Приложение МААМ

Семинар-практикум для педагогов «Современные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми ТМНР»

ГАЛИНА БОНДАРЕВА
Семинар-практикум для педагогов «Современные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми ТМНР»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей с ТМНР.

Задачи:

1. Дать определение понятию «здоровье»;

2. Познакомить участников семинара-практикума с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ТМНР;

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Современные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми ТМНР“» размещена в разделах

3. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников семинара.

Актуальность:

В наше время огромный процент обучающихся в образовательных учреждениях теряют своё здоровье, если процесс обучения организован неправильно или недостаточно органично. Поэтому, большое внимание, с моей точки зрения, следует уделять здоровьесберегающим технологиям.

А дети с ТМНР - это достаточно сложный, своеобразный контингент.

Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражаются на развитии всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, а также на моторно-двигательном развитии детей. Грубо нарушены все функции движения: управляемость, четкость, объем. Данная категория детей с трудом овладевает движениями кистей и пальцев рук, полученные умения и навыки быстро распадаются без постоянной отработки и закрепления. Дети быстро забывают ранее проделанные действия. Тяжелые множественные нарушения развития вызывают значительные затруднения у воспитанников в процессе обучения. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Именно этим и обусловлена актуальность выбранной мною сегодняшней темы.

Ход работы:

В наше время огромный процент обучающихся в образовательных учреждениях теряют своё здоровье, если процесс обучения организован неправильно или недостаточно органично. Поэтому, большое внимание, с моей точки зрения, следует уделять здоровьесберегающим технологиям.

А дети с ТМНР - это достаточно сложный, своеобразный контингент. Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражаются на развитии всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, а также на моторно-двигательном развитии детей. Грубо нарушены все функции движения: управляемость, четкость, объем. Данная категория детей с трудом овладевает движениями кистей и пальцев рук, полученные умения и навыки быстро распадаются без постоянной отработки и закрепления. Дети быстро забывают ранее проделанные действия. Тяжелые множественные нарушения развития вызывают значительные затруднения у воспитанников в процессе обучения. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Именно этим и обусловлена актуальность выбранной мною сегодняшней темы.

Учитывая специфику контингента учащихся, я стремлюсь обеспечить психологическую комфортность во время учебного процесс

Здоровье - естественное состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (Устав Всемирной организации здравоохранения). Но, известный факт, что огромный процент обучающихся в образовательных учреждениях теряют своё здоровье, если процесс обучения организован неправильно или недостаточно органично. Поэтому, большое внимание, с моей точки зрения, следует уделять здоровьесберегающим технологиям. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Сегодня я буду говорить о здоровьесберегающих технологиях в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).

Дети с ТМНР - это достаточно сложный, своеобразный контингент.

Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражаются на развитии всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, а также на моторно-двигательном развитии детей. Грубо нарушены все функции движения: управляемость, четкость, объем. Данная категория детей с трудом овладевает движениями кистей и пальцев рук, полученные умения и навыки быстро распадаются без постоянной отработки и закрепления. Дети быстро забывают ранее проделанные действия. Тяжелые множественные нарушения развития вызывают значительные затруднения у воспитанников в процессе обучения.

Учитывая специфику контингента учащихся, я стремимлюсь обеспечить психологическую комфортность во время учебного процесса. При организации образовательной деятельности (проведение занятий/ уроков) необходимо учитывать:

- обстановку и гигиенические условия в помещении;

-частую смену видов деятельности на занятии;

-среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности;

- рациональное распределение нагрузки по времени занятия;

-использование игровых форм работы;

-физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятиях/ уроках;

- создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Их можно выделить в три подгруппы:

организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

• учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

В своей работе с детьми с ТМНР применяю следующие виды здоровьесберегающих технологий :

• медико-профuлактические, включающие в себя: организацию и контроль питания детей, физического развития; организацию профилактических мероприятий; контроль и помощь в обеспечении требований СанПиН; организация здоровьесберегающей среды.

Физкультурно-оздоровительные, включающие в себя: развитие основных движений, повышение двигательной активности и укрепление здоровья ребенка.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, способствующие созданию эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе взаимодействия, общения со сверстниками и взрослыми, социально-эмоциональное благополучие.

Здоровьесберегающие образовательные технологии :

технологии сохранения и стимулирования здоровья посредствам обязательного включения в занятия/ уроки динамических пауз, подвижных игр, релаксационных пауз, пальчиковой гимнастики;

технологии обучения здоровому образу жизни посредствам занятий по адаптивной физической культуре;

технологии телесной терапии с элементами массажа, музыкотерапии, психогимнастике.

• Телесно – ориентированный подход способствует расслаблению мышц, освобождению от зажимов, а значит регулированию внутреннего состояния в организме. Например, упражнение «Ласковые ладошки».

Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь. Затем разворачиваются в другом направлении и выполняют те же движения ласковыми ладошками. Так же это упражнение можно выполнять и вдвоем.

• коррекционные технологии :

Арттерапия. Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Сюда входит работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками.

Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и

подключить внутренние резервы организма ребенка такие как: красочная живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т. д.)

У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

Если ребенок любит рисовать, то хорошим помощником станет упражнение «Цветовушка».

Выполнение упражнения «Цветовушка»

Ребенку предлагается «Напоить» краску водичкой, перенести капельку на лист бумаги, и поиграть с ней. Наклоняя лист в разные стороны, капля не должна скатиться с листа. Далее ребенку предлагается дорисовать рисунок.

Для повышения уверенности в себе применяю упражнение «Рисование по-мокрому». Смачивается лист, наносятся краски (рисунок, размывается в разные стороны, дорисовывается изображение.

Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Психогимнастика - снятие эмоционального напряжения. Используется в непосредственно-образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики.

СУ-ДЖОК терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Сочетание Су-Джок терапии и таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционных занятий.

Все прекрасно знают, как дети любят игры с песком. Детское творчество на песке и стиль взаимодействия есть проекция внутреннего мира ребенка. Специалисты – парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Мои наблюдения и опыт подтверждают, что игра и песок позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасными средством для развития и саморазвития ребенка.

Основными принципами игр на песке считается – создание естественно стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Осуществляется взаимный переход «Воображаемого» в «Реальное» и наоборот.

Именно поэтому важно, чтобы дети на своих участках имели доступ к песку, чтобы песок был подготовлен к встрече с ребенком.

Через все эти элементы (арттерапии, пескотерапии, сказкотерапии, игротерапии, у ребенка снижается тревожность, он избавляется от страхов и справляется с вспышками агрессивности, определяет для себя способы выхода из конфликтных ситуаций. Успокоившись, дети лучше себя чувствуют, появляется уверенность и желание воспринимать что-то новое, концентрировать свое внимание, творчески воображать и мыслить.

Особое внимание в нашей работе я уделяю развитию мелкой моторики, задачами которого являются повышение работоспособности коры головного мозга и развитие активной речи ребенка.

Для развития мелкой моторики использую пальчиковая гимнастика, игры с природным, бросовым материалом (бассейны из гороха, фасоли и т. п., а также игры с различными пособиями (шнуровки, мозаики, пазлы и т. д.).

Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время, а также в непосредственно образовательной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии применяю при реализации всех общеразвивающих программ с учетом того, что все эти программы интегрируются между собой.

Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в учреждении.

Используя в работе доступные здоровьесберегающие технологии, создаю условия для обучения и развития.

Из практического опыта работы с детьми с ТМНР, можно сделать выводы, что применение здоровьесберегающих технологий, используемых при обучении, способствуют обеспечению эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе взаимодействия, общения со сверстниками и взрослыми, оказывают положительное влияние на общее развитие детей.

У воспитанников улучшается тактильно-двигательное, слуховое и зрительное восприятие, дети более продолжительное время могут удерживать внимание, воспитывается усидчивость, появляется элементарная игровая и учебно-практическая деятельность.

У них развиваются и закрепляются функционально важные навыки, необходимые для использования в повседневной жизни, появляется уверенность в движениях, в своих силах, дети становятся более самостоятельными, а, значит, улучшается качество их жизни.

1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие. - М. : Сфера, 2012.

2. Дополнительные общеобразовательные программы для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Под ред. В. Н. Асикритова, Т. А. Алексеевой, Е. Ю. Коржовой. –СПб. : ЛЕМА, 2015.

3. Акимова М. К., Козлова В. Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учет и коррекция. – М. : Просвещение, 2002.

4. Кудинова М. А. здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. – ж. Логопед, №2, 2010г.

5. Львова И. М. Физкультминутки. Начальная школа, 2005.

6. Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009 .

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ»Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ» Я слышу — и забываю. Я вижу — и вспоминаю. Я делаю – и постигаю. Конфуций Это выражение, которое приписывают Конфуцию, может подойти эпиграфом.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми»Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми» Здравствуйте, дорогие мои МААМОВЦЫ!Вот и конец учебного года! Для многих педагогов настало время подводить итоги. Вот и у нас в детском.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Семинар-практикум по технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»Семинар-практикум по технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» Хочу вам рассказать о семинаре-практикуме, который я посетила в г. Тамбове 18марта. Программа семинара- практикума «Развивающие игры Воскобовича.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Современные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми ТМНР»
Опубликовано: 25 апреля 2022 в 14:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Современные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми ТМНР»» (включая файлы) размещена пользователем ГАЛИНА БОНДАРЕВА (УИ 123201) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД