Через все эти элементы (арттерапии, пескотерапии, сказкотерапии, игротерапии, у ребенка снижается тревожность, он избавляется от страхов и справляется с вспышками агрессивности, определяет для себя способы выхода из конфликтных ситуаций. Успокоившись, дети лучше себя чувствуют, появляется уверенность и желание воспринимать что-то новое, концентрировать свое внимание, творчески воображать и мыслить.
Особое внимание в нашей работе я уделяю развитию мелкой моторики, задачами которого являются повышение работоспособности коры головного мозга и развитие активной речи ребенка.
Для развития мелкой моторики использую пальчиковая гимнастика, игры с природным, бросовым материалом (бассейны из гороха, фасоли и т. п., а также игры с различными пособиями (шнуровки, мозаики, пазлы и т. д.).
Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время, а также в непосредственно образовательной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии применяю при реализации всех общеразвивающих программ с учетом того, что все эти программы интегрируются между собой.
Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в учреждении.
Используя в работе доступные здоровьесберегающие технологии, создаю условия для обучения и развития.
Из практического опыта работы с детьми с ТМНР, можно сделать выводы, что применение здоровьесберегающих технологий, используемых при обучении, способствуют обеспечению эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе взаимодействия, общения со сверстниками и взрослыми, оказывают положительное влияние на общее развитие детей.
У воспитанников улучшается тактильно-двигательное, слуховое и зрительное восприятие, дети более продолжительное время могут удерживать внимание, воспитывается усидчивость, появляется элементарная игровая и учебно-практическая деятельность.
У них развиваются и закрепляются функционально важные навыки, необходимые для использования в повседневной жизни, появляется уверенность в движениях, в своих силах, дети становятся более самостоятельными, а, значит, улучшается качество их жизни.
1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие. - М. : Сфера, 2012.
2. Дополнительные общеобразовательные программы для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Под ред. В. Н. Асикритова, Т. А. Алексеевой, Е. Ю. Коржовой. –СПб. : ЛЕМА, 2015.
3. Акимова М. К., Козлова В. Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учет и коррекция. – М. : Просвещение, 2002.
4. Кудинова М. А. здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. – ж. Логопед, №2, 2010г.
5. Львова И. М. Физкультминутки. Начальная школа, 2005.
6. Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009 .